Урок русского языка в 3 классе по теме "Части речи.Повторение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Федоренко Ирина Николаевна

При подготовке к данному уроку была определена дидактическая цель:  создать условия для повторения и закрепления обучающимися изученных частей речи, и достигалась через принципы воспитывающего и развивающего обучения, наглядности, доступности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                               « Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»                                                             Льговского района Курской области

Открытый урок                                                                                                                                   по русскому языку                                                                                                                            в 3 классе                                                                                                                                           тема:

«Части речи»

Учитель Федоренко И.Н.

                                                                             

                                                                                                                   

п.Колонтаевка

2014 г.

Тема.  Части речи.

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Цели:   повторить и закрепить знания, умения и навыки по теме «Части речи», отрабатывать умение распознавать части речи, ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;                                     развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание;                                                      развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях;                                                  воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.                                                                                                                                                         

Задачи урока:

повторить и закреплять умение распознавать части речи;

отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки;

развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание;

развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях;

воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:                                                                                                                                             научатся узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

Личностные:                                                                                                                                                развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения  и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:                                                                                                                                    прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Познавательные:                                                                                                                                     выполняют задания с использованием материальных объектов, схем; выбирают наиболее эффективный способ решения, строят объяснение в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные:                                                                                                                                       умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Методы и формы обучения: частично – поисковый; фронтальная, работа в парах,  индивидуальная, групповая.

 Образовательные ресурсы:

Компьютер, проектор, экран, диск «Русский язык. 3 класс», «светофоры», карточки с заданием диска на каждого обучающегося, карточки с заданием на каждую группу, таблица «Части речи».

Сценарий урока

I. Мотивация к учебной деятельности                                                                                                                  

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.                                                            

II. Актуализация знаний.

1. Работа с пословицей.

- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.

    Слад №1         

/Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости/

- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.  

2.  Минутка чистописания.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- О чём пословица? Какой первый звук слышим в слове МУДРОСТЬ? Дайте характеристику звуку [м] .

- Определите тему чистописания.

Слайд № 3

- На минутке чистописания мы напишем эту букву. Но прежде выполним пальчиковую гимнастику.

        Этот пальчик – маленький,

        Этот пальчик – слабенький,

        Этот пальчик – длинненький,

        Этот пальчик – сильненький,

        Этот пальчик – большачок,

        А все вместе кулачок.

  III. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте ещё раз пословицу и подумайте, на какие группы можно разделить слова.

        /День, жизни , частичку, мудрости – имя существительное, прибавляет – глагол, нам – местоимение/

- Как вы определили?

- Какое слово у вас осталось? Почему?

- Какие ещё части речи вы знаете?

 IV.  Постановка темы и целей урока.

- О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему урока.

Слайд № 2  /Части речи/

- Какие цели мы поставим перед собой?

- На сегодняшнем уроке мы повторим тему «Части речи». Будем совершенствовать наши умения в определении частей речи.

V. Работа по теме урока. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Работа с таблицей «Части речи» (минипроект «Части речи»)

(Работа в парах)

- Сейчас мы вспомним всё, что знаем об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. Работать будем в парах.

У каждой пары карточки.

- Целью работы каждой пары дать характеристику имени существительному, глаголу, прилагательному. Работаем по плану «Юного исследователя».

/На доске плакат/

ЧАСТИ РЕЧИ

Что обозначает?

Вопросы

Роль в предложении

?

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Лидеры выходят к доске и прикрепляют на плакат нужную карточку.                                    Каждый лидер рассказывает о своей части речи.

  1. Проблемная ситуация. (Работа в группах)  

Слайд №4                                                                              

   Даны слова: печь, пила. 

   - Какими частями речи являются данные слова? Докажите.

   - Придумайте в парах по два предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными   частями речи? Аргументируйте.

-Ребята ,какие правила мы должны помнить  при выполнении задания в группах?

1. Умеем слушать своего товарища ,не перебивая!

2. Принимаем одно решение!

  1. Самостоятельная работа 

- Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 )

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Заяц, морковка, сладкий, ягода.                                                                                                                              2)Горький, быстрый, бежит, вкусный.
3)играет, гнездо, бежит, берёт.

- Как вы находили лишнее слово?

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
боль - … , … .

- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.

- Проверим свою работу (Самоконтроль)

Слайд № 4

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме.

1. Самостоятельная работа.

Учебник стр. 54 упражнение 90. Взаимопроверка.

2. Индивидуальная работа с карточками.                                                                                                       Один ученик выполняет задание на компьютере, остальные в карточках.

- Проверьте работу товарища . / Использование проектора/

- Проверьте свою работу.

- Оцените себя с помощью «светофора».

IX. Итог урока.

- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?

- Стали вы мудрее? В чём?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

- Что было трудным на уроке?

- Что было интересным на уроке?

X. Рефлексия.

- Какое у вас настроение в конце нашего урока?

- Оцените свою работу на уроке.

/У каждого на столе кружок самооценки:      

  Жёлтый – молодец, всё выполнял верно.                                                                                              

  Синий - хорошо, но есть  ошибки

 Красный - допускал много ошибок, нужно ещё   поработать.

/На доске оформляется цветик семицветик/

Домашнее задание. Учебник стр. 55, упражнение 91.

        

Задания для работы в группе

  1. Выберите , что обозначает ваша часть речи.
  2. Выберите вопросы вашей части речи.
  3. Выберите роль в предложении.
  4. Найдите в предложении вашу часть речи.

Я любуюсь чудесной картиной осеннего леса.

  1. Оформите таблицу на доске.
  2. Подготовьте выступление лидера группы.

Задания для работы в группе

  1. Выберите , что обозначает ваша часть речи.
  2. Выберите вопросы вашей части речи.
  3. Выберите роль в предложении.
  4. Найдите в предложении вашу часть речи.

Я любуюсь чудесной картиной осеннего леса.

  1. Оформите таблицу на доске.
  2. Подготовьте выступление лидера группы

Задания для работы в группе

  1. Выберите , что обозначает ваша часть речи.
  2. Выберите вопросы вашей части речи.
  3. Выберите роль в предложении.
  4. Найдите в предложении вашу часть речи.

Я любуюсь чудесной картиной осеннего леса.

  1. Оформите таблицу на доске.
  2. Подготовьте выступление лидера группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...