Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Знакомство с орфограммой и орфографией."
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме

Корчак Дарья Александровна

Тема: « Знакомство с орфограммой орфографией.».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель деятельности учителя: способствовать раскрытию значимости орфограммы в слове и умение писать грамотно.

Планируемые результаты:

предметные: - познакомить учащихся со значением слова орфограмма; повторить написание словарных слов: русский язык, Россия; учить правильному написанию словарных слов: ученик, ученица

Личностные: - воспитывать в детях  доброе, уважительное отношение к мнению товарищей.

Оборудование: презентация; тетрадь, учебник, карточки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_orfogrammoy_i_orfografiey.docx20.96 КБ
Office presentation icon orfogramma.ppt1.56 МБ
Microsoft Office document icon uprazhnenie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Класс: 1-3

Тема: « Знакомство с орфограммой орфографией.».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель деятельности учителя: способствовать раскрытию значимости орфограммы в слове и умение писать грамотно.

Планируемые результаты:

предметные: - познакомить учащихся со значением слова орфограмма; повторить написание словарных слов: русский язык, Россия; учить правильному написанию словарных слов: ученик, ученица

Личностные: - воспитывать в детях  доброе, уважительное отношение к мнению товарищей.

Оборудование: презентация; тетрадь, учебник, карточки.

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационный

Словесный: слово учителя.

1 мин.

-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!

Приветствовать учителя.

Р.: Положительное отношение к урокам, формирование ценностных ориентаций.

2. Постановка учебной задачи

Практич.: минутка чистописания.

Словесный:

ответы на вопросы.

Словесный: ответы на вопросы.

20 мин.

Минутка чистописания.(слайд 1)

Л_ства, гла_, но_, б_жать, к_рзина.(сл. 2)

Посмотрите на экран, перед вами слова давайте вставим пропущенные буквы.

Сделайте вывод, какие два случая встречаются при написании слов?( слова, в которых буквы не вызывают сомнения при написании и слова, где возникает спор при выборе и написании буквы.

- Как мы называем такие места? (ошибкоопасные места)

А у этих ошибкоопасных мест есть очень интересное название, его я вам называть не буду, вы его найдёте сами в учебнике на стр. 9,прочитав правило.

- Как называются ошибкоопасные места? (орфограмма)(сл. 4)

- Прочитаем правило вслух.

-Что обозначает это слово в переводе с греческого? (правильная буква)

Вернёмся к словам.(сл. 5)

Назовите орфограммы в словах: парная согласная и безударная гласная.

- Что происходит с парными согласными в конце слова? (они оглушаются, произносятся глухо)

- А что происходит с безударной гласной?  ( она не всегда пишется так как произносится).

-Какой вывод надо сделать при написании слов?  ( думать: если не возникает сомнения – произноси и пиши слово по слогам, но если есть орфограмма – будь настороже.

Для этого существуют несколько способов: Какие?

        1)спроси у взрослого, как пишется слово

        2) найди это слово в словаре (у вас будет такая

возможность сегодня)

        3) проверь это слово.

На уроках русского языка мы будем знакомиться с орфограммами и учиться их проверять. Но существуют такие слова, которые проверить нельзя, их надо запомнить.

Писать каллаграфически.

Делать вывод.

Отвечать на вопросы.

Знакомятся с правилом.

Отвечать на вопросы.

Делать вывод.

К:  развивают умение слушать и понимать речь других.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

Физминутка

2 мин.

Повторять слова и движения за учителем.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

3. Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: работа в тетради.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: работа с карточками.

15 мин.

Посмотрите на экран, перед вами картинки: утка, чашка, ель, нитки, игла, кошка)(сл. 6)

Выделите первую букву в названии каждого изображённого предмета, соедините их и у вас получится слово

- Какое слово получили? (ученик)

- Кого можно назвать учеником?  (человек, который где-либо учится)

- А где может он учиться? (в школе или профессиональном училище)

- Запишите его. Поставьте ударение.  Подчеркните безударную гласную. Её нужно запомнить.

А сейчас откройте стр.10 и прочитайте правило в рамочке.

Что означает орфография? (правильно пишу)

Вот и вы ребята пишите аккуратно и правильно, проговаривая каждый слог, когда пишите.

- Ребята, а как называют девочек, которые учатся в школе? (ученица)(сл.7)

- Запишите и это слово в тетрадь и поставьте ударение.

Упражнение «Ассоциации» (на карточках)(сл. 8)

Соедините слова из левого столбика со словами из правого и вставьте пропущенные буквы. Работаем на карточке

ру_ _ кий                  уч_ница

родина                      уч_ник

Мальчик                   _зык

Девочка                    Ро_ _ ия

   

Отвечать на вопросы.

Записывать слова.

Знакомятся с правилом.

Вставлять пропущенные буквы.

.

Р: выполняют задание.

Р: выполняют задание.

К: участвуют в учебном диалоге.

Р: выполняют задание.

4. Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: чтение: чтение.

5 мин.

- Как называются ошибкоопасные места на письме? (орфограмма)

- Слова с какими орфограммами встречались на уроке?  (парные согласные и безударные гласные)

А что такое орфография?

-Если на уроке открыли для себя что-то новое и своей работой довольны- выберите первого смайлика

- Если на уроке было интересно, но были трудности – выберите второго смайлика.

-Если урок был трудным и вы плохо себя на нём чувствовали –выберите третьего смайлика.

Сегодня на уроке было интересно тому, кто не бил баклуши, а навострил уши и работал, засучив рукава. Вы поняли что-нибудь?
Предлагаю дома выяснить, что означают эти устойчивые словосочетания:  
бить баклуши
навострить уши
засучив рукава

-Урок окончен! Молодцы!

Отвечать на вопросы.

Формулировать выводы.

Р: отслеживать цель учебной деятельности.

Р: самоанализ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И вновь урок мы начинаем, К вершине знаний держим путь. Все знанья сами открываем, Поэтому – активным будь! Девиз урока:

Слайд 2

Подумай! а и е о я п в д з к т ф г ж ГЛАСНЫЕ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Слайд 4

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ на конце слова

Слайд 5

ОРФОГРАММА

Слайд 6

Отгадай слово УЧЕНИК

Слайд 7

УЧЕНИК УЧЕНИЦА

Слайд 9

Проверьте! РУ СС КИЙ УЧ Е НИЦА РОДИНА УЧ Е НИК МАЛЬЧИК Я ЗЫК ДЕВОЧКА Р ОСС ИЯ

Слайд 10

Быстро пролетел урок, Подведём быстрей итог! Чем сегодня занимались, В чём с охотой упражнялись? Что узнали и познали, Почему умней вы стали!? МОЛОДЦЫ!



Предварительный просмотр:

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                         Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                         Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                         Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                         Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

             

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                         Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                         Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

             

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                         Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                         Ро____ия

Упражнение «Ассоциации».

Соедините слова из левого столбика со словами правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

ру____ кий                      уч___ница

родина                             уч___ник

мальчик                        ___зык

девочка                          Ро____ия

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методические разработки к уроку "Русский язык"

    Цель  урока: организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Задачи:- обучающие: формировать умение распознавать...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (Начальная школа)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (Начальная школа)...

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"

Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...