Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов. Тема: Удивительные слова русской речи. Антонимы.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Шиленок Людмила Григорьевна

Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов поможет раскрыть многообразие слов русского языка, особенности происхождения и произношения некоторых слов и выражений; вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_po_teme_antonimy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

ул.Федорова,6

Учитель начальных классов

Шиленок Людмила Григорьевна

Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов.

УМК «Гармония»

Тема: Удивительные слова русской речи. Антонимы.

Цель занятия: 

показать многообразие слов русского языка, особенности происхождения и произношения некоторых слов и выражений; вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского языка.

Задачи:

  • расширить представление детей об антонимах, привлечь для наблюдений многозначные слова, которые в зависимости от разных значений входят в различные антонимичные пары, привести примеры использования антонимов в различных произведениях;
  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
  • повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;
  • развивать речь учащихся, сообразительность, мышление, внимание, память, обогащать словарный запас детей;
  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку;

Оборудование: М.Р. Львов “Словарик синонимов и антонимов”, В.П. Жуков “Школьный фразеологический словарь русского языка”, В.В. Репкин “Школьный толковый словарь”, Ш.В. Журжина “Дидактический материал по русскому языку”, В. Степанов “Русские пословицы и поговорки от А до Я”.

АНТОНИМЫ

Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным значением. Объединяясь в пары, обозначающие контрастные понятия, антонимы могут характеризовать состояние (молодость — старость, труд — лень, здоровый — больной, прилежный — ленивый), деятельность (работать — отдыхать), явления природы (жара — холод, восход — закат, пасмурный — ясный), пространственные и временные отношения (далеко — близко, левый — правый, день — ночь, зимой — летом) и т. п.

Антонимы могут быть как разнокорневые (прибавить — отнять, веселый —грустный, друг— противник), так и однокорневые (прибавить — убавить, веселый — невеселый, друг — недруг). Не все слова русского языка имеют соотносительные слова с противоположным значением, Антонимов нет, например, у слов нога, Сергей, карандаш, корова и др. В то же время некоторые слова, если они многозначны, могут иметь несколько антонимов, например: легкая (ноша)—тяжелая; легкая (задача)—трудная; легкая (походка)—грузная; легкий (табак) — крепкий; легкий (мороз)—сильный; легкая (музыка)—серьезная; легкий (сон) — глубокий.

Употребляются антонимы обычно в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть качественную или количественную, пространственную или временную противоположности (светлый — темный, короткий — длинный, здесь—там, всегда — иногда).

Ход урока:

1.Орг. момент.

- Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по удивительным словам русской речи и начнем наше занятие словами одного поэта:

Язык прекрасный русского народа,

Как ты пленителен,  как близок мне!

Великий, мощный. Благозвучный,

Язык славянский,  ты — язык и мой.                                

                                       А. Ашкери

2.Повторение ранее изученного о словах. Слова-синонимы.

— Интересные слова в русском языке! Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова? (синонимы)

- Какие слова называются синонимами?

- В каком словаре можно найти синонимы к словам? (Словарь синонимов русского языка)

- Приведите примеры таких слов.

  • По очереди называют подобранные синонимы к слову говорить (сказать, воскликнуть, заметить, отозваться, откликнуться, промолвить, повторить, заявить, разговаривать, болтать, произносить, глаголить, вещать, объяснить, вставить, добавить, дополнить, утверждать, шептать, кричать, бубнить, ворчать, ответить и т.д.).
  • Один ученик находит это слово в словаре.(ГОВОРИТЬ, РАЗГОВАРИВАТЬ.)

- Что вы знаете о лексическом значении слов? Какой словарь нам может помочь объяснить непонятное слово?. (толковый)

3.Знакомство с антонимами.

- А есть слова с противоположным значением – слова со значением наоборот.

- О каких словах пойдет речь?

1)- Попытайтесь отгадать загадки и найти в них такие слова.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг, 

А деревьям друг. 

                           (Дятел.)

                           Б. Тимофеев

- Назовите отгадку.

Как столкнутся — стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет —

Тонкий что-нибудь прибьет.

                     (Молоток и гвоздь.)

                    А. Рождественская

- Какие встретились слова с противоположным значением?

- Как называются эти слова в русской речи? (антонимами)

- Подберите антонимы к следующим словам в 1 задании  и запишите

(слова на доске):

(работа в группе(парах) на листочках)

             1группа                         2группа                                             3 группа

   горе - …,

конец - …,

свет - ….,

жара - ….,

утро - …..,

новый - ……,

длинный - …..,

узкий - …..,

добрый - ….,

грязный - … ,

поднимать - …,

молчать - …..,

радоваться - ….,

приходить - …. ,

ложиться - … .

- Что можно сказать  о словах каждой группы, сделайте вывод.

ВЫВОД: Антонимами могут быть и существительные, и прилагательные, и глаголы.

А если какие-то слова вызовут у вас затруднение, на помощь придет другой словарь: «Словарь антонимов русского языка».

2)— А теперь попытайтесь закончить рассказ одного из учеников нашей школы.

 Послушайте его.

«Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…»

— Продолжите сами. Возьмите для этого начало рассказа, заменяя выделенные слова противоположными по значению.(Работа в парах на листочках)

Дети вписывают нужные слова, заканчивают работу.

- Прочитайте, что у вас получилось?

- Что можете рассказать об этих антонимах?

ВЫВОД: — Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то веселым, то грустным, то аккуратным, то небрежным.

3)— А может ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, высоким и низким, далеким и близким?

-  Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном, о котором рассказывает П. Ребро в стихотворении «Кто прав?».

Чтение учащимися в паре по ролям.

Вьется синяя река,

Убегает к морю.

Говорит отец:

— Мелка!

 Глубока!—я спорю.

Так мелка иль глубока?

Как же быть нам с нею?

До колен отцу река,

Ну, а мне — по шею.

— Кто же прав?

ВЫВОД: Оказывается, оба правы, каждый по-своему.

4)- Внимательно послушайте, назовите из стихотворения слова с противоположным значением. Для закрепления материала предлагается стихотворение   Г.Сапгира «Яблоко».

Чтение учителем

У   прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто                                                

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что низко, 

   А Мышонок —                              

Высоко,

Воробей  сказал,

Что близко, 

А Улитка — далеко.

А Теленок – озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А Цыпленок — тем,

Что очень

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

               — Кислое – зачем оно?

               — Что вы!—

               Шепчет Червячок.—

               Сладкий у него бочок.

 1)  Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Теленок и Цыпленок, Котенок и Червячок?

2)  Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему?

3) Можно ли к слову яблоко подобрать антоним? (нет)

ВЫВОД. Есть в русском языку слова, к которым нельзя подобрать антонимы.

- Какая пара антонимов была лишняя, почему?

4.Физкультминутка.

Руки вверх и руки вниз

Повторяем дружно.

Засиделся ученик –

Разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покажем: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

5.Слово одно, а антонимов несколько. Многозначные слова.

— К каждому слову можно подобрать антоним?

- Назовите другие слова, к которым нельзя подобрать слова, противоположные по смыслу (нога, карандаш, корова, Света и т.д.)

- А есть такие слова, к которым можно подобрать не одно, а несколько слов, противоположных по смыслу. Попробуем это сделать и попытаемся ответить на вопрос, почему так получается.

Мелкий пруд - …пруд(глубокий)

Мелкий дождь — ... дождь.(крупный)

Свежий хлеб— ... хлеб. (черствый) Свежий огурец - …огурец. (пропавший)

Свободный стул— ... стул. (занятый)

Свободная обувь— ... обувь.(тесная)

ВЫВОД: Значит, несколько антонимов можно подобрать тогда, когда слово имеет не одно, а несколько значений. Многие слова имеют лишь один антоним.

6.Использование антонимов в различных произведениях.

- Сегодня вы узнали больше о словах-антонимах.

- Что это за слова?

-  Вы часто встречаете антонимы в задачах по математике. Они имеются также в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях. Там, где говорится о противоположных признаках, действиях, описываются события, происходившие прежде и теперь, есть антонимы. Найдите эти слова в заданиях.

1 задание:

- Когда мы читаем рассказы или стихи, где сравниваются разные времена, разные люди, разные события, то в этих рассказах или стихах часто встречаются слова с противоположным значением.

Послушайте небольшой рассказ Н. Сладкова «И грустно и радостно».

Странный в сентябре лес — в нем рядом и весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка.

Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга. Увядание и расцвет. Тишина и песни.

И грустно и радостно!

        1) Какие антонимы встречаются в этом рассказе?

2) Почему рассказ назван «И грустно и радостно»?

— Антонимы часто встречаются в пословицах и поговорках, в народных загадках. Вот некоторые пословицы (на доске): 

1) Кто хочет много знать, тому надо мало спать;  

- Какие слова с противоположным значением употреблены в этих пословицах? Как вы их понимаете?

- Объясните смысл этих пословиц.

2 задание: «Закончи пословицы».

Ученики находят недостающее слово и записывают на место пропуска.

1) Ученье — свет, а неученье —  ....

2) Знай больше, говори ....

3) Корень учения горек, да плод его ....

4)  Не бойся врага умного, бойся друга ....

5) Лучшая вещь новая, лучший друг — .....

6) За маленьким погнался, а …..  потерял.

  - Какие пословицы у вас получились?

3 задание: Знаете ли вы?

- Даже в книга Гиннеса может удивить разнообразием антонимов.                                                                                В мире интересного.

Самая большая в мире книга находится в Америке. Ее высота — три   метра,   толщина — один   метр.   Перелистывает  книгу специальный электрический аппарат.

Самая маленькая русская книга — это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите — 71 буква.

Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

7.Игра «Наоборот».

- Послушайте стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра», назовите недостающие слова. Учащиеся устно произносят слова.

Скажу я слово                             Скажу тебе я слово

Высоко,                                         Трус,

А ты  ответишь: ….. .              Ответишь ты:…….. .

Скажу   я   слово                        Теперь начало

Далеко,                                        Я скажу,—

А ты ответишь: ……..            Ну, отвечай:………

- На этом наше занятие заканчивается, подведем итог.

8.Обобщение. Узелки на память

- Какими сведениями о необычных словах русского языка вы пополнили свои знания?

            - Эти памятки помогут вам применять полученные знания.

Памятка:

Приложение 1.

Памятка.

Узелки на память

1. Антонимы — это слова с противоположным значением,

например: веселый —грустный, веселиться — грустить, веселье — грусть.

2. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями (весело — грустно), но и однокоренные слова (весело — невесело, прибегать —убегать).

3. Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена, стол, ваза, тетрадь, карандаш, береза, липа, корова, рука, глаз и многих других.

________________________________________________________

Приложение 2.

П. Ребро в стихотворении «Кто прав?».

Чтение учащимися в паре по ролям.

Вьется синяя река,

Убегает к морю.

Говорит отец:

— Мелка!

 Глубока!—я спорю.

Так мелка иль глубока?

Как же быть нам с нею?

До колен отцу река,

Ну, а мне — по шею.

_________________________________________________________________________

Н. Сладкова «И грустно и радостно».

1. Странный в сентябре лес — в нем рядом и весна и осень.

 Желтый лист и зеленая травинка.    Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки.

2.  Теплое солнце и холодная белая радуга. Увядание и расцвет. Тишина и песни.

И грустно и радостно!

_

________________________________________________________________

В мире интересного.

1. Самая большая в мире книга находится в Америке. Ее высота — три   метра,   толщина — один   метр.   Перелистывает  книгу специальный электрический аппарат.

2. Самая маленькая русская книга — это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.

1. Самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите — 71 буква.

2. Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

__________________________________________________________________

Приложение 3.

        Язык прекрасный

русского народа,

Как ты пленителен,

как близок мне!

Великий, мощный.

Благозвучный,

Язык славянский,

ты — язык и мой.

                   

А. Ашкери

                                                                                                

горе - …

конец - …

свет - …

жара - …

утро - …

новый - …

длинный - ...

узкий - ...

добрый - ...

грязный - …  

поднимать -…

молчать  - …

радоваться -…  

приходить -… ложиться - …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты модульных уроков по русскому языку 3 класс по теме "Сложное слово", "Местоимение как часть речи".

Данные конспекты  уроков  помогут учителю изучить с учащимися  данный материал намного быстрее и сразу проверить усвоенный материал....

Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе"Зимушка - зима в русском языке"

В занятии используются загадки, кроссворды на зимнюю тему содержашие изученные орфограммы...

Конспект урока русского языка во 2 классе Тема: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК «Школа России»

Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Задачи:1)      развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова...

Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Содержание урока соответствует дидактическим принципам системы развивающего обучения Л. В. Занкова и обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, установленных...

Открытый урок русского языка в 1 классе.Тема:Роль слов в речи.

Тип урока: Урок объяснения нового материала.Цель урока:Образовательные:·        создать условия для актуализации знаний о речи;·...