Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов. Тема: Удивительные слова русской речи. Антонимы.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему
Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов поможет раскрыть многообразие слов русского языка, особенности происхождения и произношения некоторых слов и выражений; вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_po_teme_antonimy.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
ул.Федорова,6
Учитель начальных классов
Шиленок Людмила Григорьевна
Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов.
УМК «Гармония»
Тема: Удивительные слова русской речи. Антонимы.
Цель занятия:
показать многообразие слов русского языка, особенности происхождения и произношения некоторых слов и выражений; вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского языка.
Задачи:
- расширить представление детей об антонимах, привлечь для наблюдений многозначные слова, которые в зависимости от разных значений входят в различные антонимичные пары, привести примеры использования антонимов в различных произведениях;
- научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
- повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;
- развивать речь учащихся, сообразительность, мышление, внимание, память, обогащать словарный запас детей;
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку;
Оборудование: М.Р. Львов “Словарик синонимов и антонимов”, В.П. Жуков “Школьный фразеологический словарь русского языка”, В.В. Репкин “Школьный толковый словарь”, Ш.В. Журжина “Дидактический материал по русскому языку”, В. Степанов “Русские пословицы и поговорки от А до Я”.
АНТОНИМЫ
Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным значением. Объединяясь в пары, обозначающие контрастные понятия, антонимы могут характеризовать состояние (молодость — старость, труд — лень, здоровый — больной, прилежный — ленивый), деятельность (работать — отдыхать), явления природы (жара — холод, восход — закат, пасмурный — ясный), пространственные и временные отношения (далеко — близко, левый — правый, день — ночь, зимой — летом) и т. п.
Антонимы могут быть как разнокорневые (прибавить — отнять, веселый —грустный, друг— противник), так и однокорневые (прибавить — убавить, веселый — невеселый, друг — недруг). Не все слова русского языка имеют соотносительные слова с противоположным значением, Антонимов нет, например, у слов нога, Сергей, карандаш, корова и др. В то же время некоторые слова, если они многозначны, могут иметь несколько антонимов, например: легкая (ноша)—тяжелая; легкая (задача)—трудная; легкая (походка)—грузная; легкий (табак) — крепкий; легкий (мороз)—сильный; легкая (музыка)—серьезная; легкий (сон) — глубокий.
Употребляются антонимы обычно в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть качественную или количественную, пространственную или временную противоположности (светлый — темный, короткий — длинный, здесь—там, всегда — иногда).
Ход урока:
1.Орг. момент.
- Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по удивительным словам русской речи и начнем наше занятие словами одного поэта:
Язык прекрасный русского народа,
Как ты пленителен, как близок мне!
Великий, мощный. Благозвучный,
Язык славянский, ты — язык и мой.
А. Ашкери
2.Повторение ранее изученного о словах. Слова-синонимы.
— Интересные слова в русском языке! Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова? (синонимы)
- Какие слова называются синонимами?
- В каком словаре можно найти синонимы к словам? (Словарь синонимов русского языка)
- Приведите примеры таких слов.
- По очереди называют подобранные синонимы к слову говорить (сказать, воскликнуть, заметить, отозваться, откликнуться, промолвить, повторить, заявить, разговаривать, болтать, произносить, глаголить, вещать, объяснить, вставить, добавить, дополнить, утверждать, шептать, кричать, бубнить, ворчать, ответить и т.д.).
- Один ученик находит это слово в словаре.(ГОВОРИТЬ, РАЗГОВАРИВАТЬ.)
- Что вы знаете о лексическом значении слов? Какой словарь нам может помочь объяснить непонятное слово?. (толковый)
3.Знакомство с антонимами.
- А есть слова с противоположным значением – слова со значением наоборот.
- О каких словах пойдет речь?
1)- Попытайтесь отгадать загадки и найти в них такие слова.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел.)
Б. Тимофеев
- Назовите отгадку.
Как столкнутся — стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет —
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь.)
А. Рождественская
- Какие встретились слова с противоположным значением?
- Как называются эти слова в русской речи? (антонимами)
- Подберите антонимы к следующим словам в 1 задании и запишите
(слова на доске):
(работа в группе(парах) на листочках)
1группа 2группа 3 группа
горе - …,
конец - …,
свет - ….,
жара - ….,
утро - …..,
новый - ……,
длинный - …..,
узкий - …..,
добрый - ….,
грязный - … ,
поднимать - …,
молчать - …..,
радоваться - ….,
приходить - …. ,
ложиться - … .
- Что можно сказать о словах каждой группы, сделайте вывод.
ВЫВОД: Антонимами могут быть и существительные, и прилагательные, и глаголы.
А если какие-то слова вызовут у вас затруднение, на помощь придет другой словарь: «Словарь антонимов русского языка».
2)— А теперь попытайтесь закончить рассказ одного из учеников нашей школы.
Послушайте его.
«Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…»
— Продолжите сами. Возьмите для этого начало рассказа, заменяя выделенные слова противоположными по значению.(Работа в парах на листочках)
Дети вписывают нужные слова, заканчивают работу.
- Прочитайте, что у вас получилось?
- Что можете рассказать об этих антонимах?
ВЫВОД: — Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то веселым, то грустным, то аккуратным, то небрежным.
3)— А может ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, высоким и низким, далеким и близким?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном, о котором рассказывает П. Ребро в стихотворении «Кто прав?».
Чтение учащимися в паре по ролям.
Вьется синяя река,
Убегает к морю.
Говорит отец:
— Мелка!
— Глубока!—я спорю.
Так мелка иль глубока?
Как же быть нам с нею?
До колен отцу река,
Ну, а мне — по шею.
— Кто же прав?
ВЫВОД: Оказывается, оба правы, каждый по-своему.
4)- Внимательно послушайте, назовите из стихотворения слова с противоположным значением. Для закрепления материала предлагается стихотворение Г.Сапгира «Яблоко».
Чтение учителем
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А Мышонок —
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка — далеко.
А Теленок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыпленок — тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
— Кислое – зачем оно?
— Что вы!—
Шепчет Червячок.—
Сладкий у него бочок.
1) Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Теленок и Цыпленок, Котенок и Червячок?
2) Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему?
3) Можно ли к слову яблоко подобрать антоним? (нет)
ВЫВОД. Есть в русском языку слова, к которым нельзя подобрать антонимы.
- Какая пара антонимов была лишняя, почему?
4.Физкультминутка.
Руки вверх и руки вниз
Повторяем дружно.
Засиделся ученик –
Разминаться нужно.
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!
Энергично, как всегда,
Головой покажем: ДА!
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.
5.Слово одно, а антонимов несколько. Многозначные слова.
— К каждому слову можно подобрать антоним?
- Назовите другие слова, к которым нельзя подобрать слова, противоположные по смыслу (нога, карандаш, корова, Света и т.д.)
- А есть такие слова, к которым можно подобрать не одно, а несколько слов, противоположных по смыслу. Попробуем это сделать и попытаемся ответить на вопрос, почему так получается.
Мелкий пруд - …пруд(глубокий)
Мелкий дождь — ... дождь.(крупный)
Свежий хлеб— ... хлеб. (черствый) Свежий огурец - …огурец. (пропавший)
Свободный стул— ... стул. (занятый)
Свободная обувь— ... обувь.(тесная)
ВЫВОД: Значит, несколько антонимов можно подобрать тогда, когда слово имеет не одно, а несколько значений. Многие слова имеют лишь один антоним.
6.Использование антонимов в различных произведениях.
- Сегодня вы узнали больше о словах-антонимах.
- Что это за слова?
- Вы часто встречаете антонимы в задачах по математике. Они имеются также в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях. Там, где говорится о противоположных признаках, действиях, описываются события, происходившие прежде и теперь, есть антонимы. Найдите эти слова в заданиях.
1 задание:
- Когда мы читаем рассказы или стихи, где сравниваются разные времена, разные люди, разные события, то в этих рассказах или стихах часто встречаются слова с противоположным значением.
Послушайте небольшой рассказ Н. Сладкова «И грустно и радостно».
Странный в сентябре лес — в нем рядом и весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка.
Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга. Увядание и расцвет. Тишина и песни.
И грустно и радостно!
1) Какие антонимы встречаются в этом рассказе?
2) Почему рассказ назван «И грустно и радостно»?
— Антонимы часто встречаются в пословицах и поговорках, в народных загадках. Вот некоторые пословицы (на доске):
1) Кто хочет много знать, тому надо мало спать;
- Какие слова с противоположным значением употреблены в этих пословицах? Как вы их понимаете?
- Объясните смысл этих пословиц.
2 задание: «Закончи пословицы».
Ученики находят недостающее слово и записывают на место пропуска.
1) Ученье — свет, а неученье — ....
2) Знай больше, говори ....
3) Корень учения горек, да плод его ....
4) Не бойся врага умного, бойся друга ....
5) Лучшая вещь новая, лучший друг — .....
6) За маленьким погнался, а ….. потерял.
- Какие пословицы у вас получились?
3 задание: Знаете ли вы?
- Даже в книга Гиннеса может удивить разнообразием антонимов. В мире интересного.
Самая большая в мире книга находится в Америке. Ее высота — три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
Самая маленькая русская книга — это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.
Самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите — 71 буква.
Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
7.Игра «Наоборот».
- Послушайте стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра», назовите недостающие слова. Учащиеся устно произносят слова.
Скажу я слово Скажу тебе я слово
Высоко, Трус,
А ты ответишь: ….. . Ответишь ты:…….. .
Скажу я слово Теперь начало
Далеко, Я скажу,—
А ты ответишь: …….. Ну, отвечай:………
- На этом наше занятие заканчивается, подведем итог.
8.Обобщение. Узелки на память
- Какими сведениями о необычных словах русского языка вы пополнили свои знания?
- Эти памятки помогут вам применять полученные знания.
Памятка:
Приложение 1.
Памятка.
Узелки на память
1. Антонимы — это слова с противоположным значением,
например: веселый —грустный, веселиться — грустить, веселье — грусть.
2. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями (весело — грустно), но и однокоренные слова (весело — невесело, прибегать —убегать).
3. Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена, стол, ваза, тетрадь, карандаш, береза, липа, корова, рука, глаз и многих других.
________________________________________________________
Приложение 2.
П. Ребро в стихотворении «Кто прав?».
Чтение учащимися в паре по ролям.
Вьется синяя река,
Убегает к морю.
Говорит отец:
— Мелка!
— Глубока!—я спорю.
Так мелка иль глубока?
Как же быть нам с нею?
До колен отцу река,
Ну, а мне — по шею.
_________________________________________________________________________
Н. Сладкова «И грустно и радостно».
1. Странный в сентябре лес — в нем рядом и весна и осень.
Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки.
2. Теплое солнце и холодная белая радуга. Увядание и расцвет. Тишина и песни.
И грустно и радостно!
_
________________________________________________________________
В мире интересного.
1. Самая большая в мире книга находится в Америке. Ее высота — три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
2. Самая маленькая русская книга — это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.
1. Самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите — 71 буква.
2. Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
__________________________________________________________________
Приложение 3.
Язык прекрасный
русского народа,
Как ты пленителен,
как близок мне!
Великий, мощный.
Благозвучный,
Язык славянский,
ты — язык и мой.
А. Ашкери
горе - …
конец - …
свет - …
жара - …
утро - …
новый - …
длинный - ...
узкий - ...
добрый - ...
грязный - …
поднимать -…
молчать - …
радоваться -…
приходить -… ложиться - …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты модульных уроков по русскому языку 3 класс по теме "Сложное слово", "Местоимение как часть речи".
Данные конспекты уроков помогут учителю изучить с учащимися данный материал намного быстрее и сразу проверить усвоенный материал....
Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".
Дать представление о приставке как части слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....
Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.
Цель: Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы с алгоритмом нахождения однокоренных...
Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе"Зимушка - зима в русском языке"
В занятии используются загадки, кроссворды на зимнюю тему содержашие изученные орфограммы...
Конспект урока русского языка во 2 классе Тема: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК «Школа России»
Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Задачи:1) развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова...
Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Содержание урока соответствует дидактическим принципам системы развивающего обучения Л. В. Занкова и обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, установленных...
Открытый урок русского языка в 1 классе.Тема:Роль слов в речи.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.Цель урока:Образовательные:· создать условия для актуализации знаний о речи;·...