Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка Учитель: Попова Галина Васильевна : ГБОУ СОШ № 184 Калининского района Санкт- Петербурга Класс: 4 «А» Тема урока: "Возвратные глаголы"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Попова Галина Васильевна
    Технологическая карта урока русского языка
    Учитель: Попова Галина Васильевна
    ОУ: ГБОУ СОШ № 184 Калининского района Санкт- Петербурга
    Класс: 4 «А» 
     
                            Тема урока:  "Возвратные глаголы. Правописание глаголов с суффиксами –сь, (-ся)"     
                                                                         Тип урока: Открытие новых знаний 
      
    Цель урока:  овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол), ;
                           
    Задачи урока: 
    1) образовательные: 
    * формировать  умения  разграничивать формы глагола на –ться и – тся; 
    * распознавать возвратные глаголы в группе слов и в тексте;
    * расширить знания о глаголе как части речи; 
    * называть признаки возвратных глаголов;
    * учить обозначать орфограмму  и графически объяснять выбор написаний; 
    * подбирать примеры для самостоятельной формулировки правила написания глаголов  на –ться, тся;
     
               2)  развивающие: 
    развивать устную и письменную речь; 
    орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание;
    развивать навыки совместной деятельности работы в группе;
     
    3) воспитательные: 
    - воспитывать интерес к предмету, 
    - чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.
     
    Планируемые результаты    
    Предметные 
    1) познакомить обучающихся с правилом (алгоритмом)  правописания глаголов на -ться,
     -тся
    2) развивать умения определять возвратные глаголы среди группы слов и в тексте
    3) развивать умение писать глаголы с безударными личными окончаниями
                                                           
    Метапредметные
     
     Регулятивные УУД:
    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
    2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
    3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 
     
    Познавательные УУД:
    1) преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты; 
    2) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
    Коммуникативные УУД:
    1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации,  
    использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
    2) формирования умения слушать и вступать в диалог
    3) формирования умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Личностные 
                                                                                                                                                                                                                                                             
     1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
     2) формирование  мотивации к обучению и познанию
     3) формирование уважительного отношения к иному мнению  
    4) формирование умения контролировать      
      
    Ресурсы урока:
    Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,  О. В. Пронина  Русский язык.: учебник для 4 класса – М.: Баласс, 2011г.
    Интернет-ресурсы 
    Презентация 
    Проектор
    Компьютер   
    Ход урока   
    Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся   
    Мотивация познавательной деятельности   
    Организационный момент.
    Создает психологический настрой на урок.
     Сегодня на уроке мы постараемся показать, что  знаем, чему научились. Желаю вам успеха.
    Проверьте, готовность к уроку. Запишите число. Классная работа.
    Чистописание.
    Пропишите на первой строке буквосочетания.
    вр л спр ч возвр
    Это не простые буквосочетания, а "напоминалка". Что мы должны вспомнить? Расшифруйте. Над чем мы сегодня на уроке будем работать? Есть ли какое-то непонятное буквосочетание?  Какой вопрос тогда поставим перед собой? 
    Повторение
    1) Прочитайте слова  (слайд 1)
    Запишите слова, объясните трудные орфограммы. Найдите среди них лишнее. Почему?
     (несколько принципов:  а) одно наречие, остальные -глаголы;
     б) в одном 3 слога, остальные состоят из двух слогов; в) одно слово начинается с гласного, остальные начинаются с согласного; г) в одном слове первый слог ударный, в остальных второй слог)
     
    2) Составьте предложение из деформированного текста. (Слайд 2) Запишите предложение. 
    Анализ предложения. 
    Начертите схему предложения.
    Объясните правописание безударных личных окончаний глагола.
    3) Проверка знаний написания безударных личных окончаний глаголов. 
    Учитель диктует: испорт...т, стро...т, рису...т, помн...т, обман...т, пойма...т, свяж...т, держ...т
    Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка)
    4) Дайте характеристику глаголу по его окончанию
     - ЕМ
    Учащиеся настраиваются на работу на уроке.
     
    Учащиеся отвечают на вопросы.
     
     
    Учащиеся ставят вопрос.
     
    Учащиеся читают слова, высказывают своё мнение, обобщают  и классифицируют по признакам. 
     
     
    Учащиеся составляют предложение устно, записывают в тетрадь.
     
    Учащиеся чертят схему предложения, обосновывают правильность выполнения работы.
     
     
     
     
    Учащиеся записывают слова, меняются тетрадями и проверяют грамотность выполнения задания одноклассником. 
     
    Учащиеся оценивают работу.
     
    Учащиеся выполняют задание учителя.
     
     
      
    Актуализация необходимых знаний   
    1) "Мозговая" разминка.
    Ответьте на вопрос.
    Что должен сделать утром человек, собираясь на работу?  
    Чем является -ся, -сь? 
    Может ли он встречаться у других частей речи?
    Это суффикс не простой, он указывает ещё на одну характеристику глагола.
    Раньше суффикс -ся был самостоятельным словом- местоимением и писали его отдельно, обозначал "себя", "сам".
    На доске записаны глаголы: умыться, причесаться, собраться.
    На что указывает формообразующий суффикс в этих словах?
    Какой ещё формообразующий суффикс глагола знаете? На что он указывает?
    Сформулируйте теперь тему нашего урока. Возвратимся к чистописанию, что же обозначает буквосочетание возвр?
    Большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных: мыть - мыться.
    Некоторые из возвратных глаголов без -ся (-сь) не употребляются: смеяться, бороться.
     
    2) Образуйте возвратные глаголы.
    Учитель диктует: сердить - ..., греть - ..., 
    увлекать- ...,  успокоить -...,  обрадовать - ... .
    Постановка учебной задачи.
    Была ли трудность в написании возвратных глаголов?
    Какую ошибку можно допустить при написании этих слов?
    Предположите, над чем мы дальше будем работать?
    3) Работа с учебником. 
    а) Откройте учебники на стр. 95. Прочитайте первое правило. Приведите свои примеры.
    Прочитайте второе правило.
    Построение алгоритма. Как же можно проверить, когда пишется мягкий знак, а когда не пишется?
     
    б) Прочитайте словосочетания и попробуйте составить алгоритм правописания глаголов на -ться и -тся. (Слайд 3, 4, 5, 6)
    (На слайдах четыре  предложения: Витя старает…ся.  Надо спустит…ся вниз. Утром дети умывают…ся.  Оля хорошо учит…ся.
     
    Физкультминутка
    Я называю вам глагол или имя существительное, а вы, если услышите глагол - встанете, а если имя существительное - остаётесь сидеть.
    Горчица, стучится, смотрится, девица, стесняется, пишется, волчица, мокрица, моется, волнуется, вещица.
     
     
     
     
    Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
     
     
    Учащиеся выполняют  задание учителя. Контролируют правильность своего ответа.
     
    Учащиеся высказывают своё мнение.
     
    Учащиеся читают,  сравнивают с тем, что предположили  сами.
     
    Учащиеся отвечают.
     
    Учащиеся развивают умения извлекать информацию из текстов.
    Учащиеся составляют алгоритм написания мягкого знака в глаголах возвратной формы.
     
    Учащиеся формулируют конечный результат.
    Высказывают своё мнение, проверяют по алгоритму и записывают в тетрадь.
     
    Учащиеся выполняют движения по заданию.
     
    Организация познавательной деятельности   
    1)Самостоятельная работа 
    Работа с учебником (упр. 275)
    Выпишите  из  текста глаголы неопределённой формы, объясните написание.
    Сделайте вывод.
    2) Закрепление нового материала
    Образуйте от данных существительных возвратные глаголы в неопределённой форме. (Слайд 7)
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 
    3)Игра "Найди ошибку".(Слайд 8, 9) 
    Учащиеся смотрят на картинку и пытаются придумать глагол (действие этого предмета) на новое правило с написанием –ться, -тся.
    4)Домашнее задание. Упражнение 276. Прочитайте задание. Всё ли понятно?
    Учащиеся выполняют задание.
     
     Учащиеся высказывают свое мнение, записывают самостоятельно в тетрадь, применяют на практике полученные знания, выполняя упражнение. 
     
     
    Учащиеся записывают слова парами.
     
     
    Учащиеся участвуют в игре, применяя созданный алгоритм.
     
     
    Учащиеся записывают в дневник.   
    Рефлексия деятельности   
    1.)Подводит итоги урока в соответствии с поставленной целью и задачами. 
    - Что мы сегодня выяснили на уроке?
     - Что повторили?
    - Что создали?
     - Справились ли с поставленной целью и задачами урока.
     - Где мы можем применить знания? 
    2) Рефлексия настроения:
    Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Как итог, я хотела бы, чтобы вы закончили  предложения. А начну я.
    Мои апплодисменты … .
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Учащиеся анализируют свою  работу на уроке.
     
     
    Учащиеся формулируют конечный результат своей работы.
    .Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
     
     
    Учащиеся оценивают работу своего одноклассника и  апплодируют ему, называя по имени.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_dlya_konkursa.docx33.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка

    Учитель: Попова Галина Васильевна

    ОУ: ГБОУ СОШ № 184 Калининского района Санкт- Петербурга

    Класс: 4 «А»

                            Тема урока:  "Возвратные глаголы. Правописание глаголов с суффиксами –сь, (-ся)"    

                                                                         Тип урока: Открытие новых знаний 

    Цель урока:  овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол), ;

                           

    Задачи урока: 

    1) образовательные:

    * формировать  умения  разграничивать формы глагола на –ться и – тся;

    * распознавать возвратные глаголы в группе слов и в тексте;

    * расширить знания о глаголе как части речи;

    * называть признаки возвратных глаголов;

    * учить обозначать орфограмму  и графически объяснять выбор написаний;

    * подбирать примеры для самостоятельной формулировки правила написания глаголов  на –ться, тся;


               2)  развивающие: 

    • развивать устную и письменную речь;
    • орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание;
    • развивать навыки совместной деятельности работы в группе;


    3) воспитательные: 

    - воспитывать интерес к предмету,

    - чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.

    Планируемые результаты

    Предметные

    1) познакомить обучающихся с правилом (алгоритмом)  правописания глаголов на -ться,

     -тся

    2) развивать умения определять возвратные глаголы среди группы слов и в тексте

    3) развивать умение писать глаголы с безударными личными окончаниями

                                                                 

     

    Метапредметные

     Регулятивные УУД:
    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
    2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
    3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха


    Познавательные УУД:
    1) преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты;
    2) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
    Коммуникативные УУД:
    1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации,  
    использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
    2) формирования умения слушать и вступать в диалог

    3) формирования умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

    Личностные

                                                                                                                                                                                                                                                             

     1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
     2) формирование  мотивации к обучению и познанию

     3) формирование уважительного отношения к иному мнению 

    4) формирование умения контролировать      

    Ресурсы урока:

    Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,  О. В. Пронина  Русский язык.: учебник для 4 класса – М.: Баласс, 2011г.

    Интернет-ресурсы 

    Презентация

    Проектор

    Компьютер

    Ход урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающихся

    Мотивация познавательной деятельности

    Организационный момент.

    Создает психологический настрой на урок.

     Сегодня на уроке мы постараемся показать, что  знаем, чему научились. Желаю вам успеха.

    Проверьте, готовность к уроку. Запишите число. Классная работа.

    Чистописание.

    Пропишите на первой строке буквосочетания.

    вр л спр ч возвр

    Это не простые буквосочетания, а "напоминалка". Что мы должны вспомнить? Расшифруйте. Над чем мы сегодня на уроке будем работать? Есть ли какое-то непонятное буквосочетание?  Какой вопрос тогда поставим перед собой?

    Повторение

    1) Прочитайте слова  (слайд 1)

    Запишите слова, объясните трудные орфограммы. Найдите среди них лишнее. Почему?

     (несколько принципов:  а) одно наречие, остальные -глаголы;

     б) в одном 3 слога, остальные состоят из двух слогов; в) одно слово начинается с гласного, остальные начинаются с согласного; г) в одном слове первый слог ударный, в остальных второй слог)

    2) Составьте предложение из деформированного текста. (Слайд 2) Запишите предложение.

    Анализ предложения.

    Начертите схему предложения.

    Объясните правописание безударных личных окончаний глагола.

    3) Проверка знаний написания безударных личных окончаний глаголов.

    Учитель диктует: испорт...т, стро...т, рису...т, помн...т, обман...т, пойма...т, свяж...т, держ...т

    Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка)

    4) Дайте характеристику глаголу по его окончанию

     - ЕМ

    Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

    Учащиеся отвечают на вопросы.

    Учащиеся ставят вопрос.

    Учащиеся читают слова, высказывают своё мнение, обобщают  и классифицируют по признакам.

    Учащиеся составляют предложение устно, записывают в тетрадь.

    Учащиеся чертят схему предложения, обосновывают правильность выполнения работы.

    Учащиеся записывают слова, меняются тетрадями и проверяют грамотность выполнения задания одноклассником.

    Учащиеся оценивают работу.

    Учащиеся выполняют задание учителя.

    Актуализация необходимых знаний

    1) "Мозговая" разминка.

    Ответьте на вопрос.

    Что должен сделать утром человек, собираясь на работу?  

    Чем является -ся, -сь?

    Может ли он встречаться у других частей речи?

    Это суффикс не простой, он указывает ещё на одну характеристику глагола.

    Раньше суффикс -ся был самостоятельным словом- местоимением и писали его отдельно, обозначал "себя", "сам".

    На доске записаны глаголы: умыться, причесаться, собраться.

    На что указывает формообразующий суффикс в этих словах?

    Какой ещё формообразующий суффикс глагола знаете? На что он указывает?

    Сформулируйте теперь тему нашего урока. Возвратимся к чистописанию, что же обозначает буквосочетание возвр?

    Большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных: мыть - мыться.

    Некоторые из возвратных глаголов без -ся (-сь) не употребляются: смеяться, бороться.

    2) Образуйте возвратные глаголы.

    Учитель диктует: сердить - ..., греть - ...,

    увлекать- ...,  успокоить -...,  обрадовать - ... .

    Постановка учебной задачи.

    Была ли трудность в написании возвратных глаголов?

    Какую ошибку можно допустить при написании этих слов?

    Предположите, над чем мы дальше будем работать?

    3) Работа с учебником.

    а) Откройте учебники на стр. 95. Прочитайте первое правило. Приведите свои примеры.

    Прочитайте второе правило.

    Построение алгоритма. Как же можно проверить, когда пишется мягкий знак, а когда не пишется?

    б) Прочитайте словосочетания и попробуйте составить алгоритм правописания глаголов на -ться и -тся. (Слайд 3, 4, 5, 6)

    (На слайдах четыре  предложения: Витя старает…ся.  Надо спустит…ся вниз. Утром дети умывают…ся.  Оля хорошо учит…ся.

    Физкультминутка

    Я называю вам глагол или имя существительное, а вы, если услышите глагол - встанете, а если имя существительное - остаётесь сидеть.

    Горчица, стучится, смотрится, девица, стесняется, пишется, волчица, мокрица, моется, волнуется, вещица.

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

    Учащиеся выполняют  задание учителя. Контролируют правильность своего ответа.

    Учащиеся высказывают своё мнение.

    Учащиеся читают,  сравнивают с тем, что предположили  сами.

    Учащиеся отвечают.

    Учащиеся развивают умения извлекать информацию из текстов.

    Учащиеся составляют алгоритм написания мягкого знака в глаголах возвратной формы.

    Учащиеся формулируют конечный результат.

    Высказывают своё мнение, проверяют по алгоритму и записывают в тетрадь.

    Учащиеся выполняют движения по заданию.

    Организация познавательной деятельности

    1)Самостоятельная работа

    Работа с учебником (упр. 275)

    Выпишите  из  текста глаголы неопределённой формы, объясните написание.

    Сделайте вывод.

    2) Закрепление нового материала

    Образуйте от данных существительных возвратные глаголы в неопределённой форме. (Слайд 7)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

    3)Игра "Найди ошибку".(Слайд 8, 9)

    Учащиеся смотрят на картинку и пытаются придумать глагол (действие этого предмета) на новое правило с написанием –ться, -тся.

    4)Домашнее задание. Упражнение 276. Прочитайте задание. Всё ли понятно?

    Учащиеся выполняют задание.

     Учащиеся высказывают свое мнение, записывают самостоятельно в тетрадь, применяют на практике полученные знания, выполняя упражнение.

    Учащиеся записывают слова парами.

    Учащиеся участвуют в игре, применяя созданный алгоритм.

    Учащиеся записывают в дневник.

    Рефлексия деятельности

    1.)Подводит итоги урока в соответствии с поставленной целью и задачами. 

    - Что мы сегодня выяснили на уроке?

     - Что повторили?

    - Что создали?

     - Справились ли с поставленной целью и задачами урока.

     - Где мы можем применить знания?

    2) Рефлексия настроения:

    Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Как итог, я хотела бы, чтобы вы закончили  предложения. А начну я.

    Мои апплодисменты … .

    Учащиеся анализируют свою  работу на уроке.

    Учащиеся формулируют конечный результат своей работы.

    .Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

    Учащиеся оценивают работу своего одноклассника и  апплодируют ему, называя по имени.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс УМК "Школа России"

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс. УМК "Школа России"...

    Технологическая карта урока русского языка для 4 класса на тему "Правописание Ь в окончании возвратных глаголов 2-го лица единственного числа".

    Урок по системе Л.В. Занкова. Автор учебника - Н.В. Нечаева. В соответствии с ФГОС. С приложениями к уроку....

    Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

    Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка (ФГОС) Тема: «Написание слов с парными согласными на конце» 1 класс ПНШ

    Актуализировать и дополнить знания обучающихся о написании слов с парными согласными на конце....

    Технологическая карта урока русского языка для 4 класса (по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР) по теме "Повторение. Состав слова"

    Материал содержит технологическую карту урока русского языка для 4 класса (по АОП) по теме "Повторение. Состав слова"...