Всероссийский конкурс День науки "Сложные слова"
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Ильенкова Людмила Николаевна

МБОУ «Средняя  школа №32 им. С.А.Лавочкина»
г. Смоленск

 

 

 

День науки

Работа по русскому языку

 «Сложные слова»

ученицы 3Б класса

средней школы №32

города Смоленска

Усачёвой Вероники Павловны

 

Научный руководитель Ильенкова Л.Н., учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №32 им.С.А.Лавочкина»  города Смоленска

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 г

Сложные слова

Цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введение его в систему словообразования

Задачи:

1) познакомить учащихся с историей образованием сложных слов;

2) развивать умение самостоятельно находить сложные слова среди других слов

3) воспитывать интерес к русскому языку

4) Выработать умение в подготовке публичных выступлений на различного рода конференциях

План исследований

I Введение

1.     Актуальность темы.

2.     Словообразование

3.     История появления сложных слов 

II Основная часть

1. Разнообразие и многочисленность сложных слов

1) сложные слова – просторечия

2) сложные слова древнего происхождения

3) портретные черты человека

4) черты характера

2. Способы образования сложных слов

3. Явление «гаплологии» при образовании сложных слов

4. Сложносокращённые слова

5. Словосложение в европейских странах

III Заключение

 Значение сложных слов в русском языке

 IV Список использованных источников литературы

Сложные слова

    I Введение

1.     Актуальность темы.

   Почему мы выбрали эту тему?

     Исследование среди учащихся 1-4 классов нашей школы

- Мы провели исследование среди учащихся 1-4 классов нашей школа и выяснили, что есть дети со сложными фамилиями и именами: Белошапкин (3Б кл.), Белоглазов (4Б кл.), Градислава (2В кл.),

Таких фамилий и имён очень мало. Поэтому мы решили рассказать о сложных словах.

2.     Словообразование. Здесь вовсю кипит работа. Приставки, суффиксы, окончания так и снуют от одного корня к другому или же сменяют друг друга, присоединяясь к одному и тому же корню и образуя разные слова. Здесь происходят волшебные превращения: обыкновенная рыба может превратиться в золотую рыбку, в маленькую рыбёшку, и в громадную рыбищу, которой обрадуется любой рыболов. Вода здесь течёт не только по водопроводу, она падает водопадом, заполняет водохранилища. Вот какое удивительное это княжество – Словообразование!

3.     История появления сложных слов

Ещё с давних времён были известны сложные слова, например в названиях русских городов: Новгород (859г), Звенигород (1087г), Ярославль (1071г), Холмогоры, Волоколамск.

Волоколамск – название произошло от двух слов: 1)от реки Ламы, протекающей в Московской и Тверской областях; 2) от слова волок. Волоками называли места сближения судоходных рек.

    II Основная часть

1.     Разнообразие и многочисленность сложных слов

После принятия на Руси христианства (X век) из церковной литературы в русский язык вошло много сложных слов : благолепие, благоухание, велеречивый (многословный),   славословить и др. Но ещё раньше в древнерусском языке было немало сложных слов народного происхождения: Святослав, Володимир.

1)    сложные слова – просторечия

Издревле богаты сложными словами просторечия: лежебока,  белоручка, краснобай, горемыка  (от мыкать горе – испытывать лишения), сладкоежка,                           пустомеля, сорвиголова.

2)    сложные слова древнего происхождения

Интересно происхождение слова скатерть. Образовалось оно от сложного дъскотерть, т. е. кусок ткани для вытирания стола (дъска или доска первоначально обозначала стол). В некоторых диалектах существует слово рукотерть – полотенце.

Сложное слово тунеядец – древнего происхождения.

Туне – дёшево, «даром», отсюда  тунеядец – дармоед.

3)    портретные черты человека:

кареглазый               малоежка          

широкоплечий         смуглолицый

близорукий              краснощёкий и др

      4) черты характера человека:

трудолюбивый           жизнерадостный   

 себялюбивый            трудолюбивый

великодушный            сердобольный и др

2.     Способы образования сложных слов

v с соединительной гласной о      (волнорез)

v из двух и более  частей слов          (собкор)  собственный корреспондент

v из начальных звуков нескольких слов  (ТЮЗ)

v с соединительной гласной е (камнепад)

v без соединительной гласной (Новгород)

v из части основы и целого слова (телепередача)

3.     В русском языке известно явление гаплологии -  упрощения, опущения одного из  2-х одинаковых слогов при образовании сложных слов.

v Знаменосец (вместо знаменоносец)

v минералогия ( вместо минералология  (наука о минералах)

v трагикомедия (вместо трагикокомедия)

v дикобраз    (вместо дикообраз)

4.     Сложносокращённые слова состоят из одних гласных:

v ИУУ      (Институт усовершенствования учителей)

v ОАИ      (общественный автоинспектор)

v ОИЯИ    (Объединённый Институт Ядерных   Испытаний)

5.     Словосложение широко распространено во всех европейских языках. В     венгерском оно является обычным явлением. Так одуванчик  по – венгерски означает  «детсковеночнаятрава»,  т.е трава, из которой дети плетут  венки.

   III Заключение

Значение сложных слов в русском языке.

Сложные слова в русском языке многочисленны и многообразны. Они существуют с древних времён по сегодняшнее время. Сложные слова помогают точно объяснить своё высказывание, украшают русский язык.

«Не забывай на праведном пути то, что старик Марк Твен сказал когда –то: ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата»                                                                                                                                                 А.Титович

Список использованных источников литературы

1.     А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку», М., Просвещение, 2013г

2.     Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык», 3 класс, «Баласс», 2014г

3.     Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал», 3кл., «Баласс», 2006г

4.     Материалы участников фестиваля педагогических идей «Открытый урок», 2012 -2013г.

5.     «Игры на уроках русского языка»,  Смоленск, изд. СОИУУ, 1995г

6.     «Русский язык в играх», изд. СОИУУ, 1999 г

7.     «Чтобы было интересно», изд. г. Витебска, 1999г

8.     Н.И.Грюцева «Развитие познавательной самостоятельности у младших школьников», изд. СОИУУ, 1995г

9.     «Загляните к нам на праздник», Смоленск, 1995г

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя  школа №32 им. С.А.Лавочкина»
г. Смоленск

День науки

Работа по русскому языку

 «Сложные слова»

ученицы 3Б класса

средней школы №32

города Смоленска

Усачёвой Вероники Павловны

Научный руководитель Ильенкова Л.Н., учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №32 им.С.А.Лавочкина»  города Смоленска

2016 г

Сложные слова

Цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введение его в систему словообразования

Задачи:

1) познакомить учащихся с историей образованием сложных слов;

2) развивать умение самостоятельно находить сложные слова среди других слов

3) воспитывать интерес к русскому языку

4) Выработать умение в подготовке публичных выступлений на различного рода конференциях

План исследований

I Введение

  1. Актуальность темы.
  2. Словообразование
  3. История появления сложных слов  

II Основная часть

1. Разнообразие и многочисленность сложных слов

1) сложные слова – просторечия

2) сложные слова древнего происхождения

3) портретные черты человека

4) черты характера

2. Способы образования сложных слов

3. Явление «гаплологии» при образовании сложных слов

4. Сложносокращённые слова

5. Словосложение в европейских странах

III Заключение

 Значение сложных слов в русском языке

 IV Список использованных источников литературы

Сложные слова

    I Введение

  1. Актуальность темы.

   Почему мы выбрали эту тему?

     Исследование среди учащихся 1-4 классов нашей школы

- Мы провели исследование среди учащихся 1-4 классов нашей школа и выяснили, что есть дети со сложными фамилиями и именами: Белошапкин (3Б кл.), Белоглазов (4Б кл.), Градислава (2В кл.),

Таких фамилий и имён очень мало. Поэтому мы решили рассказать о сложных словах.

  1. Словообразование. Здесь вовсю кипит работа. Приставки, суффиксы, окончания так и снуют от одного корня к другому или же сменяют друг друга, присоединяясь к одному и тому же корню и образуя разные слова. Здесь происходят волшебные превращения: обыкновенная рыба может превратиться в золотую рыбку, в маленькую рыбёшку, и в громадную рыбищу, которой обрадуется любой рыболов. Вода здесь течёт не только по водопроводу, она падает водопадом, заполняет водохранилища. Вот какое удивительное это княжество – Словообразование!
  2. История появления сложных слов

Ещё с давних времён были известны сложные слова, например в названиях русских городов: Новгород (859г), Звенигород (1087г), Ярославль (1071г), Холмогоры, Волоколамск.

Волоколамск – название произошло от двух слов: 1)от реки Ламы, протекающей в Московской и Тверской областях; 2) от слова волок. Волоками называли места сближения судоходных рек.

    II Основная часть

  1. Разнообразие и многочисленность сложных слов

После принятия на Руси христианства (X век) из церковной литературы в русский язык вошло много сложных слов : благолепие, благоухание, велеречивый (многословный),   славословить и др. Но ещё раньше в древнерусском языке было немало сложных слов народного происхождения: Святослав, Володимир.

  1. сложные слова – просторечия

Издревле богаты сложными словами просторечия: лежебока,  белоручка, краснобай, горемыка  (от мыкать горе – испытывать лишения), сладкоежка,                           пустомеля, сорвиголова.

  1. сложные слова древнего происхождения

Интересно происхождение слова скатерть. Образовалось оно от сложного дъскотерть, т. е. кусок ткани для вытирания стола (дъска или доска первоначально обозначала стол). В некоторых диалектах существует слово рукотерть – полотенце.

Сложное слово тунеядец – древнего происхождения.

Туне – дёшево, «даром», отсюда  тунеядец – дармоед.

  1. портретные черты человека:

кареглазый               малоежка          

широкоплечий         смуглолицый

близорукий              краснощёкий и др

      4) черты характера человека:

трудолюбивый           жизнерадостный    

 себялюбивый            трудолюбивый

великодушный            сердобольный и др

  1. Способы образования сложных слов
  • с соединительной гласной о      (волнорез)
  • из двух и более  частей слов          (собкор)  собственный корреспондент
  • из начальных звуков нескольких слов  (ТЮЗ)
  • с соединительной гласной е (камнепад)
  • без соединительной гласной (Новгород)
  • из части основы и целого слова (телепередача)
  1. В русском языке известно явление гаплологии -  упрощения, опущения одного из  2-х одинаковых слогов при образовании сложных слов.
  • Знаменосец (вместо знаменоносец)
  • минералогия ( вместо минералология  (наука о минералах)
  • трагикомедия (вместо трагикокомедия)
  • дикобраз    (вместо дикообраз)
  1. Сложносокращённые слова состоят из одних гласных:
  • ИУУ      (Институт усовершенствования учителей)
  • ОАИ      (общественный автоинспектор)
  • ОИЯИ    (Объединённый Институт Ядерных   Испытаний)
  1. Словосложение широко распространено во всех европейских языках. В     венгерском оно является обычным явлением. Так одуванчик  по – венгерски означает  «детсковеночнаятрава»,  т.е трава, из которой дети плетут  венки.

   III Заключение

Значение сложных слов в русском языке.

Сложные слова в русском языке многочисленны и многообразны. Они существуют с древних времён по сегодняшнее время. Сложные слова помогают точно объяснить своё высказывание, украшают русский язык.

«Не забывай на праведном пути то, что старик Марк Твен сказал когда –то: ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата»                                                                                                                                               А.Титович

Список использованных источников литературы

  1. А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку», М., Просвещение, 2013г
  2. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык», 3 класс, «Баласс», 2014г
  3. Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал», 3кл., «Баласс», 2006г
  4. Материалы участников фестиваля педагогических идей «Открытый урок», 2012 -2013г.
  5. «Игры на уроках русского языка»,  Смоленск, изд. СОИУУ, 1995г
  6. «Русский язык в играх», изд. СОИУУ, 1999 г
  7. «Чтобы было интересно», изд. г. Витебска, 1999г
  8. Н.И.Грюцева «Развитие познавательной самостоятельности у младших школьников», изд. СОИУУ, 1995г
  9. «Загляните к нам на праздник», Смоленск, 1995г






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")

Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г....

А.В.Мясникова Классный час Всероссийская Перепись населения

Материал содержит разрабоку классного часа, посвященного Всероссийской переписи населения, и сопровождающую его презентацию....

Всероссийский урок чистой воды

Урок окружающего мира в 1 классе. Дети знакомятся со свойствами воды, сравнивают соленую и пресную воду. Знакомятся с изображением рек на карте....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Всероссийский проект "Гимн России понятными словами"

Всероссийский проект "Гимн России понятными словами" создан с целью участия во Всероссийском конкурсе. Нацелен на осмысленное понимание детьми текста  Гимна РФ,   формирования гражданской по...

Всероссийский проект "Всероссийская школьная летопись"

В статье представлена книга, созданная в сотворчестве учителя с учениками....