Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сурина Екатерина Викторовна

Технологическая карта урока  русского языка по теме: "Глагол" 4 класс. Программа "Нвчальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта49.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

в 4 классе

по теме «Глагол».

                                                                    Сурина Екатерина Викторовна

                                                               учитель начальных классов

                                            МБОУ НОШ 39

                                       

г. Белореченск

Предмет:

Русский язык

Класс:

4

Тип урока:

Урок систематизации и обобщения знаний и  умений.

Вид урока:

Практическая работа, беседа.

Тема урока:

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

Цель урока:

 Совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, определять число глагола.

Задачи урока

Обучающие: 

  • формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
  • систематизация и обобщение знаний по правилам правописания глаголов: изменение глагола по числам, не с глаголами;
  • способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей: обучать учащихся приёмам самооценивания.

Развивающие: 

  •   развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
  •  побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
  •  развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы;
  •  развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;
  •  активизировать словарный запас;
  •  корректировать слуховое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, внимание.

Воспитывающие:

  • воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • воспитание умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу;
  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи

Место урока в системе уроков:

Урок – обобщения  и систематизации полученных знаний.

Основные понятия и термины:

  • глагол
  • орфограмма
  • часть речи
  • число глагола
  • распространенное предложение
  • нераспространенное предложение

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы урока:

  • презентация,
  • карточки для индивидуальной работы,
  • карточки для работы в паре,
  • наглядность для оценивания знаний учащихся на уроке.

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии

Проблемное обучение

Игровые технологии

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Организационный момент.

                                                                                                            Слайд 1

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей  довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

На доске (на отдельных карточках)  разбросана фраза:                          Слайд 2  (срабатывает по щелчку)

    Не  стыдно        не  знать,          стыдно                 не  учиться.

- Ребята, внимательно посмотрите на доску. Что вы увидели?  (слова, кусочки предложения)

- Попробуйте сейчас из этих слов собрать пословицу. Как  вы   поняли смысл этих слов?  Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать.

Слушают учителя.

Составляют пословицу и объясняют её смысл.

РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу.

ЛУУД: создают положительный эмоциональный настрой.

КУУД: доносят свою позицию до других; соблюдают простейшие нормы речевого этикета.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5мин)

1.– Отгадайте загадку:

СЛАЙД 3

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

2.Назовите в тексте загадки слова, обозначающие действия. Поставьте к ним вопрос. СЛАЙД 2

3.Как называется часть речи, слова которой называют действия?

4. – Ещё одна загадка.

СЛАЙД 3

Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Какую часть речи мы начинаем изучать сегодня на уроке?

5. Эта часть речи уже вам знакома?

Приду, придёт, летит, строят, цветут, растёт.

Что сделаю? Что сделает?

Что делает? Что делают?

3. Глагол.

4. Глагол.

     

ПУУД: осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

ЛУУД: проявляют познавательный интерес к предмету; положительное и адекватное представление об учебной деятельности.

3. Этап локализация индивидуальных затруднений

  1. Постановка темы урока и  цели урока                               Слайд 4

       Ребята,   мы  с  вами продолжаем  увлекательное  путешествие  по  стране  (какой?) Глаголии.   А какая часть речи там живет? Мы уже знаем, что это  очень  удивительная  страна, в  ней   много  загадочного, неизвестного  и  очень  интересного. И сегодня мы  приведем в систему известные нам знания о глаголе и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке

Для чего тогда снова её будем изучать?

 –  Какие учебные задачи по этой теме сегодня мы поставим на уроке?

Выдвигают гипотезы. Формулируют тему урока. Оценивают свои знания по теме на оценочном листе.

1.Повторить всё, что уже знаем о глаголе.

2.Узнать что-то новое о глаголе.

3.Расширять свой словарный запас.

4. Использовать знания при разборе как части речи.

РУУД: определяют цель деятельности на уроке; проводят прогнозирование и контроль своих действий.

ЛУУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию, к самооценке.

5. Этап реализации построенного проекта

Маршрут «Нахождение глаголов»                                                Слайд 5

-  Итак, мы можем отправляться с вами в путь. Только посмотрите, сколько разных дорог идет от замка. Давайте определим для себя порядок нашего движения. (На карте расставляются цифры, подсказкой для учащихся может стать лист самооценки.)

- Отправляясь в дальнюю дорогу, мы должны быть уверены в том, что действительно  хорошо знаем нашего главного героя.  Разбойники так напугали Глагол, что он решил спрятаться среди других частей речи.

Карточка 1 Прочитать слова. Выписать глаголы.

- Ребята, а могут ли эти глаголы стать нашими помощниками в поисках  похищенных сокровищ?  Почему?

- Отогните на своих оценочных листах, спрятанную половинку. Используя цвета нашего светофора, оцените свою работу. (Карта вывешивается на доске) 

выполнил задание без ошибок

 допущены  1-2 ошибки

  3 и более ошибки

У кого прогноз и результат совпал? Кто выполнил задание лучше, чем предполагал? Чей результат оказался хуже, чем прогнозировал в начале?

- Как же нам удалось найти глагол среди других частей речи? (по вопросам, обозначают действие – помещаем на  карту). Глагол приглашает нас к действию, а значит, мы можем двигаться в путь.

Один ученик работает на доске, выбирая глаголы  из предложенного ряда  

Формулируют ответы на вопросы. Делают вывод.

Проверка, самопроверка (сверяют с эталоном на доске), самооценка этапа на оценочном  листе.

ПУУД:  ориентируются в своей системе знаний; преобразуют информацию, анализируют её для получения необходимых результатов.

РУУД: самостоятельно определяют критерии оценивания; дают оценку своей деятельности.

КУУД: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.

Маршрут «Не с глаголами»                                                            Слайд 6

 Работа с пословицами.

- Обратите  внимание  на  экран.

 - Нужно собрать пословицы!

              Соберите  пословицы.

Кто (не) работает, торопись делом.

(Не) спеши языком, тот не ест.

Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.

Легко забыть то, и в воде (не) тонет.

  - Как вы понимаете смысл 1 пословицы?

 - А какое правило о глаголе спряталось в пословицах?

 - А  как  пишется  НЕ  с  глаголами?

Вспомним наше стихотворение?

- Так как пишется НЕ с глаголами?

- Запишите пословицу, которая вам понравилась больше всего.

Молодцы! Мы нашли первый сундучок с сокровищами Короля Глагола.  ( заполняется карта)  Продолжим наши поиски дальше.                                                                                                     Слайд 7-8

 

Не выучил, не делай.

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши.

Только помни об исключениях:

Негодовать, невзлюбить, ненавидеть,

Недоумевать, нездоровится!

 

- Сейчас я продиктую вам слова, а вы запишите их в 3 группы!  (Слайд 9)

 1группа - Глаголы, обозначающие действие или движение.

2 группа - Глаголы, обозначающие состояние человека.

3 группа - Глаголы, называющие состояние природы.

( слова: переходит, болеет, бежит, светает, веселится, летит, морозит, поёт, холодит, сидит, грустит)

               

(Слайд 10)

1. переходит                                              

    бежит

    летит

    сидит                

2.болеет

  веселится

     любит

    грустит

3.светает

   морозит

   холодит

Соберите пословицы

Кто не работает, тот не ест.

Не спеши языком, торопись делом.

 Правда в огне не горит, и в воде не тонет.

 Легко забыть то, чего не знаем.

 (Правописание частицы НЕ с глаголами)

Не с глаголами пишется раздельно:

Вспоминают правило. Провер-ка, самопроверка (сверяют с эталоном на доске), самооценка этапа на оценочном  листе.

Записывают слова

 

Маршрут « Изменение глаголов по числам»  

- Ребята, посмотрите,  нам удалось перехватить записку от главаря к его шайке .  Давайте прочитаем ее.

Карточка 2

Слайд 11

        - Понятно ли вам содержание этой записки?  А я совсем не понимаю, что здесь написано. Давайте попробуем сообща ее расшифровать, поставив глаголы в предложениях в нужную форму

- Прочитайте, что же у нас получилось. Место, где спрятан еще один сундук, мы нашли, а теперь нужно его открыть и проверить,  не пуст ли он. А для этого  нужно определить, в каком числе употребляются  глаголы  в разбойничьей записке. ( Каждый учащийся работает индивидуально со своей карточкой, сверка с эталоном на слайде)                                           Слайд 12

- Найдите глаголы, которые употребляются в тексте и в единственном, и во множественном числе. Какой вывод мы можем сделать?  (Глаголы изменяются по числам. Вносим в карту.                                              Слайд 13 

- У кого прогноз и результат совпал? Кто выполнил задание лучше, чем предполагал? Чей результат оказался хуже, чем прогнозировал в начале?

- Вот и найден еще один  сундучок. Предлагаю устроить небольшой привал.

Самостоятельно читают текст.

Глаголы  дописывают на карточках.

 Каждый учащийся работает индивидуально со своей карточкой, сверка с эталоном на слайде      

РУУД: определяют цель выполнения задания; отличают верно выполнено задание от неверно выполненного.

ПУУД:  строят логическую цепочку рассуждений.

6.Физминутка

Организует  проведение и выполнение физических упражнений

Разминка перед работой.

В понедельник я купался,

(изображают плавание).

А во вторник рисовал.

(изображают рисование)

В среду долго умывался.

А в четверг в футбол играл.

(бег на месте)

В пятницу я бегал, прыгал,

Очень долго танцевал.

(кружатся на месте.)

А в субботу, воскресенье

(Хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(садятся и отдыхают).

 – (подсказка) Глаголы из физкультминутки могут напомнить кое-что для выполнения задания.

Выполняют упражнения

ЛУУД: осознают важность сохранения и укрепления здоровья.

Маршрут « Определение времени глагола»    

-  Мы знаем, что важно ценить каждую минутку урока.  Не теряя времени, отправляемся дальше. Мы уже знаем, что глаголы изменяются по числам.  А как еще изменяются глаголы? Какие формы времени глаголов вы знаете?  Как определить время глагола? Слайд 14 -15, 

Давайте определим время глаголов, которые использовали разбойники в своей записке.

1 ряд – выписать из записки глаголы прошедшего времени;

2 ряд – выписать глаголы настоящего времени;

3 ряд – выписать глаголы прошедшего времени.

- У кого прогноз и результат совпал? Кто выполнил задание лучше, чем предполагал? Чей результат оказался хуже, чем прогнозировал в начале?

-Вот и найден последний сундук  с сокровищами. И это значит, что мы можем обрадовать Короля, отправив ему сообщение.  (У детей набор карточек со словами : Мы, нашли, ваши, сокровища, и,  везем, во, дворец.)     Слайд 16

- Составьте из предложенных слов предложение.  Подчеркните грамматическую основу предложения.  Какими частями речи выражены  главные члены предложения?

- Попробуйте выбросить глаголы из предложения? Как вы считаете, поймет Король, что мы хотели ему сказать? Почему?                                   Слайд 17

- Какой вывод можем сделать?                               ( Вносим в карту, слайд 18)

Работают  в группах.   

Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Делают вывод. Оценивают свои действия.

ПУУД: Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

РУУД: планируют учебное сотрудничество; осознают уровень и усвоение знаний.

КУУД: формируют межличностное общение в совместной деятельности.

7.Этап рефлексии деятельности на уроке

8. Домашнее задание.

 - Прием «Вопрос-ответ»

  • Сумели ли мы  решить поставленные  перед нами задачи?
  • Что нам в этом помогло?
  • Что показалось вам сегодня трудным?  Что оказалось самым интересным?
  • Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
  • Чья работа на уроке понравилась больше всего?  
  • За что ты можешь себя похвалить?    Слайд 19

А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.

В зависимости от количества набранных баллов и допущенных в ходе урока ошибок, учащиеся получат дифференцированное домашнее задание

  Творческое задание:  9 – 10 баллов (все кружки зеленого цвета, допущена 1 ошибка): написать разбойникам письмо о том, как себя нельзя вести.

Остальные  задания могут быть предложены учителем или выбраны индивидуально детьми в зависимости от возникающих затруднений.  

Отвечают на вопросы.

Анализируют свою работу и работу одноклассников.

Закрашивают ту часть круга, которая соответствует их настроению

РУУД: Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке.

КУУД: Слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.

ЛУУД: дают оценку своей работе на уроке и деятельности одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Цели урокаСформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.Научить использовать приобретенные знания и умения....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий  урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....