Главные вкладки

    Удвоенные согласные (стажировка учителей русского языка и литературы республики)
    план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

    Сарыглар Алена Валентиновна

    Цель урока:  формировать  навыки  правописания слов с удвоенными согласными,   познакомить детей с правилами переноса слов с удвоенными согласными.

    Задачи:

    1.      Расширить словарный запас слов с удвоенными согласными.

    2.      Формировать умения  учащихся находить  в словах орфограмму « удвоенные согласные»  и грамотно писать слова с этой орфограммой.

    3.      Формировать  умения добывать знания и информацию из дополнительных источников.

    4.      Развивать память, внимание, мышление.

    5.      Воспитывать интерес к русскому языку

    УУД:

        

    предметные

    личностные

    регулятивные

    коммуникативные

    умение находить орфограммы в указанных учителем словах

    формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе

    умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока

    умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stazhirovka.docx29.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ СОШ № 2 г. Кызыла, Сарыглар Алена Валентиновна,

    ,

                                                                                  учитель начальных классов

     

      (2класс, УМК «Перспектива» )

    Удвоенные согласные как орфограмма.

    Цель урока:  формировать  навыки  правописания слов с удвоенными согласными,   познакомить детей с правилами переноса слов с удвоенными согласными.

    Задачи:

    1.      Расширить словарный запас слов с удвоенными согласными.

    2.      Формировать умения  учащихся находить  в словах орфограмму « удвоенные согласные»  и грамотно писать слова с этой орфограммой.

    3.      Формировать  умения добывать знания и информацию из дополнительных источников.

    4.      Развивать память, внимание, мышление.

    5.      Воспитывать интерес к русскому языку

    УУД:

    предметные

    личностные

    регулятивные

    коммуникативные

    умение находить орфограммы в указанных учителем словах

    формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе

    умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока

    умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем

     

    Оборудование: презентация; орфографические и толковые словари; карточки со словами, карточки - задания для работы в группах; ёлка, игрушки.

                                                                      Ход урока.

    1. Организационный момент.  

        Приветствие гостей. 

    Здравствуйте, ребята!

    Здравствуйте, друзья!

    В день декабрьский я рада

    Видеть вас друзья!

    -Ребята,  давайте поздороваемся с гостями.

    -Можете тихо садиться.

    Какой приближается праздник  ?          

    - Что для вас Новый год  г? ( Ёлка, волшебство, сказка…)

    -Посмотрите, какая у меня красивая ёлка! Но она без игрушек. Ваши знания помогут её украсить. (После каждого выполненного этапа урока на ёлке появляется игрушка)

    2. Актуализация знаний.

    -Ребята, я поздравляю вас, многие из вас справились с диктантом по теме «Звонкие и глухие согласные звуки».  Но есть среди вас и те, которые допустили ошибки в словах. Давайте объясним нашим товарищам, как правильно писать слова с орфограммами.

    (на доске: Стояли, мороз, лед, лег).

      3. Мотивация учебной деятельности.  

    -Ребята, давайте послушаем  Сказку «Про девочку Аллу» (В. Волина).

     

        Жила-была девочка Алла. Училась она во втором классе.

    Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила "двойку".

    Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:

    - Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.

    И Алла разучилась писать своё имя...

    А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.

    - Почему ты плачешь? - спросила учительница.

    - Я не знаю, как пишется моё имя.

    Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала:

    - Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и  многие другие слова, такие как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить.

    - Ребята, как зовут героиню сказки? (Алла)

    -Что с ней произошло? (Она не знала, как пишется ее имя).

    -А почему она разучилась писать свое имя? (Потому что она не знала правило написания слов с удвоенными согласными)

    -А как пишется имя Алла? (С заглавной буквы, с двумя лл)

    -Теперь попробуем распределить слова по двум группам. Обоснуйте свой выбор. (1. Аля, Аня, Гена — так называют детей их мамы, друзья, знакомые. Это короткие имена. 2. Алла, Анна, Геннадий — так уважительно называют взрослых людей. Это полные имена. В полном имени есть две одинаковые буквы в середине слова.)

    Аля, Алла, Аня, Анна, Гена, Геннадий.

    • Посчитайте количество звуков и букв в словах второй группы. Что интересного заметили? (Количество звуков и букв не совпадает. На месте удвоенной буквы слышим более долгий согласный звук.)

    - А в нашем классе есть дети, чьи имена пишутся с удвоенной согласной?

    -Спасибо, ребята. Вы справились с заданием.

        4. Сообщение темы, заданий урока.

    - Итак,  давайте сформулируем  тему нашего сегодняшнего урока? (Удвоенные согласные звуки и их обозначение на письме).

    - Сегодня на уроке мы должны:                                                                            

      - научиться находить слова с удвоенными согласными ;

    - научиться их грамотно писать ;

    - выучить правило переноса данных слов.

     

    5. Новая тема.

    А). На доске: ванна,  конный, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, сумма.

    -Вот слова, которых учила героиня сказки Алла.

    -Давайте и мы их выучим.

    - В каких ещё словах есть удвоенная с?

    - Работа над лексическим значением слова «класс» (Толковый словарь)

    - Карточка слова «класс». Сколько в слове букв? Сколько звуков? Почему букв больше?

    - Составление предложений (устно)

    - Какое однокоренное слово мы уже записали? (Классная)

     - Что общего в цепочках букв вы видите? (Они записаны парами)

    - Определите закономерность написания букв и продолжите строчку до конца.

    Запись: нн

    Сс

    Лл

    Мм

    - Какие звуки обозначают буквы, которые мы с вами записали? (Согласные)

    - Оцените свою работу. Подчеркните самое красивое соединение.

    Б).  Работа по учебнику

    -Подтвердите свои выводы, прочитайте сообщение профессора Самоварова.

    -Сделайте вывод. 

    - Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы ? Подобрать проверочное слово? (Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить или посмотреть по словарю)

     

    В). Упражнение 179 на с. 120.

    (Один ученик работает у доски.)

    - Прочитайте слова. Как вы думаете, как переносятся слова с удвоенными согласными? (Предположения детей.)

    - В словах с удвоенными согласными при переносе одна согласная остается на строке, другая, повторяющаяся, переносится на следующую строку: ал-лея, суб-бота и т. п. При этом слово переносится по слогам.

    Эти буквы – близнецы

    Удалые молодцы,

    Ты одной закончи строчку,

    А с другой её начни.

    -Запишите слова, разделив их для переноса, где это возможно.

    -Какие слова с удвоенными согласными перенести нельзя? Почему? (Нельзя перенести слова класс, грипп, так как в них один слог, одна гласная.)

    -Подчеркните слова, в которых мы произносим обычный согласный звук, а пишем удвоенную согласную. (Класс, грипп, хоккей, суббота.)

    -Какой совет вы дадите одноклассникам при написании таких слов? (Запомнить слова с удвоенными согласными.)

    -В каком слове количество звуков и букв совпадает? Ответ обоснуйте. (В слове «аллея» 5 букв и 5звуков, так как буква я стоит перед гласной и обозначает два звука [й’] и [а].)

    6.  Физминутка.  Пауза «Если нравится тебе, то делай так…»

    7. Продолжение работы по теме урока.

    А).Работа по карточкам.

    Замени одним словом (зелёные карточки)

    1 ряд.

    Солёная вода для засолки овощей. (Рассол)

    Собрание картин или камней. (Коллекция)

    Рисунок, картинка в книге к тексту. (Иллюстрация)

    2 ряд.

    Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение. (Дрожжи)

    Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани. (Аппликация)

    Обучение животных послушанию. (Дрессировка)

    Художественное произведение небольшого размера. (Рассказ)

    3 ряд.

    Праздничное освещение улиц. (Иллюминация)

    Большое желание есть. (Аппетит)

    Ремни, верёвки для управления лошадью. (Вожжи)

     -Проверка! ( Украшаем ёлку)

    Б).Упражнение 181 на с. 121.

    (Фронтальная проверка.)

    -На какой вопрос отвечают получившиеся слова с удвоенными согласными? (Какой? Какая?)

    В).   Составление памяток (красные карточки)

    Правильно расставить порядок действий.

    Памятка.

    2)Если есть долгий согласный,  напишу на месте этого согласного звука две буквы.

    1)Произнесу слово. Определю, есть ли в нем долгий согласный звук.

    5)Обозначу орфограмму.

    3)Если в слове не появится долгий согласный звук, вспомню, как пишется это слово.

    4)Проверяю себя: посмотрю, как пишется это слово в орфографическом словаре. 

    8.  Рефлексия ( жёлтые карточки )

    Продолжите предложения.

    1          Сегодня на уроке я узнал…                  

    2          Мне сегодня понравилось…

    3          Я оцениваю себя на …, потому что …

     9.  Подведение итогов.

    Интерактивный метод «Микрофон»

    - Над какой орфограммой мы работали на уроке?

        - Чему научились?

    - Что вам больше всего запомнилось на уроке?

      Нарисуй смайлик настроения. (Тетрадь или плакат)

    (Ёлка нарядная)

    Выставление оценок.

     Домашнее задание: Упр. 182 (с. 121) в учебнике


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Личный помощник" Справочник по русскому языку и литературе

    "Личный помощник" -  справочник по русскому языку и литературе, содержащий опорные схемы и памятки для учащихся, родителей и студентов.  Весь материал представлен пятью блока...

    Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг "Сто вопросов-сто ответов"

    Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг. Тема: «Сто вопросов, сто ответов»Цель: Прививать любовь к родному языку, вовлекая ребят ...

    Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

    В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

    Урок русского языка "Удвоенные согласные в русских словах".3 класс.

    Технологическая карта урока русского языка"Удвоенные согласные в русских словах". Второй урок по теме  и презенация к уроку.3 класс.Объяснение на основе словообразования....

    Презентация к уроку "Написание удвоенных согласных в русских словах" 3 класс

    Материал к уроку русского языка по теме" Удвоенные согласные в русских словах"...

    Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

    Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...