Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка во втором классе в соответствии с требованиями ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Малькова Ольга Альбертовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка во втором классе в соответствии с требованиями ФГОС Автор: Малькова Ольга Альбертовна ГБОУ Школа № 883

Слайд 2

Актуальность данной темы обусловлена сохранением орфогра-фических ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего образования, где в содержательной линии раздела «Орфография и пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник начальной школы: — осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; — подбирать примеры с определённой орфограммой; — при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; — при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Слайд 3

Цель исследования – выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития орфографической зоркости у младших школьников во втором классе в соответствии с требованиями ФГОС.

Слайд 4

Задачи: изучить лингвистические основы формирования орфографической зоркости у младших школьников; раскрыть значение и условия развития орфографической зоркости у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС; проанализировать возможности современных программ и учебников для развития орфографической зоркости у младших школьников; провести экспериментальную работу по развитию орфографической зоркости и разработать критерии оценки уровня сформированности орфографической зоркости и грамотности учащихся.

Слайд 5

Объектом исследования является процесс изучения русского языка во втором классе. Предметом исследования является развитие орфографической зоркости на уроках русского языка во втором классе.

Слайд 6

Гипотеза: при условии систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зритель-ный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографи-ческое проговаривание), направленных на развитие умения обнаруживать орфограмму,определить ее тип, найти допущенные ошибки, будет развиваться орфографическая зоркость на уроках русского языка у учащихся второго класса.

Слайд 7

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании системы упражнений по развитию орфографической зоркости у учащихся второго класса. Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут найти применение в работе учителей начальных классов. База исследования : второй класс МБОУ Уразовский лицей МР Учалинский район.

Слайд 8

Орфографией М.Р. Львов обозначает ту совокупность правил и традиций, которой руководствуется каждый пишущий и которая обеспечивает единство написаний и точное понимание написанного. Русская орфография — это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов: 1) передача буквами фонемного состава слов; 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) перенос части слова с одной строки на другую; 5) графические сокращения.

Слайд 9

Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).

Слайд 10

Сущность орфографической зоркости Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографиче-ской задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Слайд 11

Общими опознавательными признаками орфограмм являются: 1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием; 2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним; 3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка. Орфограмма – это буква, написание которой потенциально вариативно и в силу этого должно определяться применением особого правила орфографии.

Слайд 12

Критерии сформированности орфографической зоркости : — умение обнаружить орфограмму; — умение определить ее тип; — умение применить правило (решить орфографическую задачу); — умение осуществить контроль и самоконтроль.

Слайд 13

Принципы русской орфографии: морфологический; фонематический; традиционный (исторический); фонетический; дифференцирующий.

Слайд 14

Сравнительный анализ стандартов первого и второго поколения Стандарты первого поколения Линии сравнения Стандарты второго поколения Усвоение ЗУН Цели обучения Формирование УУД Ориентация на учебно-предметное содержание Содержание образования Включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач Учебная деятельность определялась учителем стихийно Организация учебного процесса Создание индивидуаль-ных образовательных программ Основная - фронтальная Формы обучения Признание решающей роли учебного сотрудничества

Слайд 15

Формирование универсальных учебных действий Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения: – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Слайд 16

Формирование универсальных учебных действий Регулятивные УУД: — определять и формулировать цель деятельности на уроке (постановка учебной задачи, подводящий и побуждающий диалог: предъявление противоречивых фактов, столкновение разных мнений, задание на ошибку); — проговаривать последовательность действий на уроке (алгоритм); — вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы (тестовые задания открытого и закрытого типа)

Слайд 17

Формирование универсальных учебных действий Познавательные УУД: — извлекать информацию; — преобразовывать информацию из одной формы в другую; — делать выводы; — находить ответы на вопросы; — пользоваться словарями; — осуществлять анализ, сравнение, классификацию, обобщение; — находить закономерности (строить аналогичные закономерности).

Слайд 18

Формирование универсальных учебных действий Коммуникативные УУД: — оформлять свои мысли в устной и письменной форме; — учиться работать в паре, в группе.

Слайд 19

Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи.

Слайд 20

1. Увидеть орфограмму в слове. 2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило. 3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы. 4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи. 5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму. 6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Слайд 21

Программы начальной школы Развивающая система Л. В. Занкова Обновленная традиционная программа «Начальная школа 21 века» УМК «Школа 2100» УМК «Гармония»

Слайд 22

Положительные результаты в работе над орфографической зоркостью УМК«Гармония» благодаря — приему письма «с окошками»; — моделированию орфограмм и способов их проверки; — алгоритму списывания с включением нахождения, выделения и проверке орфограмм.

Слайд 23

Положительные результаты в работе над орфографической зоркостью системы «Школа 2100» благодаря — развитию фонематического слуха; — задаче развития орфографической зоркости по опознавательным признакам орфограмм; — алгоритмам орфографических действий; — указанию в отдельных упражнениях количества орфограмм.

Слайд 24

В развивающей системе Л. В. Занкова цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через — упражнения на сравнение, классификацию орфограмм; — большой объем теоретического материала; — большой объем словарного материала.

Слайд 25

Общие положительные направления в программах и учебниках по русскому языку для формирования орфографической зоркости Осознанное отношение к слову. Развитие фонематического слуха. Формирование представлений об орфограмме и ее опознавательных признаках. Упражнения для выработки орфографической зоркости. Использование дидактических средств для организации работы по формированию орфографической зоркости. Специально организованное списывание. Использование памяток для проведения работы над ошибками. Графические и цифровые обозначения орфограмм. Диагностика орфографической зоркости. Систематическое включение УУД в процесс развития орфографической зоркости.

Слайд 26

Гипотеза: при условии систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание), направлен-ных на развитие умения обнаруживать орфограмму, определить ее тип, найти допущенные ошибки, будет развиваться орфографическая зоркость на уроках русского языка у учащихся второго класса.

Слайд 27

Показатели по I критерию ( сформированность ОЗ) Уровни Высокий Средний Низкий 1.Умение выделять орфограммы при списывании 20-26 орфограмм 14-19 орфограмм Менее 13 2.Умение выделять орфограммы в тексте, записанном под диктовку 15-18 орфограмм 10-14 орфограмм Менее 9 3.Умение называть орфограммы при списывании Все Не менее половины Менее половины 4.Умение подбирать примеры на указанную орфограмму Подобрал 3 примера на безударный гласный звук в корне Подобрал 1-2 примера Не подобрал ни одного примера 5.Умение найти допущенные ошибки и доказательно исправить Нашел и исправил 3 ошибки Нашел и исправил 1-2 ошибки Не нашел ни одной ошибки

Слайд 28

Показатели по II критерию ( грамотность учащихся) Высокий Средний Низкий 1. Умение грамотно писать контрольный диктант Не допустил ни одной ошибки Допустил 1-2 ошибки Допустил более 3 ошибок 2.Умение писать грамотно словарный диктант Не допустил ни одной ошибки Допустил 1 ошибку Допустил более 2 ошибок 3.Умение писать грамотно творческую работу (свободный диктант) Не допустил ни одной ошибки Допустил 1-2 ошибки Допустил более 3 ошибок

Слайд 30

Упражнения для развития орфографической зоркости: 1) комментированное письмо; 2) зрительный диктант; 3) моделирование; 4) сигнальные карточки; 5) орфографическое проговаривание.

Слайд 31

Графическое обозначение орфограмм

Слайд 32

Сигнальные карточки

Слайд 33

Алгоритм списывания (П.С. Жедек) 1. Внимательно прочитай предложение. 2. Повтори его, не заглядывая в текст. 3. Подчеркни в предложении все орфограммы. 4. Прочитай предложение орфографически. 5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. 6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы. 7. Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Слайд 34

Моделирование правила написания безударных гласных в корне слова Модель правила О О́ а а о о е е и и я я Алгоритм проверки Нахожу безударные гласные в корне. Ставлю под ударение. Под ударением пишется… Пишу ту же гласную в безударном слоге. С…сно́вый – с о ́сны, с о сновый

Слайд 35

Модель правила + гл. с т н з д н в ст л нц Моделирование правила написания непроизносимых согласных Алгоритм проверки 1. Нахожу в корне опасное сочетание. 2. Изменяю слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный звук или ставлю опасное сочетание на конец слова. 3. Слышу согласный звук. 4. Пишу согласную букву в опасном сочетании. Звез…ный – звез да , звез д ный.

Слайд 38

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты: — учащиеся усвоили основные виды орфограмм и их опознавательные признаки; — достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости и грамотности учащихся; — возрос интерес детей к урокам русского языка.

Слайд 39

Благодарю за внимание!!!

Слайд 40

Интернет-ресурсы Глобус: http://www.mgau.ru/images/image_article/section_489_1196.png Чернильница: http://www.xrest.ru/images/collection/00707/871/original.jpg Книга: http://peuma.unblog.fr/files/2009/02/libro.jpg Разделители для рамочки сделаны при помощи автофигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Содержит статью о развитии орфографической зоркости у младших школьников...

Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".

Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?  Главная причина ...

«Использование современных педагогических технологий в процессе формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в соответствии с ФГОС НОО»

laquo;Формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является важной задачей системы образования, так как грамотное письмо обеспечивает точность вы...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях ФГОС

        Многие годы не одно поколение ученых, родителей, учителей мучают вопросы: как научить детей грамотно писать, как соединить науку о законах русской орфографии с детьм...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.

Каждый ребенок овладевает орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных готовых правил, а сам приходит к самой сути в процессе исследования, открытия, поиска. Учащийся незаметно для ...