Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательного интереса к языку. Урок также помогает формировать умение взаимодействовать в статистических командах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Тема. «Устаревшие слова, новые слова, слова-синонимы. в рамках ФГОС

Класс: 2 класс     ( УМК "Начальная школа 21 века")

Предмет: русский язык

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

      - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения взаимодействовать в статичных командах (вход, поддержание, выход, учет результатов);

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование(создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

- Учебник: «Русский язык» 2 класс, С.В.Иванов.Вентана-граф.

- Проектор,компьютер, интерактивная доска;

-карточки-задания для групп(команд)


Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД*

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 1
 

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

 –
 

 Ф
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.
 

 7
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
 

  •  Москва
  • город
  • столица
  • Россия
  • народ
  • язык

–Почему выделены буквы в словах?
– Как убедиться в том, что вы правы? 
(Проверить написание этих слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? 
(Написание нужно запомнить.)

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Ф
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 

 Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 Актуализация знаний, введение в проблему

Работа над темой.

Проблема урока

Тема урока

 11
 

 Подведение детей к самостоятельному выводу 
 

 3.Вычеркните устаревшие слова.

Космос, машина, кольчуга, самолет, телефон, кушак, кафтан

  • Нужно ли нам знать устаревшие слова?
  • Кто ими пользуется и для чего?

 Называют тему урока Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова  

 Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 

Работа с учебником.

С.89.упр.1.

Наблюдение, проблемная ситуация.

 Ф, П
 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило

( нет машин, написано слово –град)
 

Организует подводящий диалог,

Записывают в тетрадь,

Работают с карточками

Обсуждают. Взаимопроверка

Оценивают себя

Оценивают себя

Ставят проблему

Называют тему урока.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Проверка понимания способа действия.
 

  •  находить в тексте и правильно употреблять в речи устаревшие слова;
  • заменять устаревшие слова синонимами;
  • совершенствовать

навыки   работы со словарями;

 

 Ф
 

 Дает образец короткого доказательства
 

 Ставят задачу урока

Объясняют написания слов, делают выводы.
 

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

 Первичное закрепление нового материала
 

 7
 

 Развитие умения распознавать и подбирать к устаревшим словам  слова-синонимы, 
 

Работа в группах.  .

1 группа: соедините стрелками слова- синонимы.

очи

шея

ланиты

губы

уста

щёки,–

выя

глаза,

перст

палец

чело

лоб

2 группа:  замените устаревшие слова словами- синонимами

У нее прекрасные очи. Ланиты как персик. С её уст не сходит улыбка . Выя у нее как у лебедя.

3 группа:замените устаревшие слова –синонимами.

Пощелкайте перстами,
Улыбнитесь устами,
Наклоните выю вперёд, назад.
Погладьте свои ланиты.
Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

4 группа: подчеркните устаревшие слова.

Дорогие отроки!
Учиться старательно следует. Ибо велика ведь бывает польза от учения. Благое время для сего – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.

Заслушивание ответов групп. Оценка знаний 

Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль,
 

 Г, П, И
 

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

физминутка

1

Релаксация

Пощелкайте перстами,
Улыбнитесь устами,
Наклоните выю вперёд, назад.
Погладьте свои ланиты.
Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

И побежали на месте

Побежали ,побежали

Остановились  на чуток

Тихо сели и продолжили урок

П

Организация физминутки

Выполняют упражнение для релаксации

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

 Самопроверка
 

 3
 

 Говорят, что книжка есть,
И мы можем в ней прочесть
Про конька, и про Ивана,
И про рыбу с “окияна”,
Про прекрасную жар-птицу,
Про царя и Царь-девицу.
Много в ней чудесных слов,
Написал ее Ершов.
Этой книжечке в обед
ровно 175 лет!

Работают с упр 3 стр 89 в

Учебнике

1 вариант: 1 четверостишие

2 вариант: 2 четверостишие

Находят устаревшие слова , работая со словарем

1  вершка, аршин)

2   седмицу,град.)

Рассмотреть рост конька горбунка

Когда измеряли рост животного то к количество вершков прибавляли к двум аршинам 4.5 +4,5+4,5 + 71+71 см =1м 55,5 см

Читают правило стр 90 «Тайны

языка»

Новые слова светофор, пирожное, космонавт, вертолет.

Более новые слова компьютер,

Оценка знаний

 

Работа с учебником стр 89 упр3

Читают

 И,
 Г,

 Организует работу класса

Диктует слова
 

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

 Читаю находят устаревшие слова , работают с толковым словарём  записывают значение слов в тетрадь, читают вслух Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, ставят констатирующую оценку

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 Подведение итогов
 

 2
 

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

 Решили ли мы проблему

Нужно ли знать устаревшие слова.

 

 Рефлексия, контроль,
 

 Ф,П, Г
 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
 

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников.

Этап разъяснения домашнего задания

1

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Найдите в стихотворении  Е.Баратынского «Весна!Весна» устаревшие слова, запишите их в тетрадь, дайте толкование или подберите синонимы.

Ф,И

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему; "Слова-синонимы".2 класс

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Слова-синонимы". 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".

Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века"  с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Устаревшие слова"(2 класс, УМК "Начальная школа 21 века").

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование представлений об устаревших словах, умения распознавать устаревшие слова в тексте.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опреде...

Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".

Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.». УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень». Задачи урока:Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания о п...