Конспект урока "Определение глагола как части речи", 3 кл, УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цели деятельности учителя: – Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.
– Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upr_344-347_opredelenie_glagola_kak_chasti_rechi.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: МОУ «Тимирязевская» СОШ Методист: Зубарева Н.С
Класс: 3 Б Учитель: Иванова Л.П
Студентка 45 группы Кириллова А.
Конспект по русскому языку
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Тема: Определение глагола как части речи
Цели деятельности учителя: – Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.
– Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.
Планируемые результаты :
Предметные: способность, опираясь на существенные признаки, определять принадлежность слов к, части речи глагол ,умение анализировать слова; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
Тип урока: ОНЗ
Оборудование: Русский язык «Школа 2100», презентация.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивационный Словесный: чтение стихотворения, рассказ о правилах посадки Словесный: формулирование задач урока, характеристика звуков Практический: повторение частей речи | ≈ 3 | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать. - Вот и мы с вами сегодня будем исследователями. -А кто такие исследователи? -Давайте посмотрим, что нам говорит по этому поводу словарь. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». – Как называются слова, о которых можно спросить: что это? кто это? (Имена существительные.) какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные.) – Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (Местоимения.) – Приведите примеры названных частей речи. По рядам: один ученик называет слово, ученик с другого ряда отвечает, какая это часть речи, и т.д. Примечание. Называются только те три части речи, которые назвали во время беседы, – существительные, прилагательные, местоимения. | Настрой на урок Записывают число, классная работа. Определелять части речи | . |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение Практический: завершение логической цепочки Словесный: ответы на вопросы Практический: просмотр иллюстраций Словесный: слово учителя Практический: составление плана | ≈ 7 | На слайде представлен текст. Муравей и голубка. Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой) – Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова. Варианты учеников. – А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.) Муравей и голубка. Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. (Л.Н. Толстой) – Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.) – Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. (Глагол.) – Что обозначает глагол? – На какие вопросы отвечает? – Зачем глаголы нужны в речи? Учитель фиксирует вопросы на доске. 2. – Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на с. 103. – Рассмотрите рисунок на с. 103. Что делает Афанасий? (Плывёт.) – Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами? А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь. – Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью … глаголов. – Давайте составим план сегодняшнего урока. Учитель вместе с детьми составляет план | Восстановить нужные слова Отвечать на вопросы Анализировать иллюстрацию Отвечать на вопросы Составлять план урока | П: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Р: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Л: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. П: На основе анализа объектов делать выводы. |
3. | Решение частных задач Практич: Сравнение текстов Практический: записывать отдельных примеров с комментированием Словесный: ответы на вопросы Практический: работа с определением в рамке Практический: работа по учебнику Словесный: формирование вывода Практический: чтение Т про себя Практический: слуховой диктант Словесный: ответы на вопросы | ≈ 25 | 1. Наблюдение по учебнику и определение ключевых слов темы. а) Упр. 344 (устно). – Прочитайте про себя и сравните два текста. Чем они отличаются? – Что называют слова, которые добавились во 2-й части? – Как они называются? (Глаголы.) – Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.) б) Упр. 345. Запись отдельных примеров с комментированием. – Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём подходящее действие.) Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия.) – По частоте употребления глагол занимает 2-е место после имени существительного. в) Упр. 346. – Прочитайте текст ознакомительным чтением. Ответьте на вопрос: что означает глагол? Откуда это слово в русском языке? Связные ответы детей. 2. Обобщение наблюдений Сравните со своими выводами. Ключевые слова: глаголы. После упр. 344: оживляют картину, обозначают действия предметов. После упр. 345: многообразие глаголов, частота употребления в речи. Упр. 346 (устно): старославянские слова «слово», «речь» важны при построении предложений, для передачи сообщения. 3. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением. Упр. 347. – Что общего у слов в каждой группе? – Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.) – Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы? – Запишите только глаголы. Покажите, как вы действовали. Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)... – Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением.) 4. Рассказ о глаголе по плану (с. 105). 5. Работа с определением (с. 105). – Прочитайте текст про себя. – Что бы вы ещё могли добавить к этому определению? (О роли глаголов в речи.) – Приведите свои примеры глаголов. Работа в учебнике. 1. Слуховой диктант. – Кто о себе мог так рассказать? Я – страшное дело – какой деловой: В любые дела ухожу с головой, Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю. (Т. Рик) – Послушайте ещё раз и выпишите все глаголы. – Сколько глаголов? (7.) 2. Задание № 1, тема 10 в рабочей тетради. – Как вы нашли глагол? 3. Словесное рисование. – Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа. Какой он? | Выполнять упр устно Сравнивать 2 текста Формулировать вывод Запись отдельных примеров с комментированием Формулировать вывод Отвечать на вопросы Сравнивать с правилом в учебнике Работать с определением Запись глаголов Формулировать вывод Работать с определением Читать Т про себя Слушать учителя Выписать глаголы | П: Выявлять сущность, особенности объектов. Р: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Р:Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей П: Выявлять сущность, особенности объектов.; На основе анализа объектов делать выводы.; Обобщать и классифицировать по признакам. К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
4. | Итог урока. Рефлексия Словес.: обобщение Домашнее задание. | ≈10 | – Что такое глагол? – Чем он отличается от других самостоятельных частей речи? (Вопросом, значением, ролью в речи.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? 1. Упр. 1, с. 116. Выучить определение на с. 105. 2. Нарисовать портрет Глагола. | Обобщать изученное Самостоятельно анализировать свою деятельность | Р: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. П: На основе анализа объектов делать выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.
Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»; лексическое понятие; обогатить речь учащих...
Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"
Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...
Конспект урока "Глагол как часть речи"
Урок русского языка 2 класс....
Конспект и презентация к уроку «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100»
Конспект и презентация к уроку «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100». Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....
Конспект урока: Глагол как часть речи.
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Глагол как часть речи.Цели урока: познакомить с частью речью – глагол его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные качества. Плани...
Глагол как часть речи (ОС "Школа 2100")
Цели:- развивать умение находить глаголы в тексте;- развивать умение определять значение глаголов, задавать к ним вопросы,– обогащать словарный запас;– воспитывать у учащихся мотиваци...
Конспект урока "Глагол как часть речи "
Конспект урока "Глагол как часть речи "...