Конспект урока "Определение глагола как части речи", 3 кл, УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Эргерт Анастасия Валерьевна

Цели деятельности учителя: – Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.

 – Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upr_344-347_opredelenie_glagola_kak_chasti_rechi.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: МОУ «Тимирязевская» СОШ                                                                                Методист: Зубарева Н.С

Класс: 3 Б                                                                                                                        Учитель: Иванова Л.П

Студентка 45 группы Кириллова А.

Конспект по русскому языку

 ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тема: Определение глагола как части речи

Цели деятельности учителя: – Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.

 – Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.

Планируемые результаты :

Предметные: способность, опираясь на существенные признаки, определять принадлежность слов к, части речи глагол ,умение анализировать слова; способность выявления границ своего знания; умение  оценивать  и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление  навыков сотрудничества.

Личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: Русский язык  «Школа 2100», презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Словесный: чтение стихотворения, рассказ о правилах посадки

Словесный: формулирование задач урока, характеристика звуков

Практический: повторение частей речи

≈ 3

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

- Вот и мы с вами сегодня будем исследователями.

-А кто такие исследователи?

-Давайте посмотрим, что нам говорит по этому поводу словарь.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

– Как называются слова, о которых можно спросить:

что это? кто это? (Имена существительные.)

какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные.)

– Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (Местоимения.)

– Приведите примеры названных частей речи.

По рядам: один ученик называет слово, ученик с другого ряда отвечает, какая это часть речи, и т.д.

Примечание. Называются только те три части речи, которые назвали во время беседы, – существительные, прилагательные, местоимения.

Настрой на урок

Записывают число, классная работа.

Определелять части речи

.

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: завершение логической цепочки

Словесный: ответы на вопросы

Практический: просмотр иллюстраций

Словесный: слово учителя

Практический: составление плана

≈ 7

На слайде представлен текст.

Муравей и голубка.

Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой)

– Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова.

Варианты учеников.

– А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.)

Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

(Л.Н. Толстой)

– Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.)

– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. (Глагол.)

– Что обозначает глагол?

– На какие вопросы отвечает?

– Зачем глаголы нужны в речи?

Учитель фиксирует вопросы на доске.

2. – Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на с. 103.

– Рассмотрите рисунок на с. 103. Что делает Афанасий? (Плывёт.)

– Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами?

А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.

– Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью … глаголов.

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

Учитель вместе с детьми составляет план

Восстановить нужные слова

Отвечать на вопросы

Анализировать иллюстрацию

Отвечать на вопросы

Составлять план урока

П: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Р: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Л: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

П: На основе анализа объектов делать выводы.

3.

Решение частных задач

Практич:

Сравнение текстов

Практический: записывать отдельных примеров с комментированием

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа с определением в рамке

Практический: работа по учебнику

Словесный: формирование вывода

Практический: чтение Т про себя

Практический: слуховой диктант

Словесный: ответы на вопросы

≈ 25

1. Наблюдение по учебнику и определение ключевых слов темы.

а) Упр. 344 (устно).

– Прочитайте про себя и сравните два текста. Чем они отличаются?

– Что называют слова, которые добавились во 2-й части?

– Как они называются? (Глаголы.)

– Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.)

б) Упр. 345. Запись отдельных примеров с комментированием.

– Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём подходящее действие.)

Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия.)

– По частоте употребления глагол занимает 2-е место после имени существительного.

в) Упр. 346.

– Прочитайте текст ознакомительным чтением. Ответьте на вопрос: что означает глагол? Откуда это слово в русском языке?

Связные ответы детей.

2. Обобщение наблюдений

Сравните со своими выводами.  Ключевые слова: глаголы.

После упр. 344: оживляют картину, обозначают действия предметов.

После упр. 345: многообразие глаголов, частота употребления в речи.

Упр. 346 (устно): старославянские слова «слово», «речь» важны при построении предложений, для передачи сообщения.

3. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением.

Упр. 347.

– Что общего у слов в каждой группе?

– Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.)

– Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?

– Запишите только глаголы. Покажите, как вы действовали.

Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)...

– Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением.)

4. Рассказ о глаголе по плану (с. 105).

5. Работа с определением (с. 105).

– Прочитайте текст про себя.

– Что бы вы ещё могли добавить к этому определению? (О роли глаголов в речи.)

– Приведите свои примеры глаголов.

Работа в учебнике.

1. Слуховой диктант.

– Кто о себе мог так рассказать?

Я – страшное дело – какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

(Т. Рик)

– Послушайте ещё раз и выпишите все глаголы.

– Сколько глаголов? (7.)

2. Задание № 1, тема 10 в рабочей тетради.

– Как вы нашли глагол?

3. Словесное рисование.

– Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа.

Какой он?

Выполнять упр устно

Сравнивать 2 текста

Формулировать вывод

Запись отдельных примеров с комментированием

Формулировать вывод

Отвечать на вопросы

Сравнивать с правилом в учебнике

Работать с определением

Запись глаголов

Формулировать вывод

Работать с определением

Читать Т про себя

Слушать учителя

Выписать глаголы

П: Выявлять сущность, особенности объектов.

Р: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Р:Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

П: Выявлять сущность, особенности объектов.;

На основе анализа объектов делать выводы.;

Обобщать и классифицировать по признакам.

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4.

Итог урока. Рефлексия

Словес.:

обобщение

Домашнее задание.

≈10

– Что такое глагол?

– Чем он отличается от других самостоятельных частей речи? (Вопросом, значением, ролью в речи.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

1. Упр. 1, с. 116. Выучить определение на с. 105.

2. Нарисовать портрет Глагола.

Обобщать изученное

 Самостоятельно анализировать свою деятельность

Р: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

П: На основе анализа объектов делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"

Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...

Конспект урока "Глагол как часть речи"

Урок русского языка 2 класс....

Конспект и презентация к уроку «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100»

Конспект  и презентация к уроку  «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100». Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....

Конспект урока: Глагол как часть речи.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Глагол как часть речи.Цели урока: познакомить с частью речью – глагол его отличительными признаками;  развивать речь, коммуникативные качества. Плани...

Глагол как часть речи (ОС "Школа 2100")

Цели:- развивать умение находить глаголы в тексте;- развивать умение определять значение глаголов, задавать к ним вопросы,–  обогащать словарный запас;–  воспитывать у учащихся мотиваци...

Конспект урока "Глагол как часть речи "

Конспект урока "Глагол как часть речи "...