Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Маркелова Надежда Викторовна

Конспект открытого урока русского языка  по теме "Суффикс" в 3 классе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon suffiks_3_klass.zip378.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2 г.Дубны Московской области»  Маркелова Н.В.

Тема: « Суффикс. Суффикс как значимая часть слова»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

-формировать представление о суффиксе, как новой значимой части;

-формировать умение строить алгоритм выделения  суффикса на  примере алгоритма выделения приставки;

-формировать умение самостоятельно образовывать новые слова при помощи суффикса.

Оборудование:   проектор, компьютер для учителя, карточки для учащихся, карточки для  индивидуальной работы, учебник.

Ход урока

  1. Орг. Момент (1-2 мин.)

- Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Все друг другу повернитесь

А теперь все улыбнитесь

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам!

- Откройте свои тетради. Вспомните, как вы это делаете? Запишите  сегодняшнее число. Сегодня восьмое  ноября. ( Киселев Егор  комментирует). Пишем классная работа. Комментирует (Рыбакова Полина).

2. Минутка чистописания. (3-4 мин.)

 - Начнем мы наш урок как обычно с минутки чистописания.

- Прописываем строчку  соединений букв Сс сл. (показ на доске)

- А теперь внимательно прочитайте предложение на доске, как его можно назвать?  Какие  опасные места  встретились нам  в этой пословице? Запишите пословицу красиво, аккуратно: Сам погибай, а товарища выручай!

- А как вы поняли смысл этой пословицы? (2-3 человека спросить)

3. Актуализация знаний. (3-5 мин)

- Над какой большой темой мы с вами работаем на уроках русского языка? (Состав слова).

Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей!

- С какими частями слова вы уже познакомились?  (с корнем)

- Что такое корень, кто мне даст определение? (Ваня)

- Какая часть слова нам ещё знакома? (Окончание)

- Давайте вспомним, что такое окончание? (Руслан)

- А ещё  какая часть слова нам  известна? (приставка)

(Я прикрепляю на доске названия этих частей).

- Как вы думаете, а все ли части слова мы изучили? (Нет)

-  Так чем же мы с вами будем заниматься сегодня? (Знакомиться с новой частью слова)  

ФИЗМИНУТКА

4. Подготовительная работа к введению  в тему (3-4  мин.)

- Сегодня мы продолжим с вами увлекательное путешествие  по стране Морфемике.  Но на пути у нас возникли горы. Да не простые, а волшебные. И название у них удивительное.  А какое, вы узнаете,   разгадав кроссворд.  

- 2 минуты вам на разгадывание кроссворда. Кто разгадал кроссворд, положили ручки. Проверяем.

- Какое слово получилось? (Суффикс) Прикрепляю табличку на карту.

- Молодцы!  Какую цель себе поставим?

- Цель нашего урока: узнать, что такое суффиксы. Какие бывают суффиксы? Где стоят? И для чего служат? 

Игровой момент: (1 мин)

- В горах живут сказочные  герои гномики, они сегодня будут нашими помощниками.

- Слово суффикс образовано от  латинского слова «суффиксус» что значит «подставленный»! Его подставляют к слову после корня, чтобы получить новые слова, и придать им новое значение.

- Давайте и мы с вами попробуем, образовать новые слова.

 - Запишем первое слово гном, а если  он совсем маленький? (гномик)  

  - Как называются эти слова?  Назовите корень. Суффикс.

- Что мы образовали с помощью суффикса ик-? А где стоит суффикс? Хорошо!  

- Посмотрите ребята на шапку гномика. И на горы  Что  у них общего, как вы думаете? (форма) А какая форма? (треугольная) Вот так и суффиксы выделяются   уголком. - Выделите, пожалуйста,  суффикс в слове гномик.

 

7 слов  (3,5 мин)

- Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет своё лицо.  И многое может рассказать.  От него зависит значение слова.  Посмотрите, какой суффикс нарисован на нашей шляпе? (ик)

Давайте при помощи него  превратим  слова, которые будут перед вами в названия маленьких предметов. Колпак волшебный, кто получает, тот и слово называет.  Берете слово, и называете его с суффиксом.

- Какое значение придал нашим словам суффикс ик? (уменьшительное)

- Для чего он служит?

3-4 мин

- Прочитайте  текст Н. Сладкова «Как их зовут?».  Спишите, вставьте  пропущенные  слова:

       

- Прочитайте вставленные слова. Выделите суффиксы.

- Назовите значение суффиксов (получились слова – называющие  детенышей животных).

ФИЗМИНУТКА.

Применение новых знаний: (2  мин)

- Ребята, а вы любите, когда вас называют ласковыми именами? Как вас зовут дома самые близкие люди?  А при помощи чего это им  удавалось? С помощью суффиксов.

Давайте, попробуем сказать ласковые имена другу другу. (Сашенька, Ванечка, Лизочка и т.д.) Какое значение несут суффиксы: -еньк, -ечк, -очк- ?

3,5 мин.

- Живет в стране Морфемике,  в горах Суффиксов,  суффикс  чик- . Он ласковый и добрый, и все слова к которым он подходит, сразу же превращаются в ласковых и добрых, как и сам суффикс.  Перед вами слова: трамвай стакан, лимон. Превратите их с помощью  суффикса чик. В добрых и ласковых. Запишите,  выделите суффикс. Сам-но записывают.  Проверяем. А какое значение вносит суффикс чик в слово?

 

2 мин

- Каждый гном мечтает вырасти и стать большим, как великаны.  А мы поможет сейчас им превратить слова  в большие предметы. Я называю слово, а вы при помощи суффикса образуете новое : рука, нога, глаз, дом, хвост, нос.

- С помощью какого суффикса вам это удалось? (ищ)

Ребята, а кто заметил где стоит суффикс?   После корня, а может и после ещё одного суффикса.  Вы правы.

За корнем суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком

Река большая превратиться в речку, лес в лесника,

 а печь  всего лишь в печку.

- Для чего служат нам суффиксы?  (для образования новых слов).

- Так что же такое суффикс? Кто может дать определение? Давайте проверим   по учебнику,  верны были наши рассуждения и выводы.

- Открыли учебник стр. 89   , давайте прочитаем с вами определение суффикса. Закрыли учебники. И проверим как вы  усвоили новый материал.  

6. Подведение итогов. (3-4 мин)

 - Выполняем тест. Даю вам 2 минутки. Проверяем.   (проговаривают правильные ответы)

- Какое слово у вас получилось? (молодец) Как вы думаете, достаточно ли одного урока, чтобы усвоить знания о суффиксе?  А где мы может продолжить работу? (дома)

- Запишите домашнее задание: Упр. № 165, с.89, правило.

- Вы сегодня молодцы, хорошо работали. И гномик  вам говорит большое спасибо за работу  и прощается с нами до следующих встреч. А на  память о сегодняшнем уроке хочет подарить вам сердечки и  просит вас оценить свою работу с помощью них.  Если вам всё было понятно и вы усвоили новый материал хорошо,  делаете сердечко улыбающимся. Если вам было трудно, что-то непонятно, рисуете прямой ротик, а если  ничего не понял, - ротик  грустного человечка. Оценки за урок. Спасибо за урок!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Конспект открытого урока русского языка, 1 класс

Конспект открытого урока русского  языка в 1 классе по теме "Заглавная буква в словах"....

конспект открытого урока русского языка 3 класс "Род имен существительных"

Данный конспект урока содержит различные виды работ по усвоению темы...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект открытого урока русского языка, 3 класс.

Цель урока: уточнить представления о том, что такое корень и однокоренные, что корень слова в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах....

Конспект открытого урока русского языка 4 класс ОВЗ по теме: Мягкий знак в середине слова.

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак в середине слова.Цель: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце и в середине слова мягким знаком.Задачи:Образо...