Главные вкладки

    Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Анна Анатольевна Тихонова

    Урок русского языка  « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rya_odnokorennye_slova.docx21.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

    Проблема:

    • Какие слова называются родственными?
    • Что такое корень слова?
    • Какие слова называются однокоренными?

     Новые знания:

    • 1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
    • 2. Корень – общая часть родственных слов.
    • 3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

     Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

     Задачи:

    • Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
    • Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
    • Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
    • Обогащать словарный запас учеников.

    Оборудование: словарь родственных слов, электронное приложение к учебнику.

    Ход урока:

     1. Организационный момент.

     Начинается урок,

     Он пойдет ребятам впрок.

     Постарайтесь все понять,

     Интересное узнать.

    2. Повторение изученного. Подготовка к изучению новой темы. 

    Анимация рисунок 1.

    Ребята, кого вы видите на картинке? 

    Это члены одного рода?

    Как вы их назовёте? (Родственники).

    А есть ли в русском языке слова - родственники? (Да).

    А как они называются? (Синонимы).

    Приведите примеры. (Смелый - храбрый, героический. Маленький - крошечный, небольшой. 

    Что их объединяет? (Близость по смыслу.)

    Докажите. 

    Какие ещё слова в русском языке близки по смыслу? (Родственные).

    Приведите примеры. (Зима, зимушка, зимний, зимовать).

    А чем отличаются родственные слова от синонимов? (У них есть общая часть).

    3. Новый материал.

    Таблица.

    Эта общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова называются так же однокоренными. 

    Таблица. 

    Давайте вспомним, какая часть у растений самая важная, самая главная? (Корень).

    Также и корень слова - самая главная часть в его строении, без него не может существовать слово. В ней заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов.

     

    4. Закрепление. 

    Правило стр. 61.

    Работа со словарём однокоренных слов стр. 135.

    Ветер...

    Мороз...

    Ставим ударение, подчеркиваем орфограммы. 

    Докажите, что эти слова родственные. (Близки по смыслу, общая часть -корень)

    Выделите корень.

    Составление предложения. 

    Составьте предложение с одним из этих слов. 

    Выделите грамматическую основу предложения, укажите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое. 

    5. Физ. минутка. (Подбери родственные слова).

    6. Тренировочное упражнение. Работа по группам.

    Анимация рисунок 2.

    Собери группы однокоренных слов.

    Выдели корень.

    Опыт.

    Закройте корень.

    Что осталось?

    Можно ли понять из того, что осталось, что это за слово?

    Сделайте вывод. (Без корня нельзя определить лексическое значение слова).

    Анимация рисунок 4. 

    Установить соответствие, добавить примеры.

     7. Итог урока.

     -Ребята, наш урок подходит к концу.

     Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

     -Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.

     - Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

     

    8. Рефлексия.

    Анимация рисунок 1 (3). 

    Домашнее задание. 

    Страница 62, упражнение 88.

    Выучить правило стр. 61.

    -Кто из вас доволен своей работой?

    -  Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по ФГОС "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

    Урок разрабртан с требованиями ФГОС. Урок по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России"....

    Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"

    Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова".  2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)

    Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...

    Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

    Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

    Урок русского языка по теме "Корень как общая часть однокоренных слов", 2 класс

    Программа "Начальная школа XXI века"Тема: Корень как общая часть однокоренных слов.Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-исследование. Цель урока: создание условий...

    Конспект урока русского языка «Что такое словосочетание» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование осознанного представления обучающихся о словосочетании; формирование умения отличать словосочетания от основы предложения.Планируемые результаты:Предметные: зна...