Урок русского языка. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тихонова Наталья Евгеньевна

Урок русского языка. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_imya_pril.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока. Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.

Задачи урока.

1. Учить применять знания о прилагательном как самостоятельной части речи, находить орфограммы в именах прилагательных, отработать умение определять  синтаксическую роль имени прилагательного.

2. Развивать навыки использования прилагательных в речи на литературном материале с целью повышения выразительности речи; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.

3. Поддерживать интерес учащихся к русскому языку, совершенствовать собственную речь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Задача этапа – психологическая подготовка учащихся к лингвистической деятельности.

  1. Разминка.

Задача – включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.

Назвать 4-е лишнее:

светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький

белый, белизна, бел, белый-пребелый

Вывод.

- Почему лишними оказались слова РОЗОВЕТЬ и БЕЛИЗНА? (Это не прилагательные).

- Докажите, что остальные слова – имена прилагательные?

- Назовите морфологические признаки прилагательного.

- Для чего необходимо знать морфологические признаки этой части речи? (Чтобы правильно писать прилагательные).

  1. Определение темы урока.

Словарный диктант. Взаимопроверка.

Прибрежный камыш, великолепным певцом, очаровательным цветком, о пришкольном участке, прекрасным ландышем, желтенького цыпленка, синицыны перышки, воздух свеж, медвежонок неуклюж.

Цель этапа – выявление уровня усвоения правил правописания прилагательного, осознанности их применения, умение выделять орфограммы.

- Какие правила помогли вам написать диктант?

- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

  1. Краткая лингвистическая беседа. Анализ текста с разбором.

Цель - определение роли прилагательных в образности речи, работа над выразительностью речи.

- Как вы думаете, ребята, могли ли прилагательные быть первыми появившимися словами?

- Почему нет?

- Нужны ли они в речи?

- Докажите.

- В каком стиле речи чаще всего употребляются имена прилагательные?

- Что помогают определить?

- Как называются прилагательные, способные передать настроение, эмоциональный настрой? (Эпитеты, т.е. художественные определения).

Работа с текстом.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Чтение произведения мастером художественного слова (аудиозапись).

Представьте себе бескрайнее море и парус вдали.

- Какое настроение преобладает в стихотворении? (Грусть).

- Только ли о парусе в нем говорится? (Нет, о человеческом одиночестве, неприкаянности).

- Что помогает это понять?

- Назовите эти определения.

- Каким образным средством они являются?

- Запишем 1-е предложение из этого стихотворения и выполним синтаксический разбор.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?

1 вариант

Синтаксический разбор предложения.

2 вариант

Морфологический разбор одного из прилагательных.

Взаимопроверка.

  1. Творческая работа.

Записать текст, вставляя недостающие слова. Озаглавить его. Указать, какими членами предложения являются вставленные слова и какой частью речи они выражены.

Стоит … денек. Над нами … небо. Все вокруг покрыто … … ковром.

… свет слепит глаза. На стволе … сосны мы заметили … дятла. Он ловка долбит … шишку. Среди деревьев быстро мелькнула … белка.

- Определить стиль текста.

  1. Физминутка.

  1. Тест.

1. В каких сочетаниях слов прилагательное лишнее?

1 вариант

1) Горячее молоко.

2) Тревожный звонок.

3) Жаркий зной.

4) Молодой юноша.

2 вариант.

1) Умный умник.

2) Смышленый ребенок.

3) Старая старушка.

4) Молодая береза.

2. Записать 2 предложения:

1 вариант.

1 – с именем существительным – столовая,

2 – с именем прилагательным – столовая.

2 вариант.

1 - с именем существительным – больной,

2 – с именем прилагательным – больной.

  1. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

- Что в изученной теме до сих пор вызывает затруднения?

  1. Домашнее задание.

Описать зимний лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка УМК "Гармония"«Обобщение знаний по теме “Глагол”».

3 классЦели: Образовательная: повторение и обобщение знаний по теме “Глагол”; Развивающая: закрепить навыки по написанию окончаний глаголов личной формы и глаголов в форме инфинитива, -ТСЯ и -ТЬ...

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»...

Образовательная программа "Школа России". 3-й класс. Урок русского языка. "Все падежи. Обобщение знаний".

ВСЕ ПАДЕЖИ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ.Образовательная программа "Школа России". 3-й классЭчко Светлана Николаевна, учитель начальных классовРазделы: Начальная школаЦель: развить умение определять пад...

План-конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; ...

Урок русского языка "Повторение и обобщение знаний о предложении"

Тема урока: «Повторение и обобщение знаний о предложении»Тип урока: развивающий урок на проблемной основе.Цели:иметь представление о наличии в синтаксических и морфологических единицах, ка...

Урок русского языка по УМК «Планета Знаний» по теме: "Орфограмма. Общие значения частей речи"

Цель: - формирование образовательных компетенций у учащихся 2 класса в предметной области « Русский язык» по темам  « Орфограмма», « Общие значения частей речи»...

Конспект урока по русскому языку по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное как часть речи" 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку в 4 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное как часть речи"  УМК "Школа России". Использо...