«Именительный, родительный и винительный падежи»
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Редкозубова Татьяна Петровна

Конспект урока русского языка по теме «Именительный, родительный и винительный падежи». Программа "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imenitelnyy_roditelnyy_i_vinitelnyy_padezhi.docx440.92 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 х. Садовый

Предмет: русский язык

Класс: 4 класс (программа 1-4)

УМК «Школа России»

Тема  урока: «Именительный, родительный и винительный падежи»
Тип урока:
урок комплексного применения знаний и умений

Оборудование: проектор, ПК, интерактивная доска, видеопрезентация к уроку, учебник  «Русский язык 4 класс» автор В. П. Канакина, мультимедийная физминутка, карточки с заданиями, тесты.

http://bibliom.ru/wp-content/uploads/2015/02/2015.jpg

                                                                                                       

                                                                                                         Редкозубова Татьяна Петровна

                                                                           учитель начальных классов,

                                                                           высшей квалификационной                      

                                                                           категории

                                                                           

                                                     2015 год


Цель: создать условия для развития регулятивных умений и 
формирование способности к самоопределению.

Задачи: 


     - формировать умение склонять имена существительные;

     - ознакомить с приемами распознавания падежей (по вопросу, предлогу, слову   - помощнику);

      - анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;


     - грамотно выстраивать последовательность понятий;


     - применять известные правила на письме.

      - развивать умения обобщать свои знания, пояснять смысл пословиц;

      - учить работать в паре, группе, самостоятельно;

  - воспитывать уважение к высказываниям других детей.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин.).

   Я предлагаю вам устроить бал в честь тайной гостьи. Чтобы раскрыть тайну нам нужно научиться вальсировать ручками, двигаться к достижению цели в ритме танго, отдыхать под звуки ча-ча-ча.  Вы готовы? Тогда в путь, к раскрытию тайны.

  1. Релаксация. (1 мин.)

- А теперь на бал спешите, веселитесь  от души там,  но не позже 10, нужно с бала возвращаться.  И запомните подчас, как пробьет 10 раз, все исчезнет в тот же час: бал, задания, секреты. Ребята, запомните это.

- А что принято делать на балу? Ну, конечно, танцевать. В  ритме танца  мы выполним с вами каждое задание.  

- Чтобы отправиться на бал, нам нужно познакомиться с инструкцией бального этикета.

Бальный этикет (у каждого ученика).

1. Следить за осанкой и положением рук.

2. Необходимо быть учтивым.

3. Следует избегать ошибок.

4. Не рекомендуется выходить из зала до окончания бала, если на то нет веских причин.

5. Запрещается нарушать дисциплину.

3. Чистописание: (3 мин.)

- И вот уже нам слышна ласкающая слух музыка. Это вальс. И под эти чудесные  переливы я предлагаю взять волшебные палочки и по ковровой дорожке, ведущей в зал написать букву: Бб и цитату М. Ю. Лермонтова:

 Ж…знь - как балКружишься – вес…ло: кругом все св…тло, ясно...

- Вставить буквы. Указать части речи.

4. Словарь: (5 мин.) 

- И вот мы уже в зале.  И нам весело, светло и ясно. Улыбнитесь друг другу полутаинственной улыбкой и приготовьтесь к следующему заданию.

- А под звуки завораживающего полонеза   вы выполните упр. № 205, с. 112 по вариантам: 1 вариант сначала и до слова «шофер» выполняют девочки, 2 вариант – от слова «беседа» и до конца упражнения выполняют мальчики. Взаимопроверка работ.

 5. Работа по теме урока. Актуализация знаний. Работа по карточкам:    (5 мин.)

- Льется музыка фокстрота, который предлагает нам приоткрыть тайну нашего урока. Выполнив следующее задание, вы должны сформулировать тему нашего урока.

- Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные слова. Выделите окончание. Устно поставьте вопрос к вставленному слову. Какой падеж применяется в каждом данном случае?

Я захотел устроить бал,
И я … к себе позвал. (Р. п.).

Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …. (В. п.).

Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то ... не идут. (И. п.).

Я ждал, пока хватило …,
Потом кусочек откусил. (Р. п.).

Потом подвинул стул и сел
И весь … в минуту съел. (В. п.)

Когда же … подошли,
То даже крошек не нашли. (И. п.).

- Как вы определили, в каком падеже употреблены вставленные слова?

- Что нужно сделать, чтобы определить падеж у существительного?

- Какой можно сделать вывод? /чтобы определить падеж у существительного нужно найти слово, от которого задается вопрос к данному слову и по вопросу назвать в каком падеже слово/

- Кто допустил ошибку? /не всегда, только по вопросу можно правильно определить падеж у существительного/

- Сформулируйте задачи урока.

6. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.      (1 мин.)

- Да, на уроке мы обсудим и выполним задания с определением Именительного, Родительного и Винительного падежей. Мы будем выяснять, где имя существительное стоит в И. п., Р. п. или В. п. Нам необходимо разработать пошаговый алгоритм для правильного определения падежа.

7. Работа по теме урока. Закрепление. (2мин.)

- И вот в водовороте посодобля мы приступаем к закреплению нового материала. Нам предстоит заполнить таблицу.

Название падежа

Падежные вопросы

Предлоги (наиболее часто употребляются)

слова - помощники

Именительный

кто? что?

-

существует

Родительный

кого? чего?

без, для, до, из, от, у

нет

Винительный

кого? что?

про, через

вижу

7. Физминутка. (2 мин.) Под зажигающие звуки мы танцуем ча-ча-ча.

8. Продолжение работы по теме урока. Самостоятельная работа. (5 мин.)

- Ни один бал не обходится без этого танца. Мазурка. И в ритме мазурки вы выполните упр. № 204, с. 112 по вариантам (по 3 предложения).

Проверка выполненной работы

9. Закрепление. Составление пошагового алгоритма. Работа в парах. (3 мин.)

- А следующий танец объявляется белым, это значит, дамы приглашают кавалеров. И для вас звучит чарующее танго.  Обсуждение:

 - Какие "шаги" нужно выполнить, чтобы правильно определить, где –И. п., Р. п., В. п.?

Составление пошагового алгоритма:

1. выделить у слова окончание;

2. найти слово (управляющее) от которого будем задавать вопрос;

3. задать падежный вопрос;

4. подставить слово - помощник;

5. посмотреть по таблице предлог (если имеется)/

10. Письмо по памяти. (5 мин.)

- Найдите имена существительные и укажите падеж.

Сегодня снежный бал…
Снежинки пляшут под свирель
Полночной вьюги, и метель
Ведет их буйный карнавал…

11. Рефлексия. (2 мин.)

Понравился вам урок?

Что понравилось вам на уроке?

Для чего мы определяем падежи?

Вы уже научились без ошибок определять падежи или еще нужно поупражняться?

На следующем уроке мы продолжим работать со словами - помощниками в определении падежей существительных.

Выполнили ли вы намеченные вами цели?

12. Оценка учащихся. (1 мин.)

Учитель отмечает работу каждого ученика.

13. Домашнее задание. (1 мин.)

14. Итог урока. Флешмоб. (3 мин.)

- А теперь наступило время узнать о тайной гостье нашего бала.

 Флешмоб:

Л – Лермонтов:

"Расступись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне. 

И – Исаковский Михаил Васильевич:

Он глядел весёлыми глазами 
На поля, на дальнюю межу 
И подумал: «Дай-ка я на память 
У дороги вишню посажу…»

 Т – Тютчев Федор Иванович:

 Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
 

 Е – Есенин Сергей Александрович:

 Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
 

 Р – Рубцов Николай Михайлович:

 Положил в котомку   сыр, печенье,

Положил для роскоши миндаль.

Хлеб не взял.

— Ведь это же мученье

Волочиться с ним в такую даль!—

А – Ахматова Анна Андреевна:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
 

 Т – Толстой Алексей Николаевич: 

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

У – Успенский Эдуард Николаевич:

Если был бы я девчонкой -
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,

 Р -  Рылеев Кондратий Федорович:

Стоят не шелохнусь и дуб и береза,

Лишь снег под ногами скрипит от мороза,

Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,

И дятел дуплистую иву долбит.

А – Ахмадулина Белла Ахатовна:

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты.

 (Звучит самбо, ученики (у каждого эмблема с буквой, о значении которой они не знают)  выходят, выполняя несколько танцевальных движений, представляют своего автора в 2 строчках. Гости должны угадать слово по первым буквам фамилий писателей и поэтов. Ученики выстраиваются, и получается слово ЛИТЕРАТУРА).


  Мы счастливы слышать слово. Слово, которому дана огромная сила. Человек всегда стремился знать больше, сначала он просто смотрел по сторонам и познавал природу, а потом он заговорил. Слов становилось всё больше и больше. Объединившись волшебным образом, они образовали строки… Так начиналась литература. На сегодняшний день литература – это огромная сила, это искусство. Это то, чем мы гордимся. 2015 год объявлен Годом литературы. В добрый путь!

Ты наделён прекрасным даром речи,
Большой и малый, славный человече!

О слово! Ты подобно чуду,
Я оду для тебя петь буду.

Урок русского языка

4 класс

Тема: «Именительный, родительный и винительный падежи»

Цель: создать условия для развития регулятивных умений и 
формирование способности к самоопределению.

Задачи: 

 - формировать умение склонять имена существительные;

 - ознакомить с приемами распознавания падежей (по вопросу, предлогу, слову   - помощнику);

 -анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;
-грамотно выстраивать последовательность понятий;
- применять известные правила на письме;

 - развивать умения обобщать свои знания, пояснять смысл пословиц;

 - учить работать в паре, группе, самостоятельно;

 - воспитывать уважение к высказываниям других детей.

C:\Users\User\Desktop\Школа\Школа 2015-2016\Фото\фото с урока\DSC_0849.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных».

Урок русского языка в 4 классе .(технология проблемно - диалогического обучения)...

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

Конспект  урока  по  теме  "Именительный,  родительный и  винительный  падежи  одушевленных  имен  существительных."...

РЯ 4 кл Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых ИС (презентация)

Русский язык 4 класс Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых ИС (презентация)...

"Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных"

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесные, наглядные и практические.Приемы:- положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничеств...

Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса «Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных»

Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса«Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных»...