Конспект открытого урока "Сильные и слабые позиции согласных звуков"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Открытый урок по теме "Сильные и слабые позиции согласных звуков". Урок русского языка для второго класса  (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка для 2 класса по программе В. Репкина

( система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова)

МБОУ «СОШ №12 с УИОП»

учителя начальных классов

Кузнецовой Ирины  Борисовны

Тема

Сильные и слабые позиции согласных звуков.

Тип урока

Решение частных задач

Цель урока

Выяснить, перед любым ли звонким согласным позиция согласного ( парного по звонкости глухости), является слабой?

Технологии, методы,

приемы

Метод решения учебных задач

Планируемый результат

Предметные умения:

- умение записывать слова звуками;

- умение выделять парный согласный в слове;

-  знакомство с сонорными согласными;

- выделять «новую» сильную позицию согласного;

– умение выделять сильные и слабые позиции в словах;

– умение строить высказывания в научном стиле;

Личностный: оценивать свои достижения; осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Метапредметный:

– ставить и сохранять учебную задачу; осуществлять

самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности и деятельности других; мобилизоваться для работы (р.);

– осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения и выводы; использовать модели и схемы для решения поставленной задачи; классифицировать, сравнивать (п.);

– договариваться при совместном решении задач;

– понятно, правильно и доказательно строить речевые

высказывания в устной и письменной форме (к.)

Технология  урока

Этапы урока

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Создание

ситуации успеха

На доске «лесенка», выстроенная на прошлом уроке.

О чём рассказывает эта схема?

Приведите пример.

О чём рассказывает эта схема?

Приведите пример.

О чём рассказывает эта схема?

Приведите пример.

Молодцы, все позиции указали верно!

А что же на 3 ступеньке?

В чём  Сам Самыч стал сомневаться?  Кто сформулирует его вопрос?

1 ступенька - слабая позиция, когда  парный на конце слова, сильная - перед гласным.

Пример: гла_-глаза…

2 ступенька – слабая позиция – перед глухим  согласным.

Кур_ка, ко_ка…

3 ступенька – слабая позиция – перед звонким согласным.

Пример: кру_ка, ло_ка…

Пытаются сформулировать вопрос.

Формируемые

умения:

предметные, УУД: 

  • Умение читать схемы;
  • Знать позиции согласных;
  • слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли; (к.)
  • контролировать и оценивать ответы; (Р)

 Постановка учебной задачи

Перед любым ли звонким согласным позиция согласного

(парного по звонкости/ глухости), является слабой?

Как будем действовать?

Нужно наблюдать за звуками в словах.

Формируемые

умения:

предметные, УУД:

УУД:

  • осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения и выводы; использовать модели и схемы для обозначения учебной задачи;
  •  слушать и понимать речь других;
  •  уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли (к.)

Решение учебной задачи

Запишите звуками пары слов.

1 пару слов – совместная деятельность.

Парная работа.

Проверка.

Какие парные звуки в начале слова? Любые из пары?

Значит,  какая позиция у парных согласных в этих словах?

Перед какими звуками стоят эти согласные?

В чём особенность этих звуков?

Верно, а как их называют… мы узнаем у дедушки Уса. ( или  на стр. 54 учебника)

Л, Р, М , Н, Й - это сонорные согласные.

[з л о й ’]

[c л о й ’]

[к р о т ]

[г р о м ]

[з м э й’]

[с м э х ]…

[з ] [с ]

Да

Сильная позиция парного согласного.

Л, Р, М …

Непарные согласные…

Ребята записывают новую информацию в тетрадь-открытий.

Формируемые

умения:

предметные, УУД:

  • записывать слова звуками;
  • выделять парный согласный в слове;
  • знакомство с сонорными  согласными;
  • выделять «новую» сильную позицию согласного;

УУД:

  • контролировать и оценивать результаты работы;
  •  отличать верно выполненное задание от выполненного неверно (р.);
  • анализировать и обобщать (п.);
  •  слушать и понимать речь других;
  •  уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли (к.)

Рефлексия.

На какой вопрос мы с Сам Самычем  искали ответ?

Нашли мы ответ на вопрос?

Значит мы «сняли» этот вопрос, тогда, оцените своё продвижение по «лесенке знаний».

Перед любым ли звонким согласным позиция согласного

(парного по звонкости/ глухости), является слабой?

Да, перед сонорными согласными- позиция сильная.

Ребята оценивают себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.

Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...

Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».

Цеели урока :расширить знания о многозначных словах,    учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мысл...

Конспект открытого урока произношения по теме: «Согласный звук [ч,], буквы Ч,ч. Хорошие манеры». (2 класс).

На уроке ведется работа по уточнению произношения звука Ч, расширение семантического поля слова "Чай", развитие диалогической речи через продуктивные виды деятельности....

Конспект урока русского языка "Сильные и слабые позиции согласных звуков" 2 класс УМК «Эльконин-Давыдов»

Цели деятельности учителя: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Планируемые результатыПредметныезнать: особенно...

Слабые и сильные позиции согласных звуков

Урок решения частных задач...