ПРОИЗНОШЕНИЕ БЕЗУДАРНОГО ГЛАСНОГО ЗВУКА В СЛОВЕ И ЕГО ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВОЙ НА ПИСЬМЕ
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Колыванова Ирина Сергеевна

Технологичекская карта урока+ презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt934.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_kolyvanova_i.s.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Приходи с м чом Пришёл с м чом [ о ] [ о ] [ и ] [ и ] я е

Слайд 3

На дв о ре тр а ва, на тр а ве др о ва. [ а ] [ а ] [ а ] [ а ]



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 
ПРОИЗНОШЕНИЕ БЕЗУДАРНОГО ГЛАСНОГО ЗВУКА В СЛОВЕ 
И ЕГО ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВОЙ НА ПИСЬМЕ

МБОУ «МАНЖЕРОКСКАЯ СОШ»

КОЛЫВАНОВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА

Цель деятельности учителя

Учить обозначать на письме буквой безударный гласный звук.

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: определять ударную и безударную гласную; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; различать проверочное и проверяемое слово; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание;

получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах.

Этап урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап  1
МОТИВАЦИИ

 Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")

         

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

Улыбка дарит хорошее настроение.

Сожмите ваш кулачок и представьте, что в руках у вас маленькое солнышко

Возьмитесь в парах  за руки

Подарите тепло ладошек своему товарищу

Вы справитесь со всеми заданиями, если будете

работать дружно и сообща.

Присаживайтесь.

На столах у Вас звёздочки  весёлые и грустные. Покажите  какое настроение у Вас сейчас.

Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в случае инсценировки),
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в случае инсценировки).

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап  2
ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Учитель дал задание детям «нарисовать фрагмент из сказки»

Катится колобок, а навстречу ему  лиса.

На следующий день дети принесли рисунки, выглядели они так.

-Почему так получилось?

Давайте поговорим об этих словах

-На какой слог падает ударение в слове лиса.

Назовите ударный звук.

 На какой слог падает ударение в слове леса?

Назовите ударный звук.

Какой буквой обозначить безударные гласные звуки?

 

Дети поняли по разному

На второй

Ударный звук а, безударный и, обозначенный на письме буквой и

На второй.

Ударный звук а, безударный и, обозначенный на письме буквой е.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

Этап 3
ПОСТРОЕНИЕ  ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Физкультминутка

Мы можем сразу ответить на вопрос? Мы можем сразу ответить на вопрос

Как вы думаете ---над чем мы будем работать на уроке?

Верно, ребята, тема нашего урока обозначение буквой безударного гласного звука!

Чему мы должны научиться на уроке?

Сформулируйте цель урока!!!

нет

(ТЕМА)

Над безударными гласными звуками и обозначением их буквами на письме.

(Цель)

Учиться обозначать на письме буквой безударный гласный звук.

 Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

Этап 4
РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

А чем мы занимаемся на уроках русского языка?

А для того чтобы красиво писать, что мы должны сделать?

Разминка пальчиков.

Возьмите рабочие листы

 Лист правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,

прочитайте сегодняшнее число-запишите.

-пропишите показ.

Подчеркните слово, которое по вашему мнению,самое красиво вы написали.

Прочитайте какое слово напиали?

Как вы думаете, почему мы написали это слово? Как то оно связано с темой урока?

Обозначим в слове безударный гл. звук

(А).

Гласный звук в ударном слоге всегда какой?

А в безударном слоге ?

Молодцы!!!!

Разминку пальчиков

Гора

Ударный

Безударный

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

Этап 5
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Достаньте карточку голубого цвета.

Как она называется?

В этой  карточка после выполнения заданий вы себя будете оценивать!

Откройте учебник на с. 64.

Упражнение 3.

Прочитай скороговорку. Для чего нужны скороговорки?

Спишите скороговорку.

-Обозначьте ударение в двусложных словах, так же как в учебнике.

Обратите внимание на выделенные буквы.

Посмотрите на экран.

Произнесите слово дворе так, как мы его слышим( дваре),

-что заметили при произношении

-Укажите сверху над буквой в безударном положении звук

-Выполните тоже самое с оставшимися тремя словами.

Вывести детей на вывод.

Вывод: по упр. Безударный гласный звук в слове может обозначаться  разными буквами

Проверка по эталону

Оцените себя, как вы выполнили задание.

!   отработал этап отлично.

+  хорошо.

-   на данном этапе ничего не смог сделать.

Карточка успеха.

На дворе трава,

На траве дрова.

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

Этап 6
ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ 
С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

 

Работа в парах

Давайте поиграем в игру!

Найди пару (слова раскиданы по доске)

Слова: Гора-горы, трава- травы, река-реки.

На какие группы можно распределить эти слова?

     

Что мы сделали со вторым словом

А для чего мы меняли форму слова?

Вывод: безударный и ударный гласные звуки при изменении формы  слова обозначены одинаковыми буквами.

Звук в безударном положении обозначали буквой. В этом нам помогало второе слово с ударным гласным звуком.

Сейчас мы поиграем в игру- найди пару.

У вас на карточках пары слов, в первом слове в безударном положении звука буква пропущена, во втором  слове в этой же части слова буква есть.

Обозначьте ударение, вставьте пропущенную букву.

Н…ра-норы,  р…са-росы,

ст…на-стены, тр…ва-травы ,

 р… ка-реки, стр… на-страны, з…ма-зимы.

Что мы делали на данном этапе?

Оцените на листах самооценки вашу работу в паре !+-

( вторая колонка)

На однокоренные

Один и много.

Изменили форму слова.

Для того, чтобы узнать какой буквой обозначить безуд.гл.звук.

Нужно проверять буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

Звук в безударном положении обозначали буквой. В этом нам помогало второе слово с ударным гласным звуком.

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- учёт правил в контроле способа решения,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Этап 7
ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ В ГРУППАХ

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний, через работу в группах.

 

Объединитесь в группы по 4 человека.

Давайте повторим правила работы в группах.

У каждой группы на столах лежит листочек с образцом выполнения задания.

Ваша задача состоит в том, что вы должны собрать пары слов, как показано на образце, наклеить их, и обозначить буквой  безударный гласный звук.

Кроме тех слов которые у вас на столах в

В разных местах класса развешены на разноцветных флажках  ещё 3 пары слов, их нужно тоже записать себе на листочки.

Лиса-лисы, леса-лес, врачи –врач.

сосна - сосны

стр…ла – стрелы

р…ды – ряд

кр…я – край

сл…ны – слон

Проверка по групппам:

Оцените на карточках успеха вашу работу в группе!+-

Вывод: ударный и безударный гласный звук при изменении формы слова в одной и той же части слова обозначается одинаковой буквой!

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Этап 8
РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Давайте подведем итог урока.

Какая тема была на уроке?

Какую цель ставили на урок?

Ребята на столах в конвертах достаньте листочки с холмами и звёздочку..

Три холма, три вершины.

Оцените свою работу на уроке, приклейте звёздочку к той вершине. Какой вершины вы достигли сегодня.

Какой буквой обозначить безударный гласный звук

Учиться обозначать безударный гласный звук буквой.

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-У меня получилось…

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по русскому языку: «Безударные гласные в корне слова с использованием технологий морфемного письма и морфемного чтения»

Среди многих проблем, встающих при обучении русскому языку, одной из главных и нерешенных остается проблема формирования грамотной письменной речи. Низкий уровень орфографической грамотности школьнико...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Технологическая карта урока "Ударные и безударные гласные звуки в слове" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Технологическая карта урока "Ударные и безударные гласные звуки  в слове" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"...

Звук [а] и его обозначение буквой Аа. Письмо заглавной и строчной буквы Аа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме»

Цели: уточнить представления о безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произношением и написанием ударных и безудар...

Конспект урока русского языка «Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»(УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об безударных гласных звуках в словах ворона, сорока и др. и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее предс...