Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Что такое местоимение?".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ивченко Наталья Николаевна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Что тако местоимение?". Образовательная программа "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.59 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx91.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе.

Тема: «Что такое местоимение?»

Цель: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Задачи

Предметные результаты:

  1. Понимать, что такое местоимение.
  2. Узнать, какова роль местоимений в предложении.

Метапредметные результаты:

  1. Самостоятельно определять учебную задачу.
  2. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Личностные результаты:

  1. Проявлять познавательную инициативу в учебном процессе.

Современные образовательные технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.

Ход урока:

Первый этап: организационный 2 мин.

УУД – коммуникативные.

  1. Деятельность учителя. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать, ответы полные давайте

И на уроке не зевайте. (Слайд 1)

Деятельность ученика. Проверяют готовность у уроку. Настраиваются на работу.

  • Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!». (Слайд 2)
  • А что такое тайна?

Деятельность ученика. Дети высказывают свои предположения. Тайна – это то, что скрывается от других, что известно не всем, секрет.

  • А вы готовы открывать тайны?
  • Ребята, сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.
  • Так, открывайте тетради. Давайте запишем дату.
  1. Чистописание.
  • Чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать какую букву мы будем прописывать.

Попугайчик, попугай, папу с мамой не пугай.

Не ищи жучка в крупе, а найди нам букву…(П). (Слайд 3)

Деятельность ученика. Дети смотрят на доску и повторяют написание согласной буквы П, соединение букв Па.

Второй этап: постановка цели и задачи урока 5 мин.

УУД – учебно – познавательные, коммуникативные.

  • Давайте вспомним: «Что такое речь?»

Деятельность ученика. Речь – это все то, что мы говорим, слышим, пишем.

  • Какие части речи вам знакомы?

Деятельность ученика. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

  • Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

Деятельность ученика. Нужно распределить слова, по частям речи. У доски 3 ученика распределяют слова по группам. Остальные – в тетрадях. (Слайд 4)

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Карточки со словами: стол, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, носить, мама, мужественный, учиться. Проверка по эталону на слайде. (Слайд 5)

  • Почему вы не все слова распределили?

Деятельность ученика. Они не относятся ни к одной из групп.

  • А мы употребляем эти слова в речи?

Деятельность ученика. Да.

  • Значит они тоже часть речи?

Деятельность ученика. Задумываются над ответом.

  • Значит какая цель нашего урока?

Деятельность ученика. Узнать, как называется новая часть речи, когда и для чего она используется в речи.

Третий этап: актуализация знаний 5 мин.

УУД — учебно — познавательные.

  • Прочитайте два текста и сравните их.

Деятельность ученика. Дети читают со слайдов тексты. (Слайд 6)

1. Помидор — овощ. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов.

2. Он — овощ. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Они содержат много витаминов.

  • О чем говорится в первом тексте?

Деятельность ученика. О помидорах.

  • О чем говорится во втором тексте?

Деятельность ученика. Дети могут сразу сказать, что о помидорах, а могут сказать, что не поняли, о чем говорится.

  • Вместо каких слов употреблены слова он, они?

Деятельность ученика. Он — помидор, они — помидоры.

  • Место какой части речи заняли эти слова?

Деятельность ученика. Место имени существительного.

  • Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются местоимениями.
  • Так какая тема сегодняшнего урока?

Деятельность ученика. Местоимение. (Слайд 7)

  • Почему местоимение получило такое название?

Деятельность ученика. Место имени.

Достойная замена.

Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к Местоимению, - займите на время мое место, я уже всем глаза намозолило… Действительно, чтобы не повторятся в речи много раз и не быть назойливым, Существительное вместо себя оставляет своих заместителей — Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут заменить любое Существительное.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные, важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

Физминутка.

  • Прежде чем узнать новое дальше, давайте немного отдохнем и потренируем наши глазки.

Деятельность ученика. Дети тренируют глазки.

Раз — налево, два — направо,

Три — наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много — много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Четвертый этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин.

УУД — учебно — познавательные, коммуникативные.

  • Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них еще кое — что интересное. Готовы?
  • Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне:

У слона большие уши,

Как гора огромен слон.

Равных нет ему на суше:

Он по весу — чемпион.

Деятельность ученика. Дети читают стихотворение на слайде. (Слайд 8)

  • На какой вопрос отвечает слово «слон»?

Деятельность ученика. Отвечает на вопрос КТО.

  • Каким местоимением заменяется слово СЛОН?

Деятельность ученика. Слово слон заменяется местоимением ОН.

  • На какой вопрос отвечает слово «он»?

Деятельность ученика. Отвечает на вопрос КТО.

  • Значит, какой вывод мы можем сделать?

Деятельность ученика. Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.

  • Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чем же различие? Давайте понаблюдаем. Уберем из стихотворения первую строчку и прочитаем.

Деятельность ученика. Дети читают. (Слайд 9)

  • Понятно ли о ком говорится в стихотворении?

Деятельность ученика. Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.

  • Значит, какой вывод мы можем сделать?

Деятельность ученика. Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

  • Давайте попробуем составить определение понятия местоимения.

Деятельность ученика. Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.

  • Продолжим предложения, выбрав верные высказывания:

1. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они — это глаголы, имена существительные, имена прилагательные, местоимения; (Слайд 10)

2. Местоимение — часть речи, не часть речи; (Слайд 11)

3. Местоимение — указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы. (Слайд 12)

  • А теперь давайте полностью озвучим определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение?

Деятельность ученика. Дети дают определение.

  • Давайте сравним наше определение с эталоном.

Деятельность ученика. Дети читают определение на слайде.

  • Местоимение — часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них. (Слайд 13)
  • А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись?

Деятельность ученика. Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.

Работа по учебнику. Деятельность ученика. Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменные задания.

Упражнение 171

  • Какие местоимения встретились в тексте?

Деятельность ученика. Он, я, ты, они.

  • Они указывают на какой-то предмет? А называют его?

Физминутка.

Топай мишка, хлопай мишка,

Приседай со мной, братишка!

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись!

Деятельность ученика. Повторить 2 раза с ускорением темпа выполнения движений.

Пятый этап: первичная проверка понимания 5 мин.

УУД — учебно — познавательные, коммуникативные.

Работа по упражнению 171 (устно). Деятельность ученика. Дети читают текст упражнения и называют местоимения.

  • Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет?

Шестой этап: первичное закрепление 5 мин.

УУД – учебно – познавательные, коммуникативные, информационные.

Самостоятельная работа по упражнению 174.

  • Выполните упражнение. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища. Оцените товарища по таким критериям.

Все верно - !

Одна ошибка - +

Две ошибки - ?

Три ошибки - -.

Деятельность ученика. Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. (Слайд 14)

  • Проверьте по эталону на слайде.

Деятельность ученика. Проверка по эталону. (Слайд 15)

  • Поднимите руку те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

Деятельность ученика. Дети поднимают руки.

  • Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания.

Работа в парах.

  • У вас на столах карточки с заданием. Какое задание нужно выполнить?

Деятельность ученика. Дети озвучивают задание: нужно вставить пропущенные местоимения.

  • Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимет вместе руки вверх и мы проверяем.

Деятельность ученика. Ребята в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем предложения записывают в тетради.

Задание.

Лиса.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе редко это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уж тут как тут.

Слова для справок: она, у нее, ей, она.

Седьмой этап: домашнее задание.

УУД – учебно – познавательные, коммуникативные.

Упражнение 175.

  • Прочитайте задание упражнения. Все ли вам понятно?

Деятельность ученика. Дети читают текст упражнения и задают вопросы.

  • Вспомните. Какие предложения называются нераспространенными, и какие распространенными.

Восьмой этап: рефлексия 5 мин.

УУД - учебно – познавательные, коммуникативные.

  • Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?
  • Какую часть речи изучали?

Деятельность ученика. Узнали о новой части речи – местоимении.

  • Какие определения вывели?

Деятельность ученика. Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.

  • Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?

Деятельность ученика. Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.

  • Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.

Я понял, что такое местоимение, и могу это объяснить одноклассникам.

Я понял, что такое местоимение, но не уверен, что объясню другому.

Я не совсем понял, что такое личные местоимения.

Деятельность ученика. Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик.

Список литературы:

  1. Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок. 2 класс. Волгоград: Учитель, 2012
  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос, 2012
  3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2012
  4. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум, 2012
  5. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2016


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать, ответы полные давайте и на уроке не зевайте. 1

Слайд 2

Девиз урока: «Учитесь открывать тайны!»

Слайд 3

1 Помидор – овощ. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов. Он – овощ. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов.

Слайд 4

Тема урока: «Что такое местоимение?»

Слайд 5

1 Попугайчик, попугай, папу с мамой не пугай. Не ищи жучка в крупе, а найди нам букву…

Слайд 6

1 Имя существительное Имя прилагательное Глагол

Слайд 7

П роверь себя Имя существительное Имя прилагательное Глагол Стол Голубой Писать Медведь Храбрая Носить Мама Мужественный Учиться

Слайд 8

Слон У слона большие уши, Как гора огромен слон. Равных нет ему на суше: Он по весу чемпион. В. Степанов

Слайд 9

Сравните: Равных нет ему на суше: Он по весу – чемпион.

Слайд 10

Выберите верное высказывание Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они: Глаголы; Имена существительные; Имена прилагательные; Местоимения.

Слайд 11

Выберите верное высказывание Местоимение это: Часть речи; Н е часть речи.

Слайд 12

Выберите верное высказывание Местоимение: Указывает на предметы, но не называет их; Указывает на предметы и называет предметы.

Слайд 13

Проверь себя Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение – это часть речи.

Слайд 14

Оцени товарища Все верно - ! Одна ошибка - + Две ошибки - ? Три ошибки - -

Слайд 15

Упражнение №174 Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они).

Слайд 16

Список литературы Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок. 2 класс. Волгоград: Учитель, 2012 Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос , 2012 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2012 Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум, 2012 Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 2 класс ФГОС "Что такое имя прилагательное?"

Данный конспект открытого урока поможет  провести урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?" в соответствии с ФГОС...

План-конспект урока по русскому языку 1 класса Тема урока: Буквосочетания ЖИ-ШИ

Цели урока: Создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний ЖИ-ШИ    Задачи: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развивать орфографические навыки.- РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. развивать внимание;2...

Конспект урока по русскому языку, 4 класс Тема урока: « Имя прилагательное»

Урок направлен на усовершенствование знаний об имени прилагательном, развитии умения точно употреблять в речи.При помощи алгоритма....

Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые  результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...