конспект урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

конспект урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива  по теме "Состав слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 А класс  МБОУ «СОШ №49»

УМК Перспектива                                                                                         МБОУ «СОШ №49»  г.Казани

Тема: Как собрать и разобрать слова.                                                                                                                   Учитель Кроленко М.Г.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели: 1. Создание условий для формирования представления о частях слова; обогащать словарный запас через введение новых слов – терминов: корень, однокоренные слова, приставка, суффикс, окончание; актуализировать знания о понятии «родственные слова»; научить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней, формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

2.  Развитие учебно-познавательной и коммуникативной сферы обучающихся;

3. Способствование формированию положительной мотивации к обучению, коммуникативных качеств через работу в паре; уважительного отношения к профессии строителя.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса;

получат возможность формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;  разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы;  овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Метапредметные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы

Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.); научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям

Этап урока.

Методы и приемы.

Деятельность учителя

Учебное содержание

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

(1 мин.)

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Возьмите за руку того, кто сидит вместе с вами за партой. Закройте глаза и молча, пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе. Открывайте глаза.

-Как вы думаете, теперь вам будет легче работать?

-Настроились на работу? Очень хорошо.

Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы, правильно идентифицируют себя с позицией школьника; формирование познавательных потребностей и учебных мотивов.

I I .Актуализация знаний.

(4-5 мин.)

1.Орфографическая работа.

                 (4 мин.)

Маленькая физминутка

(растерли руки)

3.Орфографическая работа.

-Прочитайте стих.  (слайд №2)

    Р-чной, л-сной, г_ристый,

    М-рской, р-дной, л-систый.

    Проверь слова, да не  сп-ши,

    Красиво, грамотно сп-ши.

-Какую орфограммумы сегодня повторяем? (безуд.гл. в корне)

-Можно ли проверить пропущ. гл? (да)

- Как проверить? (чтобы проверить безударную гласную в слове, надо подобрать проверочное слово, чтобы безуд. гласная стала ударной)

-Спишите. появл. текст с пропущ буквами-дети списывают

Проверка (слайд №3-8)

Дети комментируют ответ

(слайд №9)-схема слова

(дети проверяют слова двух строчек, потом появл схема слов –спеши, спиши)

-Осталось не провер. 2 слова?

-К какому из них подходит схема?

-У каких двух слов, буквенная схема будет  одиннак.?(спеши, спиши)

-Раз схема один. значит и слова пишутся один.?

(в одном слове надо вставить букву-е-, проверочное слово спешка, в другом-спиши, проверочное слово -спишет) (слайд №10)

(появл. текст с -  проверка по эталону..

Проверяют безударные гласные в словах.

Списывают текст. Взаимопроверка.

2.Постановка учебной задачи и ее решение.

(4-5 мин.)

  1. –Сегодня на уроке нам предстоит работать в парах.
  2. Давайте повторим правила работы в парах. (памятка на доске)
  • Работать должны оба;
  • Один говорит, другой слушает;
  • Своё несогласие высказывай вежливо;
  • Если не понял, переспроси.

-Сейчас я вам предлагаю собрать пазл.

Что получилось? (дерево)

-Из каких частей состоит дерево?(корень, ствол, крона)

-В конверте лежит детали, добавьте к дереву.

- Что изменилось? (дерево с листочками)

-  Из чего ещё состоит слово-дерево-? дерево (3 слога, 6 букв, 6 звуков)

на доску -дерево

- Как вы думаете, как наше конструирование связано с  темой урока?

(научить разобрать слово на части  и собирать слово из частей)

-Тема нашего урока так и называется (Как собрать и разобрать слово)  на доску

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные:  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Первичное усвоение новых знаний. Работа по учебнику стр.42

(3 мин.)

-Откройте учебник на с. 42.

-Как называется раздел? (Состав слова)

- Как звучит тема урока? (Как собрать и разобрать слово)

- Прочитаем сообщение профессора Самоварова. Какой секрет открыл профессор?(Слова можно разбить на части)

- Почему надо знать эти части? (Чтобы понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать ).

- О чём спросила Аня? (Из каких частей состоит слово?)

- Прав ли Ваня? (Частично, т.к. он ещё пока не знает, о каких частях сказал профессор).

- Мы с вами сегодня убедимся, что Ваня поторопился с ответом, и узнаем, из каких частей ещё может состоять слово.

Упр. 56(учебник) на стр 42

-  Прочитайте задание на стр 42.

-Это маленькое стих-е.. Как его можно назвать? (колыбельная песня)

-Кого зовут качать деточку? (кота, котика)

-Как  по –разному называют кота?(котя,котенька, Котя,котик)

-Почему?(это ласковые слова, хотят задобрить котика, чтобы он пришел укачивать ребенка)

- Можем ли мы их назвать словами- родственниками?  Почему?                                           (общая часть и общее значение)

- Выпишите эти слова. Подчеркните общую часть.-Кто помнит  из первого класса как выделить корень? (дугой) 

-Какую часть выделили? (кот)                        (показать по камере тетрадь ученика)

Сообщение профессора Самоварова

- Давайте прослушаем, что нам об этом говорит профессор Самоваров, Ваня и Аня.

- Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

-Посмотрите, как обозначается корень на письме.

- Как по-другому называются  родственные слова?  (Однокоренные)

- Назовите корень в выписанных вами словах. (кот)

- Что поняла Аня?( Родственные слова как бы вырастают из одного слова)

- Верно ли Ваня подобрал однокоренные слова с корнем свет? (Свет, светить, светлый)

- Составьте предложения (по рядам) с этими словами. (Устно)

Наблюдают за словами, рассуждают, высказывают предположения, делают выводы.

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о  строении слова и его частях;  формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания  и представления о новом изучаемом предмете.

Регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают учителя; строят понятные речевые высказывания.

Физминутка

(1-2 мин.)

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. 

 Первичное закрепление

(7 мин.)

 Упр. 57

  1. -Над следующим упр. поработаем в парах.
  2. - Внимательно прочитайте слова. Вместе с соседом распределите их в три группы и выпишите. Выделите корень в каждом слове.

- Прочитай, какие слова записали в первую группу? Во вторую? В третью?

Проверка. (Слайд №12)

Выполнять письм.грам. упр.

 Строить реч.выс.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят реч. высказывания.

Регулятивные:принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Информация о дом. задании, инструктаж о его выполнении

Д/з:  Выучить понятие –однокоренные слова.(стр.43)

Составить как можно больше слов с корнями

1 ряд: -мор-

2 ряд: -вод-

3 ряд: - лес-

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(2 мин.)

- Над какой темой работали на уроке?

- На какие вопросы хотели найти ответы?

- Какие слова называют родственными?

- Что такое корень слова?

Закончите предложение:

 Мне важно научиться собирать слова без ошибок, потому что…

Выполняют анализ и рефлексию своей деятельности на уроке.

Личностные:самооценка;

Познавательные рефлексия способов и условий действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс

Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Данный урок построен согласно требованиям ФГОС, в основе - деятельностный подход к обучению. Реализуются индивидуальные, парные и групповые формы работы с классом. Хорошо продумана контрольно-оценочна...

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова.

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова. УМК "Школа России" 2 класс....

Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...