Андреева Т.А., Ефимова Е.Г. Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ефимова Елена Генриховна

Урок русского языка по теме "Учимся писать безударные гласные в корне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon efimova_e.g._andreeva_t.a.doc139 КБ
Файл bezudarnye_glasnye.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка

«Учимся писать безударные гласные в корне слова»

Авторы: Андреева Татьяна Александровна, учитель начальных классов

     Ефимова Елена Генриховна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МАОУ «Кожевниковская СОШ №1» Кожевниковского района Томской области

Текстовый редактор MS WORD, редактор для создания презентаций POWER POINT 

Номинация – практический урок

Предмет: русский  язык

Класс: начальная школа, 2 класс

Тема: «Учимся писать безударные гласные в корне слова»

Тип урока: урок общеметодологической направленности 

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся умения видеть орфограмму (безударную гласную) в корне слова и овладения способами проверки безударных гласных в корне слова.

 Формируемые метапредметные УУД на уроке:  

Личностные: умение осознавать роль языка и речи в жизни людей; осознание роли языка и речи в жизни человека; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата; умение определять  и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; развитие умения давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные: формировать умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать речь других.

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя).

Предметные: различать формы слова и однокоренные слова, уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки безударной гласной в корне; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

 

          Материально-техническое обеспечение: (состав используемого УМК, оборудование)

 В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский  язык. 2 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений в  двух  частях. -  М.: Просвещение, 2017.,  УМК «Школа России»,   мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Используемые ЦОРы: 1. Объект интерактивного взаимодействия «Каллиграфия» - ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы: Интегрированный УМК для начальной школы»  Источник: http://school-collection.edu.ru/portals/

            2. Объект интерактивного взаимодействия «Безударные гласные в корне» , DVD «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ.  Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс, 2009.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

                 «Покажи своё лицо»

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Постановка проблемы урока (СЛАЙД №1) (Подготовить детей к изучению материала через постановку проблемной ситуации).

  – Наш урок  хочу начать с рассказа.

 Коля получил от друга Пети SMS – сообщение: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля прочитал сообщение и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Петя. – Колька принесет».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось?                      

– Какое правило не знал Петя?

– Как правильно записать это слово?  

   http://www.openclass.ru/sites/default/files/rus1.jpg 

- А нам с вами нужно знать это правило? Для чего?

Постановка темы и цели урока       (СЛАЙД № 2)

  – Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

 Мы сегодня, как настоящие ученые, будем исследовать безударные гласные в корне слова.

– Какую цель поставите перед собой?

  – В течение урока будем отвечать на вопросы: Что, где, как и чем надо проверять?

  – Ответим на первый вопрос: что надо проверять?

– Где надо проверять?

– Как надо проверять?

– Чем надо проверять?

Внимательно слушают учителя, фиксируют и анализируют проблемную ситуацию.

(Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)

(Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)

(Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

В корне слова

(Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

(Безударная гласная проверяется ударением.)

Подведение под понятие;

целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися. Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова (Алгоритм проверки)

Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова (Алгоритм проверки).

– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

  Алгоритм проверки безударных гласных (Слайд № 4)

  • Прочитать слово.
  • Поставить ударение.
  • Выделить корень.
  • Определить безударную гласную.
  • Подобрать проверочное слово.

Орфографический тренинг.  Отработка умения правильно обозначать безударные гласные в корне. (Слайд № 4, гиперссылка «Конвейер»)

- Вот давайте мы сейчас и проверим, как работает наш алгоритм. Вы читаете слово на экране, показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

- Как вы проверяли безударную гласную в корне слова?

Коллективная форма работы.

Совместно вспоминают алгоритм проверки безударных гласных в корне слова

Читают слово на экране, определяют безударную гласную, объясняют правописание, подбирая проверочное слово.

(Изменяли форму и подбирали родственные слова)

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Наблюдение  над проверочными и проверяемыми словами.

(Слайд № 5,6)

Вода, водный, наводнение

Ночной, ночка, ночевать 

Море, моряк, заморский

– Внимательно прочитайте слова. Что можете сказать?

 -  Запишите эти слова в тетрадь и определите, в каждой строчке слова с безударной гласной в корне.  Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными. Поработайте в парах.

Проверка.

– Почему вы выбрали эти слова?

 

Физкультурная минутка.

Актуализация знаний о безударных звуках и буквах. Обобщение. Орфографический тренинг. (Слайд № 7)

  - Какие гласные звуки нам доставляют проблемы без ударения (а, и)

 -  Какими буквами можно обозначить звук  [а]? (а, о)

-- Запишем слова в 2 столбика:

 сады, дома, травинка, страна, водичка, старик, сосна, морской.

-- Вспомним, какими буквами можно обозначить безударный гласный  [И] ? (и, е, я)

--Запишем в 3 столбика: блины, грибной, блестеть,  звезда,  блестеть,  висеть, звезда,  цветной,  снега,  цветной,  стирать

-- Как проверить безударную гласную в корне слова?

Отработка умения подбирать родственные слова. Работа в парах.

  - Давайте потренируемся в подборе родственных слов. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать. Поработайте в парах.

  Корни: 1) –лес-;  2) - вод- ;   3) - ночь - ;  4)- тишь- ;  5)  - мор- ; 6) - реч-

 

Наблюдение над правильным подбором родственных слов.

  (Слайд № 8)

-- Прочитайте предложения. Найдите похожие слова. Подумайте, какую букву нужно писать. Вместо вопроса подберите проверочные слова.

Мальчик устал  ( ?)   с..деть на стуле.

Бабушка рано стала ( ? )  с..деть.

Я долго ( ? ) сл..зал с крыши.

Щенок быстро ( ? )  сл..зал всё молоко.

Брат мне ( ? )  подп..вал.

Это лекарство нужно ( ? )  зап..вать  водой.

-- Что нужно учитывать при выборе проверочных слов?

Составление модели правила проверки безударных гласных в корне слова. (Слайд № 9)

Работа в парах.

(Родственные слова, у них одинаковый корень и близкое значение)

Записывают слова, находят и подчеркивают проверочные слова.

(В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)

Отвечают на вопросы учителя

Проводят анализ слов в зависимости от  выделения признаков; определяют в какой столбик нужно записать слово.

(Изменить форму или подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным)

Работая в парах, подбирают однокоренные слова

Проводят анализ слов в зависимости от  выделения признаков; подбирают проверочные слова и определяют, какую букву надо писать в корне.

( Они должны быть родственными,  иметь общую часть и близкое значение).

Работа в группах.

Обучающиеся осуществляют совместную работу в малых группах – составляют модель правила проверки безударных в корне слова

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке.

 (Прием "Светофор")

 Прием "Светофор"

Красный -  Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.

Жёлтый  -  Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

Зелёный - Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно

  • Домашнее задание с обьяснением.

Обучающиеся, отвечая на вопросы, осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке.

Обучающиеся внимательно слушают задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Сценарий урока:

I. Этап мотивации.

  • Организационный момент. Эмоциональный настрой.

    (Организация внимания всех учащихся, настрой на работу).

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  • Постановка проблемы урока (СЛАЙД № 1) (Подготовить детей к изучению материала через постановку проблемной ситуации).

  – Наш урок  хочу начать с рассказа.

 Коля получил от друга Пети SMS – сообщение: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля прочитал сообщение и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Петя. – Колька принесет».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось?                      

– Какое правило не знал Петя?

– Как правильно записать это слово?  

   http://www.openclass.ru/sites/default/files/rus1.jpg 

- А нам с вами нужно знать это правило? Для чего?

  • Постановка темы и цели урока( СЛАЙД № 2)

  – Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)

 Мы сегодня, как настоящие ученые, будем исследовать безударные гласные в корне слова.

– Какую цель поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)

  – В течение урока будем отвечать на вопросы: Что, где, как и чем надо проверять?

  – Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

 – Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

 – Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

 – Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

 

III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

  • Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. (Алгоритм проверки). Коллективная форма работы.

– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

  Алгоритм проверки безударных гласных (Слайд № 4)

  • Прочитать слово.
  • Поставить ударение.
  • Выделить корень.
  • Определить безударную гласную.
  • Подобрать проверочное слово.

6.Орфографический тренинг.  Отработка умения правильно обозначать безударные гласные в корне. (Слайд № 4, гиперссылка «Конвейер»)

- Вот давайте мы сейчас и проверим, как работает наш алгоритм. Вы читаете слово на экране, показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

- Как вы проверяли безударную гласную в корне слова? (Изменяли форму и подбирали родственные слова)

 IV. Этап включения изученного в систему знаний.

7. Наблюдение  над проверочными и проверяемыми словами. Работа в парах.

(Слайд № 5,6)

 

Вода, водный, наводнение

Ночной, ночка, ночевать 

Море, моряк, заморский

– Внимательно прочитайте слова. Что можете сказать? (Родственные слова, у них одинаковый корень и близкое значение)

 -  Запишите эти слова в тетрадь и определите, в каждой строчке слова с безударной гласной в корне.  Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными. Поработайте в парах.

Проверка.(

– Почему вы выбрали эти слова? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)

  •  Физкультурная минутка.
  • Актуализация знаний о безударных звуках и буквах. Закрепление изученного. Орфографический тренинг. (Слайд № 7)

  - Какие гласные звуки нам доставляют проблемы без ударения (а, и)

 -  Какими буквами можно обозначить звук  [а]? (а, о)

-- Запишем слова в 2 столбика: сады, дома, травинка, страна, водичка, старик, сосна, морской.

-- Вспомним, какими буквами можно обозначить безударный гласный  [И] ? (и, е, я)

--Запишем в 3 столбика: блины, грибной, блестеть,  звезда,  блестеть,  висеть, звезда,  цветной,  снега,  цветной,  стирать

-- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Изменить форму или подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным)

  • Отработка умения подбирать родственные слова. Работа в парах.

  - Давайте потренируемся в подборе родственных слов. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать. Поработайте в группах.

  Корни: 1) –лес-;  2) - вод- ;   3) - ночь - ;  4)- тишь- ;  5)  - мор- ; 6) - реч-

 Проверка (зачитываются слова от каждой группы).  

  • Наблюдение над правильным подбором родственных слов. Коллективная работа.

  (Слайд № 8)

-- Прочитайте предложения. Найдите похожие слова. Подумайте, какую букву нужно писать. Вместо вопроса подберите проверочные слова.

Мальчик устал  ( ?)   с..деть на стуле.

Бабушка рано стала ( ? )  с..деть.

Я долго ( ? ) сл..зал с крыши.

Щенок быстро ( ? )  сл..зал всё молоко.

Брат мне ( ? )  подп..вал.

Это лекарство нужно ( ? )  зап..вать  водой.

-- Что нужно учитывать при выборе проверочных слов? ( Они должны быть родственными,  иметь общую часть и близкое значение).

  • Составление модели правила проверки безударных гласных в корне слова.

 (Слайд № 9)

Работа в группах.

V. Итог урока. Рефлексия. Самооценка собственной работы на уроке.

  • Чему учились на уроке?
  •  Как проверить безударную гласную в корне?
  •  Какое умение мы отрабатывали на уроке?
  • Оцените свою работу (Прием "Светофор")

 Прием "Светофор"

Красный -  Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.

Жёлтый  -  Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

Зелёный - Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Тема «Учимся писать безударные гласные в корне слова» 2 класс МАОУ « Кожевниковская СОШ № 1»

Слайд 2

Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем. Я м я ч С м...чом

Слайд 3

Учимся писать безударные гласные в корне Что Где Как Чем надо проверять ? а о е и я в корне Подобрать родственные слова или изменить форму ударением

Слайд 4

Прочитать слово. Поставить ударение. Выделить корень. Определить безударную гласную . Подобрать проверочное слово. Алгоритм

Слайд 5

Вода, водный, наводнение Ночной, ночка, ночевать Море, моряк, заморский Учимся писать безударные гласные в корне

Слайд 6

Вода, водный , наводнение Ночной, ночка , ночевать Море, моряк, заморский Учимся писать безударные гласные в корне

Слайд 7

Учимся писать безударные гласные в корне [ а ] а о [ и ] и е я с а ды тр а винка стр а на ст а рик с о сна д о ма в о дичка м о рской бл и ны гр и бной в и сеть ст и рать цв е тной бл е стеть зв е зда сн е га п я тно р я ды взгл я нул т я нуть

Слайд 8

Мальчик устал ( ?) с..деть на стуле. Бабушка рано стала ( ? ) с..деть. Я долго ( ? ) сл..зал с крыши. Щенок быстро ( ? ) сл..зал всё молоко. Брат мне ( ? ) подп ..вал . Это лекарство нужно ( ? ) зап .. вать водой. и и и е е е Учимся писать безударные гласные в корне

Слайд 9

а о е и я родственные слова или форму [ и ] [ а ] Учимся писать безударные гласные в корне Модель правила

Слайд 10

Используемые ресурсы: ЦОРы : 1. Объект интерактивного взаимодействия «Каллиграфия» - ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы: Интегрированный УМК для начальной школы» Источник: http:// school-collection.edu.ru/portals/ Объект интерактивного взаимодействия « Безударные гласные в корне» , DVD «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. Уроки Кирилла и Мефодия » 2 класс, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....