Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме:"Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Брылякова Людмила Михайловна

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Правописание жи-ши, ча-ща,чу-щу в словах" Этот урок был дан на районном объединении директоров школ в декабре 2018 года, который проходил на базе нашей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_otkrytyy_urok.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в словах.

Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний   ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи :

Предметные – способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Метапредметные :

Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.),  умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные – обще учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.  Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные УУД:  содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление  о здоровье сберегающем поведении.

                           Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

- К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

II. Эмоциональный настрой

Игра «Сплочение – настрой»

– Поднимите руку те, кто пришел с открытым сердцем и хорошим настроением. Спасибо.

– Поднимите руку те, кто относится с уважением ко всем присутствующим. Спасибо.

– Поднимите руку те, кто готов трудиться, показывая знания. Спасибо.

– Пожелаем друг другу успехов, творчества и удачи!

ІІІ. Актуализация опорных знаний

- Ребята,  наш урок мы начнём с отгадывания загадок.

Есть копытный великан.

Шея, как подъемный кран,

С рожками, пятнистый,

Но не очень быстрый. (Жираф)

hello_html_1fe59616.jpg

 Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами  

За жуками и мышами. (Ежик)

hello_html_6ce4b6a7.jpg

 Хвостом виляет, зубаста, а не лает.

(Щука )

hello_html_3fd173d0.jpg

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. (Мыши)

hello_html_2b01c5bb.jpg

 Они на ласточек похожи,

А в небе очень даже схожи.

Я правду говорю, скажи!

Есть – ласточки, а есть - … (Стрижи)

hello_html_m68cbe630.jpg

Кто живёт в морях холодных

 Среди айсбергов  огромных?

У них усы, как ёршики,

Не боятся стужи ...     (Моржики)

hello_html_30fad65e.jpg

 Это кто там лентой черной

К ручейку скользит проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко.

А на маленькой головке

(Все об этом знать должны)

Пятна желтые видны. (Уж)

–А если сказать много? (Ужи)

hello_html_3a0f93a1.jpg

2.Сообщение темы и цели урока

Слова:  жираф, ёжик, щука, мыши, стрижи,  моржики,  ужи

- Какие  изученные  сочетания букв вы услышали в словах- отгадках?

Тема нашего сегодняшнего урока:

« Правописание буквосочетаний  жи - ши, ча – ща, чу – щу в словах»  (слайд)

-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься.

-Используйте слова помощники:

Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)

Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)

-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.

-Итак,  какое правило нам поможет достичь цели урока?

В сочетаниях  жи –ши

Только  и  всегда пиши!

В сочетаниях  ча – ща

Пишем  только  букву  а.

В сочетаниях  чу – щу

Пишем  только  букву  у !

3. Работа над темой урока

Минутка чистописання:

--Назовите шипящие звуки, какие есть в русском языке: ж, ш, ч, щ

На какие группы можно разделить эти согласные звуки? [щ`], [ж], [ч`], [ш]?

(Звонкие и глухие, твердые и мягкие)

-Назовите всегда мягкие звуки (ч,щ)

-Назовите всегда твердые звуки (ж, ш)

-Послушайте грамматическую сказку  про  эти  звуки:

  Жили - были шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили они очень дружно. Вот однажды решили они в прятки поиграть. Выпало водить шипящим. Попрятались остальные буквы. Шипящие во все щели заглянули, уже нашли многих, вот только не могут найти три гласные – Ы, Ю, Я. Искали до вечера, устали и пошли домой. Проходят шипящие мимо домика гласных и в окошко видят, что Ы, Ю, Я дома сидят, чай пьют и телевизор смотрят! Обиделись шипящие на Ы, Ю, Я и с тех пор у них и дружба врозь.

С тех пор и пишем всегда ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Вот сегодня мы на минутке чистописания пропишем эти сочетания.

- Вспомним наше правило о правильной посадке при письме:

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку правильно держу!

Сяду ровно не согнусь,

За работу я возьмусь!

  -Приступаем к нашей работе.

- Запишите  сегодняшнее число и классная работа

-Ребята, я сегодня прихожу в класс и вижу на доске красивую ёлочку, а на столе игрушки и письмо от Дедушки Мороза

«Дорогие ребята! Поздравляю вас Новым годом! Дарю вам ёлочку и  игрушки. Но игрушки не простые, а с заданиями. Вы должны выполнить задания и украсить ёлочку. Желаю вам успехов!

-Ну, что ж, попробуем!

Коллективная работа

1 задание

-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.

Что же делать? Как же быть?

Буквы нужно возвратить!

-Припишите справа или слева к слогам сочетания жи - ши, ча – ща, чу –щу, так чтобы получились слова.

(Чижи, туча, мыши, щука, крыши, часы, роща, чулок)

чи…

ро…

кры…

…лок

 …ка

…сы

Работа в парах

2 задание

–Найдите слова  с  сочетаниями  жи – ши, ча – ща,чу – щу.

1 пара –в словаре однокоренных слов (с. 139) Час, часок, часик, часовой, часы

2  пара – в словаре синонимов (с.140) Машина, мчаться, прощай, угощать, чуткий

3  пара– в словаре антонимов (с.141) Молчать, запрещать, начало, широкий

3 задание

Индивидуальная работа.

-Из записанных слов выбрать и записать слова с изученными буквосочетаниями в три столбика:

 жи- ши                               ча – щу                               чу -  щу

………..                              ………….                           …………..

………..                              ………….                          ……………

Чудо, туча, шишка, трещу, чаща, чулок, чай, жир, шина, лыжи, щавель, щурята, моржи, угощай, молчу, чищу.

- Проверьте. Кто считает, что у него  выполнено всё правильно, поставьте  на полях (!)знак, а кто сомневается- поставьте (?) знак.

- Поднимите руку, кто поставил ! и справился с заданием без ошибки.

- Поднимите руку, кто поставил ? и справился с заданием без ошибки.

  Вам надо быть уверенней в себе.

Дифференцированная работа.

4 задание

-Возьмите карточки. Выберите уровень сложности:

Красный - сложный,  зелёный – легче, жёлтый - самый лёгкий.

   КАРТОЧКА 1.

Запиши подходящие слова:

  1. Зимой с неба  летят __________________ .
  2. Когда человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот

 попала _______________________.

  1. Берёзовая _________________ .
  2. Катаются  зимой: в руках держат длинные палки, а  на ногах _______ .
  3. Часть  колеса  машины ____________ .
  4. Чайная пара: блюдце и ______________ .

   КАРТОЧКА 2.

Вставьте подходящие по смыслу слова:

  1.______________________ в  лесу.

  2.  В  воздухе  кружатся__________________________.

  3. Птицы больше  не ______________________.

  4.  ________________ тучи.

Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.

  КАРТОЧКА 3.

Вставь пропущенние орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Дятлы

Тре___т   морозы.  В лесу ти____на.  Только дятлы сту___т   по  стволам.  Они   и____т     пи____      под   корой.   Дятлы любят долбить    ____шки.     Там они   и____т    вкусные семена.

5 задание

Творческое задание

- Составь из слов каждой строчки предложение, так чтобы выделенное слово было первым.

1. чаща, полна, звуков, лесная.

2.  по, дятел, стучал, дубу.

3. кружились, елью, над, клесты.

4. срывали, шишки, клювами, они.

5.  искали, птицы, пищу.

-Можно ли назвать полученные предложения  текстом?

- Озаглавьте его.

6 задание

-Исправить ошибки. Записать правильно предложения.

У рики расли камышы. Щюка жыла в рике. Ужы прятались в трове.

(Дети выполняют задание самостоятельно. Подсказка: здесь 7 ошибок). 2.Самопроверка(подчеркнуть в предложениях главные члены)

У реки росли камыши. Щука жила в реке. Ужи прятались в траве.

- У кого верно? Молодцы!

7 задание

 Орфографический диктант на листочках. 

Жилет, перчатки, чудесно, дружить, овчарка, щурята, участок, шиповник, час, роща.

4.Дом. задание.

Уч. с 14 упр.21

5. Итог урока. Рефлексия.

Оцените свою работу:

-Я научился ….

-Я не совсем хорошо научился, сомневаюсь ….

-Мне было трудно, я не научился…

-Прозвенит сейчас звонок

И закончится урок.

Только интересно мне,

Что осталось в вашей голове.

1.Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой  
и всегда пиши!

2 .Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!

3.Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У. 

- Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке. Всем спасибо. Урок окончен.

hello_html_4cd1d7a3.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему"Правописание частицы не с глаголами"

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему"Правописание частицы не с глаголами"...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России

Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме "Обобщение по теме "Местоимение""

Конспект урока русского языка в 4 классе с применением технологии сотрудничества.Урок по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России" к учебнику Канакиной. Урок разработан в соответстви...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему «Правописание –ться и -тся в глаголах»

Конспект урока по русскому языкуУМК «Начальная школа XXI века» С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.ЕвдокимоваТема урока: «Правописание –ться и -тся в глаголах»....