Урок русского языка в 1 классе "Звук [й,], буква Й" (ПНШ)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Цель данного урока: создать условия для формирования знаний учащихся о гласных и согласных звуках, ознакомления со звуком Й как согласным, звонким, мягким; развития умений соблюдать правила деления слов на слоги и переноса слов с буквой Й.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx355.73 КБ

Предварительный просмотр:

   

Тема: Звук [й,], буква Й.

Цель: создать условия для формирования знаний о гласных и согласных звуках, ознакомления со звуком [й’] как согласным, звонким, мягким, развития умений соблюдать правила деления слов на слоги и переноса слов с буквой й.

Планируемые результаты: 

  • предметные: различать звуки и буквы, делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
  • метапредметные:
  • регулятивные – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • познавательные – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; овладеть умениями применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями, осуществлять сравнение и выделять общее и различное; устанавливать причинно-следственные связи.
  • коммуникативные – адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; строить диалог и сотрудничество с учетом позиции собеседника, в том числе и отличной от собственной.
  • личностные УУД: стремиться к самоконтролю процесса и результатов деятельности; знать и соблюдать основные моральные нормы поведения в школе, в жизненно-практических ситуациях.

Учебно-дидактическое обеспечение: учебник, ЭФУ, ТПО.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце добрыми чувствами. Улыбнитесь друг другу.

- Начинаем наш урок.

2. Вводная часть урока.

- Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 35. Обратите внимание на синюю полоску. Что вы можете сказать по условным обозначениям?

(На полоске нарисован новый условный знак – пальма. Это значит сегодня мы будем работать над новой темой. Урок первый.)

- По условному обозначению учебника найдите страницу в ТПО. Отметьте её закладкой.

- Откройте тетради в линейку и запишите по образцу (СЛАЙД 1):

10 апреля

Классная работа.

II. Актуализация знаний.

1. Чистописание.

- Ребята, предлагаю вам отгадать загадку:

Раз – брусок и два – брусок,

Плюс один наискосок,

Снизу, сверху – уголки,

А всё вместе – буква... (И). (СЛАЙД 1, шторка, галочка):

- Сегодня на минутке чистописания мы вспомним написание строчной письменной буквы И.

- Напомните, пожалуйста, из каких элементов она состоит?

(Наклонная прямая с закруглением внизу справа.)

- Сколько раз повторяется этот элемент?

(2 раза)

- Посмотрите на образец написания письма (ЭФУ). Запишите букву 4 раза.

- А какая буква очень похожа на букву и? 

(Буква Й.) (СЛАЙД 1, галочка), (ЭФУ):

- Чем похожа? Чем отличается? Запишите на этой же строке 4 раза букву й.

- Вспомните и назовите слова, где встречается буква й.

(Чай, май, дай, …)

- Запишите эти слова на следующей строке.

 

III. Постановка цели урока.

- Ребята, прочитайте в учебнике тему сегодняшнего урока и определите его цель.

(«Загадка звука [й,] и буквы Й». Разгадаем загадку буквы Й. Узнаем о ней что-то новое. Повторим то, что уже знаем.)

IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

1. Работа по учебнику (стр. 35).

- Ребята, теперь для того, чтобы помочь Маше и Мише, надо показать, насколько хорошо вы различаете буквы гласных и согласных звуков.

1.1. Чтение интриги учебника до слов: «Перечислите все буквы гласных».

- При выполнении задания вы можете пользоваться алфавитным столбиком.

- Ребята, что вы знаете об алфавитном столбике?

(Гласные звуки обозначены красным цветом. Голубым и зелёным обозначены согласные звуки. Голубой цвет − глухие согласные, зеленый − звонкие согласные.)

1.2. Чтение интриги: «Буква Й – это буква гласного или согласного звука? – спросила Анишит Йокоповна.»

(Это буква гласного звука.)

1.3. - Ребята, рассмотрите, пожалуйста, Карту животных. На какие страницы учебника мы должны вернуться?

(Страницы 12 - 13.)

- Найдите в Музейном Зале птицу, в названии которой есть буква Й.

(Буква Й есть в слове СОЙКА.)

2. Выполнение упражнений.

- Теперь выполним упражнение 10 (стр. 35).

(Все дети работают в тетради.)

- Запишите слово СОЙКА.

- Составьте звуковую схему этого слова.

(                                                       )

(Проверка по образцу.) (СЛАЙД 1, шторка)

- Произнесите слово, поделив его на слоги. Звук [й,] составил отдельный слог?

(Сой – ка. Отдельного слога звук [й,] не составил.)

- Прочитайте слова ЗМЕЙ и ЗМЕИ. (СЛАЙД 2)

- Какими звуками они различаются?

(Эти слова различаются звуками [й,] - [и].)

- Запишите эти слова, разделив их на слоги.

(Взаимопроверка) (СЛАЙД 1, шторка)

- Сколько слогов получилось в каждом слове?

(В слове ЗМЕЙ – 1 слог, в слове ЗМЕИ – 2 слога.)

- Напишите слова ВОЙНЫ и ВОИНЫ, разделив их на слоги. (СЛАЙД 2, шторка)

(Дети выполняют задание самостоятельно.)

             

- Маша выделила слоги так: (СЛАЙД 1, шторка)

- Вы согласны с Машей?

(Ответы детей.)

- Почему во втором слове в каждой паре на один слог больше?

(Потому что звук [и] – гласный.)

- Звук [й’] образует самостоятельный слог?

(Нет, не образует.)

- Какой же из двух звуков - [й’] или [и] образует слог?

(Слог образует звук [и].)

- Образовать слог может гласный звук или согласный?

(Гласный.)

- Значит, звук [й’] – какой: гласный или согласный?

(Согласный.)

- Какой же вывод мы можем сделать? Вставьте в предложение нужные слова (СЛАЙД 3):

Динамическая пауза

V. Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий и решения задач.

- Теперь, зная, что звук [й,] не образует слога, вы с лёгкостью можете справиться со следующим заданием.

1. Выполнение упражнения 11 (стр. 36).

- Прочитайте задание.

(Один ученик читает стихотворение.)

- Выполните предложенное задание самостоятельно в тетради.

(Учащиеся работают самостоятельно. Проверка по ЭФУ.)

2. Работа в ТПО. (ЭФУ)

- Откройте, пожалуйста, ТПО.

2.1. Знакомство с новым словарным словом.

- Рассмотрите рисунок. Понятно ли вам значение слова?

(Дежурный – исполняющий в порядке очереди какие-нибудь служебные или общественные обязанности.)

- Какую букву в слове надо запомнить и почему?

(Букву Е, потому что она не под ударением. Когда мы произносим это слово, слышим звук [и].)

- Где можно уточнить написание этого слова?

(В словаре «Пиши правильно» в ТПО.)

- Составьте предложение со словами-подсказками.

(Дежурный держит мел.)

- Произнесите слово орфографически, определите в нём место ударения и количество слогов.

(ДЕ – ЖУР – НЫЙ, деЖУРный, 3 слога.)

- Запишите слово в тетрадь, поставьте знак ударения, подчеркните гласную, которую надо запомнить.

3. Самостоятельная работа.

- Найдите в ТПО упражнение 1. Следующую работу вы будете выполнять самостоятельно.

- Договоритесь, пожалуйста, с соседом по парте, кто с каким столбиком слов будет работать, и выполните задание.

(Дети изменяют слова по числам, делят их на слоги, указывают цифрой количество слогов в словах. Взаимопроверка.)

VI. Обобщение усвоенного содержания и включение его в систему ранее усвоенных знаний и учебных действий.

1. Чтение интриги на стр. 37 со слов «- Буква Й – это буква гласного или согласного звука? – спросила Волшебница.»

- Как вы ответите на вопрос Анишит Йокоповны?

(Буква Й – буква согласного звука.)

2. Определение характеристик согласного звука [й’].

- Но ведь согласные звуки обязательно звонкие или глухие. А звук [й’] – звонкий или глухой? Как ты это определишь?

(При произношении этого звука мы используем голос. Или можно определить по цвету в звуковом столбике.)

- Какими ещё могут быть согласные звуки?

(Или мягкими, или твёрдыми.)

- Каким является звук [й’]?

(Мягким.)

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Какие секреты звука и буквы Й вы открыли сегодня на уроке?

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме"Большая буква в кличках животных"

План - конспект урока русского языка (развивающая система Занкова) 2 класс.Построен с учётом здоровьезберегающих технологий, напрввлен на развитие умений обучающихся работать самостоятельно....

Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах собственных.

Данную  презентацию  можно  использовать на  уроках  русского  языка,  как  при  знакомстве  с  новой  темой,  так  и  на ...

конспект урока русского языка "Звук один, а буквы две"

Целенаправленная работа по формированию орфографической зоркости. Воспитание учебной самостоятельности, в том числе умения пользоваться учебной книгой, словарями - все это вы найдете в конспекте урок...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Заглавная буква «Б»

Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В. Занкова+самоанализ урока....

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Презентация к уроку русского языка (письмо) по теме "Буква "А" и буква "О""

В презентации представлен материал с урока русского языка (письма) по теме "Буква А и буква О"...