Конспект урока "Род имё прилагательных" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шульгина Надежда Владимировна

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Род имён прилагательных". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 1.03.18.                                                                                              Учитель: Бубнова  Т.Р.

Школа: МОУ СОШ 84                                                                               Студентка: Шульгина Надежда

Класс: 3 в                                                                                                      Группа: 45

Кабинет: 209

Тема: «Род имён прилагательных»

Цели деятельности учителя:

- познакомить учащихся с изменением имён прилагательных по родам;

- развивать умение определять род имён прилагательных;

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение  согласовывать имя прилагательное с именем существительным;  выстраивать логическую цепь рассуждений; развивать умение устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, определять род имён прилагательных,

Личностные: развивать умение терпимо относится к высказываниям одноклассников; Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам. Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.

Оборудование: Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г.2-е издание Москва «Просвящение» 2013.

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

- Здравствуйте, ребята!

«Добрый день!» – тебе сказали.

«Добрый день!» – ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту.

Приветствовать;

Слушать стихотворение;

К: формировать положительное отношение к урокам русского языка

Актуализация опорных знаний и мотивация

Словесн.: слово учителя

Словесн.: слово учителя;

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: распределение и запись слов;

7 мин.

.

Ищу слова певучие,
Народные, иконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зернышко,
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.

Ваши впечатления?
– Чем понравилось?
– Каких частей речи больше?
– Какова же тема урока?
– Давайте посчитаем имена прилагательные.– Что такое имя прилагательное?

- Ребята, догадайтесь о чём идёт речь. Запишите ответы, распределив их в 3 столбика.

- Последний месяц осени? (ноябрь).

- Здесь можно взять книгу  домой? (библиотека).

- Плод яблони? (яблоко).

- Бывает русский, немецкий, английский? (язык)

- Это рисует художник? (картина).

- Рама со стеклом? (окно).

- Часть суток? (ночь).

- Ребята, по какому признаку мы разделили эти слова? (по родам). Какой род этих слов? (мужской, женский, средний род). А какой части речи эти слова? (Существительные).

Слушать;

Делиться впечатлениями;

Отвечать на вопросы;

Давать определение;

Классифицировать слова в 3 столбика;

Отвечать на вопросы;

К: строить речевые высказывания;

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Постановка учебных задач

Практич.: чтение слов, составление словосочетаний;

Словесн.: ответы на вопросы;

Динамическая пауза

5 мин.

1 мин.

- Ребята, сейчас посмотрите на доску: Весёлый, солнце, умные, хорошая, клоун, яркая, ученики, песня.

- Что мы можем сделать с этими совами? (составить словосочетания, придумывать предложения).

- Итак, давайте составим словосочетания. Какие? (весёлый солнце, умные ученики, яркое клоун, хорошая песня).

- Правильные словосочетания у нас получились? (нет) почему? что в них неверно? (окончания прилагательных).

- От чего зависят окончания прилагательных? (от существительных).

- А сейчас спишите и вставьте окончания прилагательных в словосочетания: зелёный лист, зелёная трава, зелёное пальто.

- Что вы заметили? Почему окончания имён прилагательных разные?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (род имён прилагательных).

- Какие цели поставим на урок? (узнать от чего зависит род имён прилагательных; определять род прилагательных).

Смотреть на доску;

Читать слова;

Составлять словосочетания;

Отвечать на вопросы;

Анализировать;

Сравнивать;

Делать выводы;

Определять тему урока

Ставить цели урока;

К: построение логической цепи рассуждений;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

Р: прогнозировать и корректировать способ решения учебной задачи по составленному плану;

Открытие нового знания

Практич.: письм. упр.

Словесн.: рассказывать правило

20 мин.

- Ребята, давайте откроем учебник на стр. 72 и посмотрим упр. 124. Прочитайте задание.

- Самостоятельно спишите, выделите окончания, после вместе определим род прилагательных.

Молодой лес, молодая роща, молодое дерево, весенний дождь, весенняя погода, весеннее утро.

- Назовите имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных? (ой, ая, ое, ий, яя, ее).

- От чего зависит окончания имён прилагательных? (от имени существительного, с которым оно связано по смыслу).

- Назовите окончания мужского, женского и среднего рода?

- Давайте прочитаем правило.

- В каком роде всегда стоит имя прилагательное? (в том же, что и существительное).

- В каком числе изменяются имена прилагательные по родам? (в единственном)

- Прочитайте правило ещё раз, закройте учебники и проговорите его. Расскажите соседу по парте.

Читать задание;

Списывать, выделять окончания;

Называть окончания;

Читать правило;

Анализировать

правило;

Проговаривать правило;

П: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

К: построения рассуждений,

Праактич.: устн. Упр.

- Хорошо. Прочитайте задание № 125

- Прочитайте, рассмотрите таблицу.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? (какой?). Какие окончания имеют? (-ой-, -ый, -ий-). Приведите примеры.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода? (какая?) Какие окончания они имеют? (-ая-, -яя-). Приведите примеры.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода? (какое?) Какие окончания они имеют? (-ое-, -ее-). Приведите примеры.

Рассматривать таблицу;

Анализировать;

Сравнивать;

Отвечать на вопросы;

Делать выводы;

П: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;

Включение в систему знаний

Практич.: письм. упр.

Фронтальная проверка;

7  мин..

- Продолжаем работать.

- Прочитайте упражнение №127.

- Отгадайте загадки.

- Спишите эти загадки, найдите имена прилагательные определите их род, выделите окончания.

- Итак, давайте проверим.

- Какие имена прилагательные есть в загадках? Какой у них род? (алая  - ж.р., т.к. шапочка – ж.р., нетканая – ж.р., т.к. жилеточка – ж.р.  рябенький – м.р., т.к. кафтанчик – м.р. красный – м.р., т.к. цвет – м.р., винный – м.р., т.к. – вкус – м.р., каменное – ср.р., т.к, сердце – ср.р.)

- Назовите окончания прилагательных?

Выполнять упражнение;

Списывать, выделять окончания;

Выполнять проверку;

Определять род прилагательных;

Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров

Практич.:

Комментированное письмо

5

- Сейчас ребята составьте и запишите словосочетания «прилагательное+существительное» из слов, которые вы видите на доске, но изменяя окончания и определяя род прилагательных.

- Работать будем комментируя.

1. коричневый, карий (платье, глаза, костюм) – коричневое платье – ср.р., карие глаза – мн.ч.коричневый костюм – м.р.

2. густой, дремучий (лес, туман) – густой туман – м.р., дремучий лес – м.р.

3. горячий, знойный (лето, вода, привет) – знойное лето – ср.р., горячая вода – ж.р., горячий привет – м.р.

4. смуглый, темный (волосы, лицо, небо) – смуглое лицо – ср.р., темные волосы – мн.ч., темное небо – ср.р.

4. Старый, пожилой (человек, учебник) – старый учебник – м.р., пожилой человек – м.р.

Составлять словосочетания;

Изменять окончания прилагательных;

Определять род прилагательных, выделять окончания;

П:

преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Рефлексия. деятельности

3мин.

- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались? Чему ты научился на этом уроке? Достиг ли поставленной цели ля себя? Как определять род имён прилагательных?  Понравился ли тебе урок? Возникли ли у тебя трудности?

Подводить итоги урока;

Р: Осуществлять итоговый контроль

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики. 2 класс. "Школа России"

Тема: Однозначные и двузначные числа....

Конспект урока математики 1 класс.Школа России

Тема"Составление и заучивание таблицы прибавления и вычитания 4"...

конспект урока математики 3 класс Школа России Закрепление. Таблица умножения

Конспект урока математики, где для проверки усвоения используют карточки....

План конспект урока математики 3 класс Школа России

Тема: Таблица  умножения.  Закрепление.  Решение  задач.Цели: Закрепить знания таблиц умножения и деления. Совершенствовать умение решать простые и составные задачи. Находить...

Конспект урока чтения. 2 класс "Школа России"

Конспект урока Е.Благинина "Посидим в тишине"  по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока математики 1 класс "Школа России"

Урок по теме: "Слагаемые. Сумма", с использованием ТРКМ...

Конспект урока математики. 1 класс. Школа России.

Конспект содержит планируемые результаты, подробные вопросы к учебнику и работе в тетради....