Конспект урока " Связь имени существительного с именем прилагательным" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Жемангулова Татьяна Александровна

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Связь имени существительного с именем прилагательным". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русский язык

                                                                                                                           Выполнила  студентка 45 гр.        

                                                                                                                    Ф.И. Агибалова Татьяна

Проверила: Карлушина Н. А____________

Отметка: ____________________________

                                                                                                         Дата: 15.03.2018г.

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: связь имени существительного с именем прилагательным.

Цели урока: взаимосвязь имени прилагательного с именем существительным; знакомство с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет, через учебное микро - исследование; формирование  умений анализировать и систематизировать изучаемый материал.

Планируемые результаты:

Предметные:

          -  уметь находить прилагательные в предложениях, тексте;

- учиться видеть взаимосвязи существительного и прилагательного, определять отдельные признаки прилагательных как части речи;

- учиться писать сложные прилагательные;

- учиться определять роль имён прилагательных в предложении.

Личностные

- становление элементов коммуникации, социальных и учебно – познавательных мотивов изучения русского языка;

- становление способности к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности;

- становление интереса к познанию русского языка.

            Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления знаний

Оборудование:  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 3 класс, 2 часть» УМК «Школа России»; раздаточный материал; учебная презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно

метраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Этап самоопределения к деятельности

Практический: подводящий учебный диалог

Наглядный: уч.презентация

3мин

Фронтальная форма работы

Психологический настрой

- Доброе утро, садитесь. Сейчас мы делаем глубокий вдох, вдыхая хорошие эмоцию, силу, настрой на работу, и выдыхаем плохое настроение, негативные эмоции.

 - Итак, спинки выпрямила – раз,  глазки подняли  на меня - два.

- Вижу, что вы готовы действовать!

- А, вижу я в вас исследователей.

Да, сегодня мы с вами будем исследовать язык.

(1 слайд)Кто такие исследователи?

– Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте загадку:

(2 слайд)Конь…, хвост…

– Почему вы ее не поняли?- Слова, какой части речи даны?
(3 слайд) Послушайте еще раз: Конь 
стальной, хвост льняной. 

- Что это?

(4слайд)Дам вам подсказку, стальной конь – это игла, что же может быть хвостом льняным?  

(5 слайд) – Игла с ниткой.

(6 слайд) Какие слова помогли отгадать загадку?

(Слова какой части речи добавили, чтобы отгадать?)
– Докажите, почему эти слова помогли отгадать загадку? (Потому что они указывают на признаки.)
– Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное.)
- Я вам желаю успехов в нашем сегодняшнем уроке-исследовании. Пусть нашим девизом будут слова:

(7 слайд) «… язык народа  достоин  глубочайших исследований». А.С. Пушкин

Совершенствуют навыки сотрудничества 

Анализируют языковой  материал

Р:саморегуляция

П:выделение необходимой информации

II.Актуализация и мотивация

Практический: словарный диктант, взаимопровер

ка

Словесный: ответы на вопросы

        6 мин

(8 слайд) Давайте вспомним правила посадки,  «Правильно сидим, красиво пишем».

- Посередине парты лежат задания, их нужно будет брать только с моего разрешения.

(9 слайд) Юные исследователи, открывайте тетрадь, записывайте сегодняшнее число и классная работа.

- Сегодня, 2 марта.

- Ребята, сегодня нам с вами предстоит пройти настоящий исследовательский маршрут.

- Что же стоит на первом месте? Кто догадался?

- Правильно, словарный диктант.

- Для исследователей работа будет очень знакома, будем выполнять очень быстро и правильно!

-Задание: записать слова, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

-К доске пойдет ………………

- Пишем с красной строки. С какой буквы?

Материал диктанта: Аккуратный, животное, приветливый,  жёлто?песочный. 

- Ребята, проверьте работу на доске. Поднимите руку, у кого есть исправления или вопросы.

- Докажи свою точку зрения?(3 человека)

 (11 слайд) Оцените свою работу, на полях, карандашом.

Обратная связь: Поднимите руку, у кого нет ошибок.

- Исследователи всегда сталкиваются с трудностями, а написание этого сложного прилагательного -  задача, которую  мы должны решить.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (прил/сущ)

- Каких частей речи больше в диктанте?

Понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока.

Выполняют орфографический анализ слов и взаимопроверку

П: анализ объектов

П: выдвижение гипотез

Р: контроль и коррекция

III. Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы

2 мин

- Что такое имя прилагательное? (Часть речи)

- На какие вопросы отвечает? (какой, какая, какое, какие)

- Что обозначает? (признак предмета)

- А к чему оно прилагается? С чем связано?

- Переходим к следующей точке нашего маршрута. Постановка темы и цели урока.

(12 слайд) Кто может  сформулировать тему урока?

(13 слайд) Какие задачи будем решать на уроке?

Повторяют  изученный материал

Определяют тему и цели

Р: планирование, прогнозирование действий

IV. Открытие нового знания.

Практический: анализ текста, выборочное списывание с орфогр. заданием

Словесный: эвристический диалог, обобщение

Наглядный: графическая модель

Практический: чтение и сравнительный анализ

10 мин

- А теперь, исследователи, поднимите руку, кто готов идти дальше?

- Выполним упр. 116, на странице 67, чтобы решить возникшую задачу.

- Прочитайте про себя задание над текстом. Что нам нужно сделать?

-Прочитайте текст, и подумайте, как его можно озаглавить.

 - О ком он? Где живут пингвины? (Антарктида)

- Какие открытия вы сделали, прочитав этот текст?

-Как его можно озаглавить? (Пингвины – красавцы, Пингвины)

- Докажите, что это текст-описание (здесь описывается внешность пингвина).

- С помощью какой части речи? (С помощью прилагательных.)

- Найдите в тексте сложные прилагательные, обозначающие цвета, ориентиром для исследователей станет жирный шрифт (золотоволосые, ярко – желтые, изумрудно - зеленые).

- Зачитайте эти прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

(14 слайд)- Дорогие исследователи, к вам пришел золотоволосый пингвин, так ли вы его себе представляли? Он пришел посмотреть, как вы проходите все испытания.

- Возьмите в руки карандаш и пронумеруйте предложения.

- Сколько получилось их у вас? (5)

- Выпишите самостоятельно 1 и 3 предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

- Кто повторит задание?

- ……записывает,  комментируя, объясняя орфограммы

 (15 слайд). Проверка орфограмм.

Красивые (Проверяемая безуд. гласная в корне слова, проверочное слово крАсит)

Золотоволосые (Проверяемая безуд. Гласная в корне слова.зОлото, позолоОта)

Зеленые (Проверяемая безуд. Гласная в корне слова. Проверочное слово зЕлень)

- Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы!

(16 слайд) Оцените себя на полях.

- Исследователи, нам нужно что – то делать. Мы записали 2 предложения, и в том и в другом есть сложные прил. Одно пишется слитно, а другое через дефис.

-Что нам нужно знать, чтобы правильно писать? (правило)

Работа в парах

- А теперь внимание, мы переходим к следующему пункту маршрута – открытие нового знания! Нам нужно вывести правило написания сложных ИП, проанализировав выделенные в упражнении слова. Вам поможет алгоритм.

(17 слайд)- Кто знает, что такое алгоритм?

- Работать мы будем в парах, кто напомнит правила работы в парах?

(18 слайд) Возьмите в руки желтые карточки, вам даны 2 слова. Сейчас мы поработаем с первым словом по алгоритму.

(19 слайд) Читаем первый пункт «Определи часть речи сложного прилагательного». Какой частью речи является каждая часть? (Имя прил.) Запишите в своих карточках результат, в блоках под цифрой 1.

Теперь давайте подумаем о лексическом значении этих частей слова (Обозначают цвет). Запишите полученный результат в блоках под цифрой 2. Какой вывод мы можем сделать? (данное имя прил. пишется через дефис)

Теперь самостоятельно проанализируйте второе слово, используя алгоритм.

Давайте проверим.

- Найдите это правило на стр. 67, прочитайте про себя.

 - Кто сможет повторить правило?

- Расскажите теперь друг другу в парах.

- Ребята, а помните мы ставили задачу в начале урока, как же написать слово ЖЕЛТО – ПЕСОЧНЫЙ.

- Мы думали, как писать. А доказательства не знали..

(21 слайд)-Кто может доказать, почему это слово пишется через дефис?

Молодцы! Вы справились с этой частью исследования! Если нужно, исправьте это слово у себя в словарном диктанте.

Анализируют текст и роль ИП.

Списывают по заданию.

Анализируют орфограммы.

Проверяют правильность написания слов в работе другого ученика.

Выполняют в парах исследование по алгоритму.

Обобщают по графической модели

П: анализ объектов

Р: самоконтроль

П:поиск и выделение необходимой информации

П: построение логической цепи рассуждений

К:управление поведением партнера

П: синтез как составление целого из частей

2 мин

Динамическая пауза.

Даже самым смелым и выносливым исследователям нужно отдыхать. Пришло время для динамической паузы, встаньте, пожалуйста.

- Если я назову имя существительное – вы хлопните, а если имя прилагательное – топните. 
Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький.
- А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов: 
Большой, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, тихий.

Мобилизуют силы и энергию

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Практический: комментированное письмо

Практический: грамматический разбор

7 мин

-Исследователи, настраиваемся на работу. Следующее задание.

- Нужно записать текст и  прокомментировать орфограммы.

Засв.тило весеннее со.нце.  

Проб.жала серо?рыжая белочка.  (цепочка по 1 ученику на предложение у доски).

Орфограммы:

Солнце (Непроизносимый согласный в корне слова. Проверочное слово: солнышко

Засветило (Проверяемая безуд. Гласная в корне слова. Проверочное слово: свЕт).

Пробежала (1. Приставка про- .2. Проверяемая безуд. гласная в корне слова. Проверочное слово: бЕг).

Серо-рыжая -сложное прилагательное, обозначает цвет.

- Подчеркнем главные члены предложения.  

- Найдите прилагательные и связанные с ними существительные. Прочитайте эти словосочетания.

 -Задайте вопрос от ИС к ИП.

- Подчеркнем ИП волнистой линией как второстепенный член.

(23 слайд) Оцените свою работу на полях.

 

Записывают текст и комментируют орфограммы.

Анализируют орфограммы.

Выполняют синтаксический разбор

П: умение осознанно строить речевое высказывание

П: анализ объектов

Р: самооценка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: тест с выбором ответа, самопроверка, самооценка

3 мин

Тестовое задание

- Следующая точка нашего исследования - это самостоятельная работа!

- Возьмите карточку  зеленого цвета. Выполните тест.

 (24 слайд)Самопроверка по ключу.

(25 слайд)Самооценка: поднимите руку те, у кого нет ошибок или 1 ошибка,  поставьте себе + на полях тетради. Вы молодцы!

- Поднимите руку те, у кого больше 2 ошибок,  вам надо быть старательнее!

Выполняют тестовое задание.

П: анализ объектов

Р: саморегуляция, самооценка, самоконтроль

VII.Включение в систему знаний, повторение

Практический: упр. с выбором

5 мин

Работа в группах

Исследователи, вы хорошо работаете самостоятельно, а теперь мы посмотрим, как вы можете проходить испытания в группах. Это и есть следующий пункт нашего маршрута.

- Только самые внимательные и рассудительные исследователи справятся с этим заданием.

(26 слайд)- Как же нужно вести себя в группах? Какие есть правила?

(27 слайд)Договоритесь в группах, выберите одну из карточек и выполните задание.

(28 слайд)Задание №1.

Прочитайте пословицы, впишите нужные прилагательные.

……., да удаленький.(маленький)

Жизнь дана на …… дела.(добрые)

………..руки не знают скуки.(умелые)

………….друг лучше новых двух.   (старый)

(29 слайд)Задание №2.

Замените имена собственные, используя слова для справок.

Томская область, Кавказские горы, озеро Ладожское.

Слова для справок: Челябинская, Уральские, Еловое.

 Устная проверка.

Как пишутся имена собственные?

(30 слайд) Оцените себя.

(31 слайд)

Домашнее задание

Запишите домашнее задание учить правило с. 67, упр117на доске

Выполняют творческую работу в парах

К: планирование сотрудничества

П: выделение необходимой информации

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: самоанализ

2 мин

- Вот мы подошли к финальному этапу нашего урока.  

-Подведение итогов.

- Уважаемые исследователи, что нового мы сегодня узнали об имени прилагательном?

(32 слайд) Достигнуты ли задачи урока? (слайд с целями)

-Какие открытия сделали в исследовании?

(33 слайд) Исследователи оцените свою работу на протяжении всего урока, посчитайте, сколько плюсов у вас в тетради.

(34 слайд)Удалось ли нам следовать девизу? (слайд с начала урока)

(35 слайд)Молодцы, вы хорошие исследователи языка!

- Сдаем тетради.

Подводят итоги урока.

Оценивают свою деятельность

Р: выделение и осознание учащимся усвоенного и  осознание качества и уровня усвоения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследователи – это те, кто занимается поиском новых знаний и изучает что – либо.

Слайд 2

сущ. ? \_____\ + \______\ , сущ. ? \_____\ + \______\ Конь Хвост

Слайд 3

сущ. ? \_____\ + \______\ , сущ. ? \_____\ + \______\ Конь стальной х вост льняной

Слайд 4

Игла

Слайд 5

Игла с ниткой

Слайд 6

сущ. п рил. \_____\ + \______\ сущ. п рил. \_____\ + \______\ Хвост льняной Конь стальной

Слайд 7

«….язык народа достоин глубочайших исследований». А.С. Пушкин

Слайд 9

15 марта Классная работа

Слайд 11

Все получилось, все понятно. Не все получилось, но я стараюсь. Мало, что получилось. Не понял. Словарная работа

Слайд 12

Тема урока: «Связь имени существительного с именем прилагательным»

Слайд 13

Задачи урока: Наблюдать за прилагательными, исследовать их. Изучить правила написания сложных прилагательных. Научиться определять связь имени прилагательного с именем существительным.

Слайд 15

Какие кр _ сивые з _ л _ товолосые пингвины! Спинка и бока изумрудно-з _ лёные . а о о е Упражнение 116

Слайд 16

Все получилось, все понятно. Не все получилось, но я стараюсь. Мало, что получилось. Не понял. Упражнение 116

Слайд 17

АЛГОРИТМ Система последовательных действий для решения какой-нибудь задачи.

Слайд 19

Алгоритм 1. Определите часть речи сложного прилагательного. 2. Определите значение, этих частей речи . 3. Если обозначают цвет, то пиши через дефис.

Слайд 21

ЖЕЛТО – ПЕСОЧНЫЙ

Слайд 23

Все получилось, все понятно. Не все получилось, но я стараюсь. Мало, что получилось. Не понял. Работа с предложениями

Слайд 24

Ключ к тесту: 1) а 2) а 3) а 4) б

Слайд 25

Все получилось, все понятно. Не все получилось, но я стараюсь. Мало, что получилось. Не понял. Тест

Слайд 26

Правила работы в группе Внимательно слушаем друг друга. Работаем дружно. Принимаем решение вместе.

Слайд 28

Задание №1 1. Маленький, да удаленький. 2. Жизнь дана на добрые дела. 3. Умелые руки не знают скуки.

Слайд 29

Задание №2 1. Ч елябинская область 2. У ральские горы 3 . О зеро Е ловое

Слайд 30

Все получилось, все понятно. Не все получилось, но я стараюсь. Мало, что получилось. Не понял. Работа в группах

Слайд 32

Задачи урока: Наблюдать за прилагательными, исследовать их. Изучить правила написания сложных прилагательных. Научиться определять связь имени прилагательного с именем существительным.

Слайд 33

Каковы ваши достижения? «5» Высокий уровень усвоенных знаний. Вы потрудились на славу! «4–3» Хороший уровень усвоенных знаний, но нужно приложить больше усилий. «2-1» Вы работали не в полную силу. Нужно стараться!

Слайд 34

«….язык народа достоин глубочайших исследований». А.С. Пушкин

Слайд 35

До новых исследовательских встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока "Единственное и множественное число имен существительных" (2 класс, УМК "Школа России")

Предмет: русский языкКласс: 2-АТема урока: “Единственное и множественное число имен существительных”Цели урока: формировать умение изменять имена существительные по числам, определять числ...

Обобщение об имени существительном. Разбор имени существительного по составу.

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100" "Обобщение знаний обимени существительном.Разбор имени  существительного по составу."...

Тренажер по темам "Склонение имен существительных", "Падеж имен существительных"

Тренажер по темам "Склонение имен существительных",  "Падеж имен существительных"...