Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    Конспект урока " Связь имени существительного с именем прилагательным" (3 класс, УМК "Школа России")

    Жемангулова Татьяна Александровна

    Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Связь имени существительного с именем прилагательным". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж № 1»

    Технологическая карта урока

    Русский язык

                                                                                                                               Выполнила  студентка 45 гр.        

                                                                                                                        Ф.И. Агибалова Татьяна

    Проверила: Карлушина Н. А____________

    Отметка: ____________________________

                                                                                                             Дата: 15.03.2018г.

    Челябинск, 2018

    Технологическая карта урока

    Предмет: русский язык

    Класс: 3

    Тема урока: связь имени существительного с именем прилагательным.

    Цели урока: взаимосвязь имени прилагательного с именем существительным; знакомство с правописанием сложных прилагательных, обозначающих цвет, через учебное микро - исследование; формирование  умений анализировать и систематизировать изучаемый материал.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

              -  уметь находить прилагательные в предложениях, тексте;

    - учиться видеть взаимосвязи существительного и прилагательного, определять отдельные признаки прилагательных как части речи;

    - учиться писать сложные прилагательные;

    - учиться определять роль имён прилагательных в предложении.

    Личностные

    - становление элементов коммуникации, социальных и учебно – познавательных мотивов изучения русского языка;

    - становление способности к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности;

    - становление интереса к познанию русского языка.

                Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления знаний

    Оборудование:  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 3 класс, 2 часть» УМК «Школа России»; раздаточный материал; учебная презентация.

    Этап урока. Методы и приемы

    Хроно

    метраж

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    I.Этап самоопределения к деятельности

    Практический: подводящий учебный диалог

    Наглядный: уч.презентация

    3мин

    Фронтальная форма работы

    Психологический настрой

    - Доброе утро, садитесь. Сейчас мы делаем глубокий вдох, вдыхая хорошие эмоцию, силу, настрой на работу, и выдыхаем плохое настроение, негативные эмоции.

     - Итак, спинки выпрямила – раз,  глазки подняли  на меня - два.

    - Вижу, что вы готовы действовать!

    - А, вижу я в вас исследователей.

    Да, сегодня мы с вами будем исследовать язык.

    (1 слайд)Кто такие исследователи?

    – Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте загадку:

    (2 слайд)Конь…, хвост…

    – Почему вы ее не поняли?- Слова, какой части речи даны?
    (3 слайд) Послушайте еще раз: Конь 
    стальной, хвост льняной. 

    - Что это?

    (4слайд)Дам вам подсказку, стальной конь – это игла, что же может быть хвостом льняным?  

    (5 слайд) – Игла с ниткой.

    (6 слайд) Какие слова помогли отгадать загадку?

    (Слова какой части речи добавили, чтобы отгадать?)
    – Докажите, почему эти слова помогли отгадать загадку? (Потому что они указывают на признаки.)
    – Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное.)
    - Я вам желаю успехов в нашем сегодняшнем уроке-исследовании. Пусть нашим девизом будут слова:

    (7 слайд) «… язык народа  достоин  глубочайших исследований». А.С. Пушкин

    Совершенствуют навыки сотрудничества 

    Анализируют языковой  материал

    Р:саморегуляция

    П:выделение необходимой информации

    II.Актуализация и мотивация

    Практический: словарный диктант, взаимопровер

    ка

    Словесный: ответы на вопросы

            6 мин

    (8 слайд) Давайте вспомним правила посадки,  «Правильно сидим, красиво пишем».

    - Посередине парты лежат задания, их нужно будет брать только с моего разрешения.

    (9 слайд) Юные исследователи, открывайте тетрадь, записывайте сегодняшнее число и классная работа.

    - Сегодня, 2 марта.

    - Ребята, сегодня нам с вами предстоит пройти настоящий исследовательский маршрут.

    - Что же стоит на первом месте? Кто догадался?

    - Правильно, словарный диктант.

    - Для исследователей работа будет очень знакома, будем выполнять очень быстро и правильно!

    -Задание: записать слова, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

    -К доске пойдет ………………

    - Пишем с красной строки. С какой буквы?

    Материал диктанта: Аккуратный, животное, приветливый,  жёлто?песочный. 

    - Ребята, проверьте работу на доске. Поднимите руку, у кого есть исправления или вопросы.

    - Докажи свою точку зрения?(3 человека)

     (11 слайд) Оцените свою работу, на полях, карандашом.

    Обратная связь: Поднимите руку, у кого нет ошибок.

    - Исследователи всегда сталкиваются с трудностями, а написание этого сложного прилагательного -  задача, которую  мы должны решить.

    - На какие 2 группы можно разделить эти слова? (прил/сущ)

    - Каких частей речи больше в диктанте?

    Понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока.

    Выполняют орфографический анализ слов и взаимопроверку

    П: анализ объектов

    П: выдвижение гипотез

    Р: контроль и коррекция

    III. Постановка учебной задачи

    Словесный: ответы на вопросы

    2 мин

    - Что такое имя прилагательное? (Часть речи)

    - На какие вопросы отвечает? (какой, какая, какое, какие)

    - Что обозначает? (признак предмета)

    - А к чему оно прилагается? С чем связано?

    - Переходим к следующей точке нашего маршрута. Постановка темы и цели урока.

    (12 слайд) Кто может  сформулировать тему урока?

    (13 слайд) Какие задачи будем решать на уроке?

    Повторяют  изученный материал

    Определяют тему и цели

    Р: планирование, прогнозирование действий

    IV. Открытие нового знания.

    Практический: анализ текста, выборочное списывание с орфогр. заданием

    Словесный: эвристический диалог, обобщение

    Наглядный: графическая модель

    Практический: чтение и сравнительный анализ

    10 мин

    - А теперь, исследователи, поднимите руку, кто готов идти дальше?

    - Выполним упр. 116, на странице 67, чтобы решить возникшую задачу.

    - Прочитайте про себя задание над текстом. Что нам нужно сделать?

    -Прочитайте текст, и подумайте, как его можно озаглавить.

     - О ком он? Где живут пингвины? (Антарктида)

    - Какие открытия вы сделали, прочитав этот текст?

    -Как его можно озаглавить? (Пингвины – красавцы, Пингвины)

    - Докажите, что это текст-описание (здесь описывается внешность пингвина).

    - С помощью какой части речи? (С помощью прилагательных.)

    - Найдите в тексте сложные прилагательные, обозначающие цвета, ориентиром для исследователей станет жирный шрифт (золотоволосые, ярко – желтые, изумрудно - зеленые).

    - Зачитайте эти прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

    (14 слайд)- Дорогие исследователи, к вам пришел золотоволосый пингвин, так ли вы его себе представляли? Он пришел посмотреть, как вы проходите все испытания.

    - Возьмите в руки карандаш и пронумеруйте предложения.

    - Сколько получилось их у вас? (5)

    - Выпишите самостоятельно 1 и 3 предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

    - Кто повторит задание?

    - ……записывает,  комментируя, объясняя орфограммы

     (15 слайд). Проверка орфограмм.

    Красивые (Проверяемая безуд. гласная в корне слова, проверочное слово крАсит)

    Золотоволосые (Проверяемая безуд. Гласная в корне слова.зОлото, позолоОта)

    Зеленые (Проверяемая безуд. Гласная в корне слова. Проверочное слово зЕлень)

    - Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы!

    (16 слайд) Оцените себя на полях.

    - Исследователи, нам нужно что – то делать. Мы записали 2 предложения, и в том и в другом есть сложные прил. Одно пишется слитно, а другое через дефис.

    -Что нам нужно знать, чтобы правильно писать? (правило)

    Работа в парах

    - А теперь внимание, мы переходим к следующему пункту маршрута – открытие нового знания! Нам нужно вывести правило написания сложных ИП, проанализировав выделенные в упражнении слова. Вам поможет алгоритм.

    (17 слайд)- Кто знает, что такое алгоритм?

    - Работать мы будем в парах, кто напомнит правила работы в парах?

    (18 слайд) Возьмите в руки желтые карточки, вам даны 2 слова. Сейчас мы поработаем с первым словом по алгоритму.

    (19 слайд) Читаем первый пункт «Определи часть речи сложного прилагательного». Какой частью речи является каждая часть? (Имя прил.) Запишите в своих карточках результат, в блоках под цифрой 1.

    Теперь давайте подумаем о лексическом значении этих частей слова (Обозначают цвет). Запишите полученный результат в блоках под цифрой 2. Какой вывод мы можем сделать? (данное имя прил. пишется через дефис)

    Теперь самостоятельно проанализируйте второе слово, используя алгоритм.

    Давайте проверим.

    - Найдите это правило на стр. 67, прочитайте про себя.

     - Кто сможет повторить правило?

    - Расскажите теперь друг другу в парах.

    - Ребята, а помните мы ставили задачу в начале урока, как же написать слово ЖЕЛТО – ПЕСОЧНЫЙ.

    - Мы думали, как писать. А доказательства не знали..

    (21 слайд)-Кто может доказать, почему это слово пишется через дефис?

    Молодцы! Вы справились с этой частью исследования! Если нужно, исправьте это слово у себя в словарном диктанте.

    Анализируют текст и роль ИП.

    Списывают по заданию.

    Анализируют орфограммы.

    Проверяют правильность написания слов в работе другого ученика.

    Выполняют в парах исследование по алгоритму.

    Обобщают по графической модели

    П: анализ объектов

    Р: самоконтроль

    П:поиск и выделение необходимой информации

    П: построение логической цепи рассуждений

    К:управление поведением партнера

    П: синтез как составление целого из частей

    2 мин

    Динамическая пауза.

    Даже самым смелым и выносливым исследователям нужно отдыхать. Пришло время для динамической паузы, встаньте, пожалуйста.

    - Если я назову имя существительное – вы хлопните, а если имя прилагательное – топните. 
    Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький.
    - А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов: 
    Большой, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, тихий.

    Мобилизуют силы и энергию

    V. Первичное закрепление во внешней речи.

    Практический: комментированное письмо

    Практический: грамматический разбор

    7 мин

    -Исследователи, настраиваемся на работу. Следующее задание.

    - Нужно записать текст и  прокомментировать орфограммы.

    Засв.тило весеннее со.нце.  

    Проб.жала серо?рыжая белочка.  (цепочка по 1 ученику на предложение у доски).

    Орфограммы:

    Солнце (Непроизносимый согласный в корне слова. Проверочное слово: солнышко

    Засветило (Проверяемая безуд. Гласная в корне слова. Проверочное слово: свЕт).

    Пробежала (1. Приставка про- .2. Проверяемая безуд. гласная в корне слова. Проверочное слово: бЕг).

    Серо-рыжая -сложное прилагательное, обозначает цвет.

    - Подчеркнем главные члены предложения.  

    - Найдите прилагательные и связанные с ними существительные. Прочитайте эти словосочетания.

     -Задайте вопрос от ИС к ИП.

    - Подчеркнем ИП волнистой линией как второстепенный член.

    (23 слайд) Оцените свою работу на полях.

     

    Записывают текст и комментируют орфограммы.

    Анализируют орфограммы.

    Выполняют синтаксический разбор

    П: умение осознанно строить речевое высказывание

    П: анализ объектов

    Р: самооценка

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

    Практический: тест с выбором ответа, самопроверка, самооценка

    3 мин

    Тестовое задание

    - Следующая точка нашего исследования - это самостоятельная работа!

    - Возьмите карточку  зеленого цвета. Выполните тест.

     (24 слайд)Самопроверка по ключу.

    (25 слайд)Самооценка: поднимите руку те, у кого нет ошибок или 1 ошибка,  поставьте себе + на полях тетради. Вы молодцы!

    - Поднимите руку те, у кого больше 2 ошибок,  вам надо быть старательнее!

    Выполняют тестовое задание.

    П: анализ объектов

    Р: саморегуляция, самооценка, самоконтроль

    VII.Включение в систему знаний, повторение

    Практический: упр. с выбором

    5 мин

    Работа в группах

    Исследователи, вы хорошо работаете самостоятельно, а теперь мы посмотрим, как вы можете проходить испытания в группах. Это и есть следующий пункт нашего маршрута.

    - Только самые внимательные и рассудительные исследователи справятся с этим заданием.

    (26 слайд)- Как же нужно вести себя в группах? Какие есть правила?

    (27 слайд)Договоритесь в группах, выберите одну из карточек и выполните задание.

    (28 слайд)Задание №1.

    Прочитайте пословицы, впишите нужные прилагательные.

    ……., да удаленький.(маленький)

    Жизнь дана на …… дела.(добрые)

    ………..руки не знают скуки.(умелые)

    ………….друг лучше новых двух.   (старый)

    (29 слайд)Задание №2.

    Замените имена собственные, используя слова для справок.

    Томская область, Кавказские горы, озеро Ладожское.

    Слова для справок: Челябинская, Уральские, Еловое.

     Устная проверка.

    Как пишутся имена собственные?

    (30 слайд) Оцените себя.

    (31 слайд)

    Домашнее задание

    Запишите домашнее задание учить правило с. 67, упр117на доске

    Выполняют творческую работу в парах

    К: планирование сотрудничества

    П: выделение необходимой информации

    VIII.Рефлексия деятельности

    Словесный: самоанализ

    2 мин

    - Вот мы подошли к финальному этапу нашего урока.  

    -Подведение итогов.

    - Уважаемые исследователи, что нового мы сегодня узнали об имени прилагательном?

    (32 слайд) Достигнуты ли задачи урока? (слайд с целями)

    -Какие открытия сделали в исследовании?

    (33 слайд) Исследователи оцените свою работу на протяжении всего урока, посчитайте, сколько плюсов у вас в тетради.

    (34 слайд)Удалось ли нам следовать девизу? (слайд с начала урока)

    (35 слайд)Молодцы, вы хорошие исследователи языка!

    - Сдаем тетради.

    Подводят итоги урока.

    Оценивают свою деятельность

    Р: выделение и осознание учащимся усвоенного и  осознание качества и уровня усвоения


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Исследователи – это те, кто занимается поиском новых знаний и изучает что – либо.

    Слайд 2

    сущ. ? \_____\ + \______\ , сущ. ? \_____\ + \______\ Конь Хвост

    Слайд 3

    сущ. ? \_____\ + \______\ , сущ. ? \_____\ + \______\ Конь стальной х вост льняной

    Слайд 4

    Игла

    Слайд 5

    Игла с ниткой

    Слайд 6

    сущ. п рил. \_____\ + \______\ сущ. п рил. \_____\ + \______\ Хвост льняной Конь стальной

    Слайд 7

    «….язык народа достоин глубочайших исследований». А.С. Пушкин

    Слайд 9

    15 марта Классная работа

    Слайд 11

    Все получилось, все понятно. Не все получилось, но я стараюсь. Мало, что получилось. Не понял. Словарная работа

    Слайд 12

    Тема урока: «Связь имени существительного с именем прилагательным»

    Слайд 13

    Задачи урока: Наблюдать за прилагательными, исследовать их. Изучить правила написания сложных прилагательных. Научиться определять связь имени прилагательного с именем существительным.

    Слайд 15

    Какие кр _ сивые з _ л _ товолосые пингвины! Спинка и бока изумрудно-з _ лёные . а о о е Упражнение 116

    Слайд 16

    Все получилось, все понятно. Не все получилось, но я стараюсь. Мало, что получилось. Не понял. Упражнение 116

    Слайд 17

    АЛГОРИТМ Система последовательных действий для решения какой-нибудь задачи.

    Слайд 19

    Алгоритм 1. Определите часть речи сложного прилагательного. 2. Определите значение, этих частей речи . 3. Если обозначают цвет, то пиши через дефис.

    Слайд 21

    ЖЕЛТО – ПЕСОЧНЫЙ

    Слайд 23

    Все получилось, все понятно. Не все получилось, но я стараюсь. Мало, что получилось. Не понял. Работа с предложениями

    Слайд 24

    Ключ к тесту: 1) а 2) а 3) а 4) б

    Слайд 25

    Все получилось, все понятно. Не все получилось, но я стараюсь. Мало, что получилось. Не понял. Тест

    Слайд 26

    Правила работы в группе Внимательно слушаем друг друга. Работаем дружно. Принимаем решение вместе.

    Слайд 28

    Задание №1 1. Маленький, да удаленький. 2. Жизнь дана на добрые дела. 3. Умелые руки не знают скуки.

    Слайд 29

    Задание №2 1. Ч елябинская область 2. У ральские горы 3 . О зеро Е ловое

    Слайд 30

    Все получилось, все понятно. Не все получилось, но я стараюсь. Мало, что получилось. Не понял. Работа в группах

    Слайд 32

    Задачи урока: Наблюдать за прилагательными, исследовать их. Изучить правила написания сложных прилагательных. Научиться определять связь имени прилагательного с именем существительным.

    Слайд 33

    Каковы ваши достижения? «5» Высокий уровень усвоенных знаний. Вы потрудились на славу! «4–3» Хороший уровень усвоенных знаний, но нужно приложить больше усилий. «2-1» Вы работали не в полную силу. Нужно стараться!

    Слайд 34

    «….язык народа достоин глубочайших исследований». А.С. Пушкин

    Слайд 35

    До новых исследовательских встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока. Тема: "Связь имени существительного с именем прилагательным", 2 класс УМК "Школа России"

    Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...