Конспект урока “Слово и формы этого слова. Родственные слова” (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шаимова Полина Марселевна

Тема: “Слово и формы этого слова. Родственные слова”

Цели: научить определять родственные слова, различать родственные слова, формы слова, ставить слова в начальную форму;

Планируемые результаты:

  • Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • Предметные: различать родственные слова и формы слова;

Оборудование: учебник Каленчук М. Л. «Русский язык» 2 класс, 1 часть, презентация.

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_rus.yaz_._rodstvennye_slova_i_formy_slova.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Слово и формы этого слова. Родственные слова”

Цели: научить определять родственные слова, различать родственные слова, формы слова, ставить слова в начальную форму;

Планируемые результаты:

  • Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • Предметные: различать родственные слова и формы слова;

Оборудование: учебник Каленчук М. Л. «Русский язык» 2 класс, 1 часть, презентация.

Тип урока: открытие нового знания


Этапы урока

Методы, приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный, беседа

0.5

Здравствуйте, садитесь.

Приветствовать учителя

Р.- Уметь организовать себя и своё рабочее место

Мотивационный

Словесный, беседа

Практический, демонстрация

2

Откройте тетради запишите число, классная работа.

Минутка чистописания

р        рир        рор        Ры        Ра

рыбка        рак        Река

Прописывать соединения

Л.-самоопределяться

Постановка учебной задачи

Словесный, беседа

Практический, упражнение

Словесный, беседа

Сразу после заседания клуба Мише приснился страшный сон. В нем он ничего не различал: не мог сказать, где это слово, а где другое.

Посмотрите на слова, которые окружают Мишу. Почему он не мог сказать, где это слово, а где другое?(слова похожи по написанию)

Давайте разберем эти слова. Выпишите их в столбик и выделите основы и окончания.

Одинаковые ли основы? (нет)

А чем похожи слова? (смыслом и общей частью)

Как будут называться слова с разной основой, но со схожим смыслом и общей частью? (родственные)

Давайте запишем еще одно слово – рыбы. Выделите основу и окончание. Будет ли слово рыбы родственным для всех слов, которые мы записали ранее? (нет)

Какое слово не будет родственным для слова рыбы? (рыба)

Почему? (у них одинаковая основа)

Что это тогда? (формы одно и того же слова)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Тема нашего урока - Слово и формы этого слова. Родственные слова.

Давайте поставим цели на урок:

-узнать, что такое родственные слова

-научиться различать родственные слова

Анализировать предложенные слова

Записывать слова, выделять основу, окончание

Выделять тему урока, ставить цели

П. - анализировать

объекты с выделением

существенных

признаков;

К. - Аргументировать свое мнение и позицию.

Р. - Принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных учебных задач

Словесный, беседа

Практический, упражнение

Наглядный, демонстрация

Физминутка Практический, упражнение

Словесный, беседа

Практический, упражнение

Словесный, беседа

Анишит Йокоповна сказала, что самое верное лекарство от ночных кошмаров – это упражнение. Давайте одно из них выполним и поможем Мише разобраться.

Поделите слова на две группы: в первую выпишите формы одного слова, а во вторую – формы другого слова.

Выделите основы и окончания.

Как вы определили какие слова являются формой одного слова? (нужно было выделить общую часть, слова с общей частью – форма одного и того же слова)

Давайте проверим, что у вас получилось.

Слова стул и стол – это разные слова? (да)

Как вы это поняли? (слова обозначают разные предметы)

А слова стол и столик – это разные слова? (да)

Давайте запишем их и выделим основы и окончания.

Почему? (у слов разные основы)

А чем похожи слова? (у них есть общая часть, которая одинаково пишется)

Есть ли у них общий смысл? (да, они похожи по значению)

А чем отличаются? (у второго слова есть часть –ик, которой нет у первого слова)

Откройте страницу 90 и найдите плакат летучей мыши. О чем он говорит?

Стол и столик это разные слова, так как у них разные основы. Но эти разные слова являются родственными, так как у них есть общая часть, которая имеет общий смысл и одинаковая по написанию.

Физминутка

Посмотрите на пару слов – дом и изба. Что такое изба? (деревянный бревенчатый жилой дом в сельской  местности России)

Будут ли слова родственными, ведь у них похожий смысл? (нет они разные по написанию)

И наш запутавшийся герой Миша это понимает, что слова дом и изба разные. Но он думает, что изба и избушка – это формы одного слова. Давайте проверим, записав эти слова и выделив основы и окончания.

Разные ли это слова? Почему? (у этих слов разная основа)

А можете доказать, что это родственные слова? (у слов разная основа, но есть общая часть основ, в которой есть общий смысл и одинаковое написание)

Давайте сделаем вывод, что бывают слова, которые похожи по смыслу, но совершенно разные по написанию. Такие слова не будут являться родственными. Откройте страницу 91 и прочитайте правило в рамке.

Упр.62

Прочитайте упражнение вслух.

Какую форму называют начальной у слов-предметов? (единственное число, отвечают на вопрос кто?что?)

Какую форму называют начальной у слов-признаков?

(единственное число, мужской род)

Нужно ли списывать весь текст? (нет)

А что нужно выписать? (родственные слова в начальной форме)

Что нам необходимо будет выделить, чтобы знать, какое слово дало жизнь другому? (основу)

Какие слова вы выписали? (арбуз и арбузный)

Какие основы у этих слов? (арбуз и арбузн)

Какое слово дало жизнь другому? Как вы это поняли? (арбуз дало жизнь слову арбузный)

Упр 63

Прочитайте упражнение про себя. Что нам нужно будет сделать с данными словами? (выписать в столбик, а в соседний подобрать родственные слова – название признака)

А какое из слов в каждой паре нужно будет подчеркнуть? (то, которое дало жизнь другому)

Выполните это задание, совещаясь в парах.

Давайте проверим.

Делить слова на группы, выделять основы, окончания

Проверять правильность выполнения

Отвечать на вопросы

Работать с правилом

Давать определение слову

Сравнивать слова

Работать с правилом

Отвечать на вопросы

Выписывать слова

Работать в паре

П. - анализировать

объекты с выделением

существенных

признаков;

П. – строить речевое высказывание

П. - строить рассуждение

К. - Аргументировать свое мнение и позицию.

К. - Учитывать разные мнения

П. - строить рассуждение

К. - Аргументировать свое мнение и позицию.

К. - Учитывать разные мнения

П. - анализировать

объекты с выделением

существенных

признаков;

К. - Аргументировать свое мнение и позицию.

Рефлексия

Итоги урока

Контроль полученных знаний.

Рефлексия

Наш урок подходит к концу, поэтому пора подвести итоги.

С какими словами мы сегодня работали? (с родственными)

Какие слова называют родственными? (слова с разными основами, но имеющие общую часть)

И в завершении урока проведем небольшой самоанализ работы на уроке.

Для этого каждый по цепочке дополняет одно из предложений на слайде:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Теперь я могу…

6. У меня получилось …

7. Я научился…

8. Я приобрел…

На этом урок окончен.

Отвечать на вопросы, подводить итоги

Проводить самоанализ работы на уроке

П.- Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Л.-проводить самооценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку,"Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс

Урок закрепления знаний. Уточнение представлений о понятиях "корень слова, однокоренные слова". Устранение обнаруженных пробелов в знаниях, достижения положительных результатов в самостоятельной деяте...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....

Конспект урока "Слова сочетания чу - щу, ча - ща" (1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цели:развивать умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; развивать речь и интерес к учёбе;обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков;способствов...

Конспект урока русского языка по теме "Вежливые слова" в 3 классе программа "Начальная школа 21 века"

1. Научаться различать вежливые слова и использовать их в речи;2. Классифицируют вежливые слова по группам (вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания);3. Научатся выражать чувства добрыми слов...

«Слово и форма этого слова. Родственные слова», 2 класс

Конспект и презентация урока по русскому языку «Слово и форма этого слова. Родственные слова», 2 класс...

Конспект урока по русскому языку "Корень слова, однокоренные слова" 2 класс

Данный конспект поможет учителю при подготовке к уроку русского языка во 2 классе "Корень слова, однокоренные слова"...