Безударные окончания имён существительных I и II склонения в единственном числе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 В данном конспекте отражены все упражнения по данной теме. УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarnye_okonchaniya_1_i_2_skl._konspekt.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Безударные окончания имён существительных

I и II склонения в единственном числе»

Цель: сформировать умение грамотно записывать окончание имён существительных I и II склонения в единственном числе.

Задачи:

- уметь устанавливать значимость познавательной деятельности;

- уметь контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- освоить первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

Формирование УУД:

Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству;

Регулятивные: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью детей, учителя; соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное определение цели, построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения творческих задач; логические – выбор критериев для сравнения, доказательство;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:

для учителя: учебник УМК «Перспективная начальная школа» 3класс, ИКТ(презентация), цветные кружочки для рефлексии, карточки с названиями падежей, памятки детям, как правильно написать безударные падежные окончания имен сущ-ых.

Для учащихся: учебник УМК «Перспективная начальная школа» 3класс, памятки, рабочие тетради.

1. Орг. момент

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Анжелика Викторовна.

2. Мотивация к учебной деятельности

- Давайте улыбнемся друг другу, 
Пожелаем мысленно удачи.

- Сегодня на уроке будем изучать новый материал. А какая тема, вы скажете сами. Но для этого сделаем грамматическую разминку.

-Вы готовы?

3. Закрепление ранее изученного материала

Работа с классом. Грамматическая разминка.

Игра «Узнай падеж».

- Я называю падежные вопросы, а вы показываете соответствующие карточки.

-Всем понятно задание? («кому?» «чему?» (Д.п.); «о ком?» «о чем?»(П.п); «кого?» «что?»(В.п); «кто?» «что?»(И.п.) «кем?» «чем?»(Т.п); «кого?» «чего?»(Р.п))

- Предлоги падежей. (по(Д.п.), к (Д.п.), около (Р.п.), между (Т.п.), через (В.п.), о (П.п.), над(Т.п.))

- Сущ-ые в каком падеже употребляются только с предлогом? (П.п.)

- У какого падежа нет предлогов? (И.п)

-Хорошо, я убедилась, что вы знаете вопросы падежей, которые помогут вам при дальнейшей нашей работе.

-А сейчас откроем наши рабочие тетради. Записываем (2 февраля, классная работа)

-Прочитайте слова записанные на доске (ворона, брус, роса) и подумайте над письмом какой буквы мы с вами будем работать? (р)

-Теперь обратите внимание записанное на доске. Его необходимо записать в тетрадь, найти подлежащее и сказумое. (Прямое дерево ветра не боится)

4. Изучение нового материла 

-Я приготовила для вас интересное задание.

- Прочитайте слова записанные на доске. (по дорог.,  в деревн.,  на мор.,  около юнош.,  к друг.,  (в траве) )

- Почему? (ударное окончание)

- А все остальные слова какое имеют окончание? Почему оно так названо? (безударное, т.к. на него не падает ударение)

-Давайте определим какое склонение у слов с безударным окончанием? (1,1,2,1,2)

-Кто попробует сформулировать тему урока? (Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2сколонения в единственном числе)

-Совершенно верно!

- А как вы думаете, что необходимо знать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных? (склонение; падежные окончания в Р.п.,Д.п.,П.п.; вспомогательные существительные с ударными окончаниями( рука,плечо, грудь))

-Для того, чтобы знать как правильно написать безударные падежные окончания имен сущ-ых, необходимо знать:

А) склонения и их окончания

   1 склонение

    2 склонение

    3 склонение

  ж.р.       м.р.

  ср.р.          м.р.

          ж.р.

        -а   -я

 -о,е (ё)      нулевое

    (с Ь-знаком)

Б) Падежные окончания в Р.п.,Д.п.,П.п.

падежи

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п

-

Д.п

-

П.п.

  В) вспомогательные существительные с ударными окончаниями

                                    Рука, плечо, грудь

-Сейчас, я вам их раздам чтобы вам было легче работать на уроке.

-Давайте, попробуем выполнить упражнение43 в учебнике на стр 43.(задание ребенок читает: «Спиши текст, вставляя нужные буквы. Около сущ-ных с пропущенными безударными окончаниями в скобках укажи склонение, число, падеж»)

У меня под поду[ш]к…(1скл,ед.ч,Т.п.)
Помещается лес с куку[ш]к..,
 (1скл,ед.ч,Т.п.)
И с ручейком,
И с лягу[ш]к..,
 (1скл,ед.ч,Т.п.)
И с л...сниковой избу[ш]к….
(1скл,ед.ч,Т.п.)
И чего только нет
Под поду[ш]к…!
(1скл,ед.ч,Т.п.)
Даже велосипе[т] -
Под поду[ш]к…!
(1скл,ед.ч,Т.п.)
И к...(ч'у) я зн...комой опу[ш]к..
 (1скл,ед.ч,Т.п.)
Сам у себя под поду[ш]к….
(1скл,ед.ч,Т.п.)

(Э. Мошковская)

-Давайте проверим, что у вас получилось? Слово «под подушкой» для того, чтобы правильно написать окончание, какое слово надо подставить?(рука-рукой).  

-Какую букву вы написали в слове «лесниковый»?(е)

- Почему так? Какое проверочное слово? (лес). А слове «велосипед» какую вы букву написали на конце? (д) А почему? (словарное слово)

-Кто выйдет к доске и напишет слово «качу» так как нужно написать? Почему в корне пишется буква «а»? ( можно подобрать проверочное слово, где буква «а» в корне будет под ударением «катит»).А почему после буквы «ч» вы написали букву «у»? (чу,щу –пиши с буквой у).

-Какая буква пропущена в слове «знакомой»? (буква «а»). Почему?

-Молодцы, ребята, я вижу, что вы уже немного все устали давайте мы вместе с вами отдохнем. Встаем около своих парт.

Физминутка

Дети по лесу гуляли за природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ножками топаем!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

-Тихонько сели девочки, тихонько сели мальчики.

-Продолжим нашу работу, откройте учебник на стр.45, выполним упражнение 45(ребенок читает задание: «Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни сложные слова. Выпиши сущ-ные с пропущенными окончаниями, поставив их в начальную форму. Покажи, как они образованы.»)

-Что значит сложные слова? (слова, образованные из двух простых слов, объеденные соединительными согласными)

-Как поставить сущ-ные в нач.форму? (задать вопросы И.п., поставить в ед.ч)

Землеройка

З..мл..ройка-бурозу[п]ка

Вместе с хвостик.. м..гла

Ум..ститься бы в скорлупк…-

До чего она м..ла.

-Давайте проверим, что у вас получилось? Какие вы слова вы выписали? (хвостик, скорлупка)

-Какое склонение, число и падеж эти слова имеют в тексте? ( 2 скл,ед.ч, Т.п.;1скл,ед.ч, П.п)

- Какие сложные слова вы выписали? (землеройка, бурозубка)

-Какие буквы пропущены в словах «зЕмлЕройка» «с хвостикОМ», «мОгла», «умЕститься», «в скорлупкЕ», «мАла».(объяснение пропущенных букв (резерв))

5. Закрепление нового материал

- Итак, мы с вами подходим к концу, давайте вспомним, что нужно знать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных? (склонение, падежные окончания Р.п., Д.п, П.п., использование вспомогательных слов рука, плечо, грудь)

6. Рефлексия

-Мы с вами сегодня хорошо поработали.

-Давайте оценим свою работу на уроке, подняв соответствующий кружочек. Зеленый- мне все было понятно, желтая – у меня возникали вопросы и трудности, красный- мне ничего не понятно.

-Спасибо.

7. Домашнее задание

-Откроем дневник и запишем домашнее задание, выполнить упр44 на стр43 учебника.

-Вам необходимо списать текст, вставляя пропущенные буквы, около сущ-ых с безударными падеж. Окончаниями в скобках указать склонение, число, падеж. Подчеркнуть 8 слов с безударным гласным в корне, проверяемых ударением, это можно сделать с помощью слов помощников.

-Всем, спасибо, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"

На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....

Безударные окончания имен существительных I и II склонения в единственном числе

конспект урока по русскому языку УМК "ПНШ"(первый урок)...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числеЦели урока: Повторить и систематизировать знания: о членах предложения; о склонения...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе" 2 урок

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числеЦель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний существительны...

Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»

Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»  проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия....

Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе" 3 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование умения грамотно писать безударные окончания имён существительных I и II склонения в единственном числе....

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонений в единственном числе»

Содержание конспекта урока направлено на знакомство с написанием безударных окончаний имён существительных 1,2,3 склонений в единственном числе....