Конспект урока по русскому языку 3 класс "Второстепенный член предложения - определение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сычева Татьяна Алексеевна

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Второстепенный член предложения - определение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_3_klass.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: научить находить второстепенный член предложения – определение, вопросы, на которые отвечает, и показать, какой частью речи может быть выражено определение.
Задачи:
-
организовать деятельность учащихся по изучению второстепенных членов предложения;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
- развивать речь учащихся;

Ход урока

1. Организационный момент:
- Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.
Сегодня на уроке нам предстоит совершить новые открытия, узнать много интересного, а для этого вы должны быть очень наблюдательны и иметь хорошую память. Проверим, хорошая ли у вас память? Для этого выполним словарную работу. А для начала, открываем тетради, записываем число и классная работа.

2. Словарная работа:    
-
Я буду вам диктовать по одному слову, сначала для первого варианта, потом для второго, а вы будете записывать слова  в столбик.
- Начнем нашу работу.
1в.                                  2в.
оратор                            победа
омоним                          обучение
помидор                         огурец
океан                              медуза
мечта                              отдых                        
пилюля                           микстура
огорчение                      озорник
мелодия                         мимоза

3. Актуализация знаний:
 - Сейчас нам предстоит собрать предложение из слов: на, шелестит, ветках, листва, зелёная.

- Кто собрал? (Зелёная листва шелестит на ветках)

- Найдите и разберите это предложение по членам предложения.

- Все ли слова вы подчеркнули?

- Почему вы не подчеркнули?
- Возник вопрос?

-  Значит, давайте искать ответ. Приступим к поиску решения.
-  На какой вопрос отвечает слово «зелёная»? (какая?).
- Что обозначает слово «зелёная» (Листва – зелёная. Признак предмета).
- Затрудняетесь сказать?

- Тогда, открываем учебник на странице 83. Давайте прочитаем выделенное в рамочке.
(Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
( Например, трава
(какая?) высокая густая; (в какой?) прозрачной воде; гнёзда (чьи?) птичьи))
Определение может быть выражено прилагательными, причастиями, местоимениями, наречиями, существительными и глаголами.
- Сейчас вы уже можете сказать, что обозначает слово «зелёная» (Признак предмета).
-
Признак предмета или явления.
Обозначает определение,
Чей? и Какой? – ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.
- Ребята, тем самым определение подчеркивается волнистой чертой
( Например,
дует сильный ветер.)
- Где в этом предложение будет подлежащие? Сказуемое? Определение?
-
Ветер (какой?) сильный.
 Физкультминутка
- Я  вижу,  вы  немного  устали,    проведем  разминку.  Я  буду  называть словосочетание.  Если  в  нем  есть  определение,  все  приседаем; если нет, хлопаем в ладоши.
Растёт в саду, густая трава, освободиться ото льда, тонкий лёд греться на солнышке, хороший день, любимый цветок.
- Выполним упражнение 438, прочитайте задание к упражнению.
- Переходим к упражнению 440.
- Давайте запишем название предметов по рисункам:
рак, пень, мяч
- Как вы думаете, что общего между этими словами? ( Существительные, единственного числа, мужского рода, второго склонения)
- Просклоняйте данные существительные
 Им – кто?, что?, Р. – кого? чего?, Д. – кому? чему?, В. – кого?, что?, Т. – кем?, чем?, П. – о ком?, о чем?

Именительный        рак         раки

Родительный        рака         раков

Дательный                раку         ракам

Винительный        рака          раков

Творительный        раком раками

Предложный        о раке  о раках

Именительный        пень        пни

Родительный        пня        пней

Дательный                пню        пням

Винительный        пень        пни

Творительный        пнём        пнями

Предложный        о пне о пнях

Именительный        мяч        мячи

Родительный        мяча        мячей

Дательный                мячу        мячам

Винительный        мяч        мячи

Творительный        мячом мячами

Предложный        о мяче о мячах

- Составьте слово из букв, указанных цифрами? (Камень)
- Составьте предложение со словом камень, но с условием того, чтобы в предложении было определение. (Ящерка грелась на солнце, лежа на большом камне).
4. Итог урока: 
- С чем познакомились на уроке?
- Что вы можете сказать об определении?
- На какие вопросы отвечает определение? ( чей? какой?)
5. Домашнее задание:
Упр. 439, выучить правило на странице 83.