Конспект урока. Тема: "Местоимение". 1 урок. 3 класс. УМК "Перспектива".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Маркевич Анастасия Александровна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Выполнила студентка 41 гр.

                                                                                                                                                                                                         Ф.И. Маркевич Анастасия

                                                                                                                                                                                                       Проверил: Машкина Н.А

Отметка: _______________________

                                                                                                                              Дата:         

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Тема урока: «Местоимение, как часть речи»

Класс:

Цели урока: способствовать формированию у учащихся понятия о местоимении как части речи, его грамматическом значении, его роли в предложении.

Планируемые результаты:

  • предметные: развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ, синтез, сравнение), речь учащегося; развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; формировать умения ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему.
  • личностные: способствовать формированию интереса к учению, способности к самооценке, самоопределению; способствовать развитию коммуникативных функций (умение работать в группе, вести учебный диалог).

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2014; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

1-2 мин.

-Дорогие ребята, я рада видеть вас на уроке русского языка, и  надеюсь, что каждый   из вас будет внимателен, окажет поддержку и помощь друг другу. Начнём наш урок с девиза

«С малой удачи начинается большой успех»

Проверяют готовность к уроку

Р.:-организовывать рабочее место. П.:-  воспринимать речь учителя.

Актуализация и мотивация

Словесный: диалог

2-3 мин.

- Давайте вспомним, сколько падежей в русском языке существует? (6)

- Перечислите их. (И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)

- Назовите падежные вопросы. (И.п. - Кто? Что? Р.п. - Кого? Чего? Д.п. -  Кому? Чему? В.п. - Кого? Что? Т.п. - Кем? Чем? П.п. - О ком? О чём?)

Словарная работа.

Аккуратный, аллея, воскресенье, до свидания, жужжать, космонавт, перрон, Родина, троллейбус, хоккей.

-Давайте вспомним, какие части речи вы уже знаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части идет в них речь.

- Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам. (имя существительное)

- Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)

- Что без меня предметы?

Лишь названья

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет (глагол)

Анализируют информацию

Отвечают на вопросы

Р.: - постановка учебной задачи.

П.: - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Постановка учебной задачи

Практический:

Работа в тетрадях

Самостоятельная работа

1-2 мин.

-Как вы думаете, существуют ли другие части речи?

-Кто из вас готов изучать новую часть речи?

- Чтобы узнать новое, вам придется немало потрудиться, сосредоточиться, проявить смекалку и настойчивость в достижении результата.

-Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на группы (Тайга, прекрасная, он, пушистая, я, играет, бежит, оно, белка, добро, молния, снежное, учит, она, мирный, они, лесная, дождь, вы)

-По какому признаку вы определили слова в 1 столбик? Докажите.

-Какие признаки имен существительных вы знаете? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; единственного и множественного числа, женского, среднего и мужского рода.)

-Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? (какой? какая? какое? какие?)

- Дополните эту группу своими примерами.

- По какому признаку вы определили слова третьего столбика. Докажите.

- Как вы думаете какие слова остались?

- Кто помнит, как называется эта часть речи? (Местоимения)

- Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете сказать о ней?

-Так какова тема нашего сегодняшнего урока? (Местоимение)

- Значит, какую цель мы поставим перед собой на уроке?

(познакомиться с такой частью речи, как местоимение, его грамматическое значение, его роли в предложении.)

Отвечают на вопросы

К.:- четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

П.: - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Открытие нового знания

Словесный:

диалог

 Практический: работа с презинтацией

Практический: работа с учебником

Работа с правилом

2-3 мин.

 - Прочтите запись на доске (В тайге расцвели прекрасные жарки. Жарки охраняются государством).

-Что же такое жарки? Давайте прочитаем на слайде.

В тайге расцвели прекрасные жарки. Жарки охраняются государством.
-Что записано на слайд? (предложение)
-Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам встретилась? ( повторение)
-Как можно избежать эту ошибку, т.е. избежать повтора? (заменить слово жарки местоимением они)
-Хорошо правильно! -О чем говорится в первом предложении? -А во втором? -Как вы догадались? Какое слово нам помогло? -Для чего мы заменили слово жарки местоимением они?( чтобы не было повторов, т.е. для красоты речи)
-На кого указало нам слово «они»?

Какой частью речи является это слово?
Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их
-Где можно проверить наши предположения?
-Откройте учебник на странице 47.
-Как образовалось слово МЕСТО ИМЕНИЕ?
-Из каких частей состоит это слово?
-Для чего мы обратились к учебнику? (чтобы прочитать правило)

Анализируют информацию

Высказывают свое мнение

Отвечают на вопросы

Работают с правилом

Л.:- установка на здоровый образ жизни.

Первичное закрепление

Физминутка

Словесный: работа с понятием, диалог

5-7 мин.

Давайте немного отдохнем и продолжим дальше.
-Хлопните в ладошки, если услышите местоимение.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
-Местоимение - служебная часть речи или самостоятельная?
-Что это значит? (местоимение имеет грамматические признаки)
-Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «Имя существительное»? - Как изменяется имя существительное?
-Давайте понаблюдаем, имеет ли такие признаки местоимение.
Упражнение 83 страница 47(комментировано выполнить вместе)
-Какие грамматические признаки имеет местоимение? (род и число, выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого имени существительного)
-Для чего мы выполняли это упражнение? ( чтобы убедиться, что местоимение имеет грамматические признаки: род и число)

Выполняют задание

Выполняют взаимопроверку

Отвечают на вопросы

П.: - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Самостоятельная работа

Практический:

Работа с упражнением

Словесный: диалог

15-20 мин.

Страница48 упражнение 84. Прочитайте текст.
-Что не понравилось вам в тексте?
-Какую роль играют местоимения?
Запишите текст. Взаимопроверка.
-Какую роль выполняют местоимения в нашей речи? (помогают избежать повторов)
-Кто может для всех сделать выводы о новой части речи? 
Местоимение-это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.

Анализируют информацию

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

Р.: -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке.

Включение в систему знаний

Практический:

Работа в группах

По карточкам

Игра: «Закончили предложение»

2-3 мин.

-Выполните творческое задание в группе. Вместо пропусков
вставьте нужное местоимение
….карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На …быка нарисовал,
А рядом с ….корову
….сделал розовым быка,
Оранжевой –дорогу.
Потом над …облака
Подрисовал немного
( С. Михалков)
-Прочитайте. Какие слова вставили?
-Какой частью речи они являются?
-Для чего мы выполнили это задание?(правильно и точно употреблять местоимение)
Итоги урока.
1.Части речи бывают…..(самостоятельные и служебные)

2.К самостоятельным частям речи относятся…..(имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение)
3.Сегодня на уроке мы познакомились с….(местоимением)
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

Выполняют задание

К.: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

Рефлексия

1-2 мин.

Ребята, выберите строчку, которая подходит вам по сегодняшнему уроку.
1.Мне все понятно, могу объяснить, что такое местоимение

2.Хорошо, были небольшие ошибки
3.Нужна помощь учителя

Оценивают свою работу

Р.: - анализировать проделанную  работу.

Домашнее задание

Страница 48 №85

Записывать Д/З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачёт по теме "Местоимение" 4-й класс

Тема. Урок–зачёт по теме «Местоимение»Цели: 1) проверить знания учащихся по теме: «Местоимение»;           2) развивать речь, мышление, орфографическую зоркость;           3) воспитывать аккуратность,...

урок по теме" Местоимение" в 4 классе

конспект урока с презентацией...

Конспект урока по теме : Местоимение для 4 класса

Урок для 4 класса по теме местоимение....

Конспект урока английского языка по теме "Местоимения" во 2 классе

Конспект содержит полное описание урока по теме "Местоимения" в соотвествии с ФГОС...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: «Местоимение». в 3 классе

Данный конспект урока по теме «Местоимение» (Что такое местоимение?) разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление уч...