Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бокачева Анастасия Валерьевна

Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные  имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Собственные и нарицательные  имена существительные.

Класс: 2 «б»

Цели деятельности учителя:

  • формирование умений отличать собственные и нарицательные имена существительные и подбирать примеры таких слов самостоятельно ;
  • формирование навыка правописания заглавных букв в именах собственных;
  • развитие орфографической зоркости.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • различать имена существительные собственные и нарицательные  ;
  • использовать специальную терминологию при определении части речи.

Личностные:

  • развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • воспитывать позитивное отношение к родному языку, любовь к русскому языку.
  • формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 2 класс (2часть), рабочая тетрадь 2 класс (2 часть) Канакина В.П., презентация

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

1 мин

 Приветствие. Проверка рабочих мест.

Приветствовать учителя

Л: воспринимать речь  обращенную к учащимся

1.

Мотивационный

Практич.:

Орфографическая минутка и чистописания

 

Практический: загадка

Практический: учебные упражнения

Словесн.:фронтальная проверка

≈ 5

-Откройте рабочие тетради запишите число , в классе.

-Выполните минутку чистописания.
                     Словарный диктант

Возьмите листочки6 подпишите фамилию. Слова записываем с маленькой буквы друг под другом.

Собака, пальто, ученик, деревня, корова, молоко, дежурный, тетрадь.

Поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.

-Передайте листочки вперед с последней парты

-У меня для вас есть одно задание от одного сказочного персонажа. А от какого вы узнаете если разгадаете загадку.

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем …(Незнайка)

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

-Ребята, в школе Незнайка писал контрольную работу, но учительница поставила ему двойку. Поможем Незнайке исправить ошибки?

- Обсудите в парах. Найдите ошибки и устно исправьте-за 1 минуту. Что обычно делают когда находят ошибку?(Зачеркивают и сверху пишут правильную )  

Машина мчялась(мчалась) по глаткой(гладкой) дароге(дороге).

( Предложение написано на доске с обратной стороны.)

-А теперь вам дается одна минута , чтобы запомнить предложение , а потом написать по памяти.

-Начали. Проверьте написание своего предложения  и если верно поставьте +.

Выполнять минутку чистописания

Писать словарную работу

Передавать листочки вперед

Разгадывать загадку

Исправлять ошибки Незнайки

Работать  парах.

Запоминать предложение и писать по памяти

Записывать в тетрадь

Р: принимают и сохраняют уч задачу

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

Словесн.:беседа,ответы на вопр.

Практ.:упражнение устное

Практ.:выполнение упражнения

Словесн.:чтение правила.

Словесн.:чтение правила.

Словесн.:беседа,ответы на вопр.

Практич.: чтение правила.

≈ 7

-Назовите в исправленном предложении слово, которые вы написали с заглавной буквы. (Машина .)

-Почему?(начало предложения.) Подчеркните одной чертой.

-Какие еще пишутся с большой буквы ?(имена , фамилии, клички, города и т.д.)

-Верно ! У человека есть свое собственное имя, у реки свое собственное название. Продолжите у кого еще есть ?

-Как такие слова могут назваться, если они являются собственными  именами? Верно, так и называются.

К какой части речи они относятся? (К имени существительному.)

-Какие существительные в предложении написаны со строчной буквы?( все остальные)Приведите примеры.
-А хотите узнать как называются такие слова ? (нарицательными)

Попробуйте назвать тему нашего урока. (Тема урока «собственные и нарицательные имена существительные».)
-Какую цель мы можем поставить с вами на урок(Научиться различать имена собственные и нарицательные)

-Давайте откроем учебник на с. 51 и прочитайте тему урока,которую сформулировали авторы нашего учебника..(Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.)

Ребята, а вы знаете, что обозначают термины «имя собственное», «нарицательное?» А хотите узнать?

-Скажите, сколько городов можно назвать словом город? (Много)

-А сколько городов можно назвать словом Москва? (Один)

-Сколько рек можно назвать словом река? (Много)

-А сколько рек можно назвать словом Волга? (Одну)

-Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны? (Они называют предмет своим именем.)

-Найдите общее слово для слов Москва, Тверь. (Город.)

-Что обозначают имена нарицательные? (Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.)

-Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные.

-Посмотрите на доску. Что на ней написано? (имена)

Оля, Варя, Ксюша, Гоша, Саша, Тима

-Что это за имена ?(собственные) Как вы узнали ?( загл. Буква, принадлежит человеку.)
-Верно! Но это короткие имена — так обращаются к друзьям и родным.

-Но есть еще и другие. Когда вы вырастите как вас будут называть , как будут к вам обращаться?(по полному имени )Идите запишите.

Но есть еще одна форма имени, кто знает какая?(ласковая) Напишите идите.

Откройте учебник на 53 стр. упр 91 .

-Нам нужно определить какое имя полное, короткое, ласковое.

-Определим в первой строке..Какое имя полное/короткое/ласковое: найдите и прочтите.

-А теперь сделайте тоже самое со своим именем. Напишите неполное имя, полное и ласковое.

-Ребята,  а знаете , что у взрослых к имени добавляется еще  и отчество. Что это такое?
-У вас тоже , у каждого есть свое отчество.

-Назовите свое имя вместе с отчеством.

- Знаете, ребят как много на земле людей с одинаковым именем и фамилией .чтобы не запутаться у человека есть фамилия.

-Назовите свою фамилию , имя и отчество.

-Как называются такие существительные?( собственные.)

Упр.87 стр.51

-Сейчас мы с вами выполним упражнение 87.

-Прочитайте.

-Скажите что мы можем знать , если посмотрим на фамилию(Пушкин- из рода Пушкиных)что нам может сказать отечество?(Отца звали Сергеем.) По имени(Его звали Александром)Кем он является еще(писателем )

-Спишите и подчеркните заглавную букву в именах, отчествах и фамилиях. Вспомните, какие произведения этих писателей и поэтов вы читали.

-Скажите какие имена сущ. относятся к именам собственным и как они пишутся?

Давайте ваши предположения сравним с учебником,перелистните страницу вперед прочитайте рубрики :«Вспомните» и «Сведения о русском языке»

 

Запишите свою фамилию, имя и отчество в тетради.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте как нависал ваш сосед по парте.

-Все ли правильно написали?С какой буквы?( большой)

Сделайте вывод: какие слова относятся к собственным именам существительным?(имена, фамилии, названия городов и т.д)
Прочитайте правило на с. 53.

-Как называются все остальные имена существительные? (нарицательные)

- Почему их так называют?( называют любой предмет, явление, свойство из множества подобных)

Придумайте примеры из окружающего мира. Животные:.... Растения:.... Учебные предметы:.... Явления природы:.... Качества характера:.... События:.…

Называть слово , которые написаны с заглавной буквы.

Отвечать на вопросы.

Определять тему и цель урока.

Понимать  и  сохранять в памяти учебную задачу урока.

Слушать учителя


Читать тему.

Отвечать на вопросы

Высказывать предположения

Делать выводы

Слушать учителя

Читать слова

Отвечать на вопросы

Записывать на доске

Определять  какое имя полное, короткое, ласковое.

Записывать имена.

Слушать учителя

Называть

 свою фамилию , имя и отчество.

Читать.

Высказывать свои предположения

Списывать , подчеркивать заглавную букву

Читать правило

Читать правило

Отвечать на вопросы

Читать правило

Отвечать на вопросы

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: обобщают.

Динамическая пауза

Практич.: физминутка.

1 мин

Давайте встанем и отдохнем.

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Раз-два, раз-два,

И за парты нам пора.

повторять  движения

за учителем

Р:Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

3.

Решение частных задач

Практич.:устное   упр. С письм. заданием.

Словесный (читать задание

Словесн.:отвечать на вопр.

Практич.: групповая работа

.

Практ.:письменное упражнение.

Фронтальная проверка

≈ 25

-Ребята, а теперь  давайте мы с вами выполним устно 88  упражнение.

-Прочитайте задание

-Запишите по образцу в упр 89  с 3 любыми словами

-Почему Заглавная буква в имени подчеркнута?(явл. Орф.)

Верно , прочитайте правило на 53 стр.

Поработаем в группах.

Я для вас приготовила очень интересное заданием-Возьмите листочки и подпишите участников группы.
-Вам нужно будет в течении определенного времени вспомнить как можно больше имен на заданную букву.

-Время закончилось. Представители выходите к доске и зачитывайте все имена , которые вы написали.

-Сейчас я буду проверять  и  на что я буду обращать внимание ? С какой буквы написаны имена . С какой должны?( с заглавной.

 собственными и почему?

-Ребята какие имена получились?(Зина,Юля,Игорь, Роман)

-Ребята обратите внимание на то, что в устной речи следует уважительно называть своих родных знакомых, в обращении к детям чаще пользуйтесь ласковыми формами имен.

Слушать учителя.

Читать задание упражнения

Работать над письменным упражнением,

Читать правило

Подчеркивать заглавную букву

Работать в группах

Защищать групповую работу

Читать задания

П:  извлекают необходимую

 информацию из рассказа учителя, собственного опыта;

 -осуществляют поиск необходимой информации;

- осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.:ответы на вопросы,самоанализ.

≈9

Подведем итог урока. Ребята,назовите тему урока ? (Собственные и нарицательные имена существительные)
-Какие существительные называются собственными?
-С какой буквы они пишутся?
-Какие существительные называются нарицательными?
А теперь с помощью анкеты оцените себя и свою работу .
Анкета
1.На уроке я работал ( активно / не активно)
2.Своей работой на уроке я 
(доволен / не доволен)
3.Урок для меня показался 
(коротким / длинным )
4.За урок я (не устал / устал )
5.Мое настроение 
(стало лучше / стало хуже )
6.Материал урока мне был 
(понятен / не понятен )
Домашнее задание :
Р.Т. стр3,4.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу.

Контролировать правильность записи.

Обобщать изученное.

РП.:Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения;