Конспект урока по русскому языку на тему: "Упражнение в выделении признаков имени прилагательного"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Худякова Юлия Юрьевна

Конспект урока по русскому языку на тему: "Упражнение в  выделении признаков имени прилагательного"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         

Студентка: Худякова Ю.Ю.

Конспект урока

  РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Упражнение в  выделении признаков имени прилагательного

Цели деятельности учителя: закрепление знаний об имени прилагательном; развивать умение разбирать имена прилагательные как часть речи: определять род, число, падеж имён прилагательных; развивать умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных.

Планируемые результаты

Предметные:   закрепить знания об имени прилагательном; уметь определять род, число, падеж имён прилагательных.

Личностные: формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: закрепление знаний и формирование умений и навыков.

Оборудование: учебник  «Русский язык» 3 класс, 2 часть «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности

Приветствие учителя

Слов.: слово учителя

30 сек

Здравствуйте, ребята! А чтобы наша работа была продуктивной, повернитесь  к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке. Молодцы, а теперь все повернитесь  и посмотрите на меня, проверьте, чтобы сидели правильно, руки лежат перед собой. Я тоже вам желаю больших успехов на уроке!

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Актуализация знаний и мотивация

Нагл.: уч. презентация

Сл.: уч. диалог

Пр.: словарный диктант, самостоятельная работа

Пр.: самопроверка по слайду

Слов.: уч. диалог

7 мин

Откройте тетради, отступите 2 строчки от предыдущих записей, запишите число, классная работа.

Словарный диктант

- Кто прочтет словосочетания, которые представлены на слайде?

С красной строки,  заглавной буквы спишите эти словосочетания в тетрадь: праздничная ( ж.р., ед.ч., И.п.) одежда, маленькие ( мн.ч., И.п.) читатели, облачная ( ж.р., ед.ч., И.п.) погода, оранжевых ( мн.ч., Р.п.) апельсинов, о голубом ( ср.р., ед.ч., П.п.) небе, к  яблочному ( м.р., ед.ч., Д.п.) пирогу. 

- Найдите в каждом словосочетании имена прилагательные и выделите у них окончания, затем определите род, число и падеж.

Взяли в руки простой карандаш и проверили свою работу по образцу, который на доске. Посчитайте, сколько ошибок в работе вы допустили, если в одном словосочетании не правильно определили либо род, либо число, либо падеж, это читается за ошибку. Поставили на полях себе отметку: если 0 ош. – «5»; 1, 2 ош. – «4»; 3 ош. – «3», более 3 ош. – «2».

Поднимите руки те, кто написал без ошибок. А теперь поднимите руки те, кто допустил 1 или 2 ошибки. Молодцы, ребята. А те, у кого допущено более 3 ошибок, не переживайте, сегодня мы с вами еще будем разбираться  по данной теме.

Повторение изученного

- О какой части речи вы говорили  на прошлых уроках? (имя прилагательное) 

- Кто может сказать, что такое имя прилагательное?  (часть речи, которая обозначает признак предмета) 

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? ( какой? какая? какое? какие?)

- С какой частью речи по смыслу связано имя прилагательное? Мы сейчас с вами писали диктант, с какими словами связано имя прилагательное? ( имя существительное)

- Чем является имя прилагательное  в предложении? ( определение)

 Молодцы!

- Как вы определяли род у  имен прилагательных в диктанте? ( по имени сущ., которое по смыслу связано с именем прил.)

- Как вы определяли число имен прилагательных?  ( по им. сущ., которое по смыслу связано с им. прил.)

- Какая особенность есть при определении рода у имен прилагательных? ( им. прил. во мн.ч. рода не имеют). Приведите пример.

- Как еще изменяются имена прилагательные? ( так же, как и им.сущ., изменяются по падежам или склоняются)

- По какой части слова мы видим, что падеж имен прилагательных? ( по окончанию). Приведите пример.

- А как мы определяем падеж имени прилагательного? ( тоже по имени существительному, связанного с ним по смыслу).

- А что же такое начальная форма имени прилагательного? ( форма м.р. , ед.ч., И.п.)

Приведите пример. (молодой дуб, белый шкаф).

- Молодцы, ребята. Вы очень много знаете об имени прилагательном.

Открывать тетради

Записывать число, классная работа

Записывать словосочетания в тетрадь

Осуществлять самопроверку

Отвечать на вопросы

Воспроизводить знания

Вести диалог с учителем

Приводить примеры

Р: планирование последовательности действий;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

П: осознавать познавательную задачу;

преобразование учебного материала, действия;

К: владеть диалогической формой коммуникации;

П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Постановка учебной задачи

Нагл.: уч. презентация

Слов.: слово учителя, беседа

3 мин

- Как назвать все то, что мы сейчас с вами проговорили об имени прилагательном, какую работу вы выполняли на диктанте? Вы  уже на протяжении нескольких уроков работаете над этой темой.

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного.

Предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Будем совершенствовать умения определять род, число, падеж имен прилагательных через работу с текстом.

Формулировать тему и задачи урока

П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию;  формулирование познавательной цели и задач.

Решение частных задач

Пр.: вставлять орфограммы, работа с учебником

Нагл.: уч. презентация

Слов.: беседа

20 мин

Учебник на странице 87. Упражнение 153.

Сначала прочитайте задание каждый про себя.

- Что нужно нам сделать? ( дополнить предложения подходящими по смыслу словосочетаниями)

- Прочитайте текст про себя.  

- Найдите под картинкой словосочетания, которые нужно вставить в текст.

Обратите внимание, что в именах прилагательных пропущены окончания, которые вам нужно вставить.

- 1 словосочетание: веселОЕ зимнЕЕ солнце (какое?).

- В какой части слова пропущена орфограмма? ( окончание)

- Как будем вставлять окончание? Что будем делать? ( определим род, зададим вопрос)

- Как определим род? ( солнце – ср.р.)

- От какого слова будем задавать вопрос? ( от имени сущ)

- Какой вопрос зададим? (какое?)

- Что делаем дальше? ( ср.р., в вопросе окончание ОЕ, значит, в именах прилагательных, связанных по смыслу с именем сущ. Солнце, окончание будет ОЕ и ЕЕ)

Фронтальный опрос

- Следующее словосочетание. ( та же работа):

темнАЯ зимнЯЯ ночь ( какая?) ж.р.

высокОЕ небо ( какое?) ср.р.

мягкИЙ снег ( какой?) м.р.

хитрАЯ рыжАЯ лисица ( какая?) ж.р.

трескучИЙ мороз ( какой?) м.р.

яркИЕ зимнИЕ звезды ( какие?) –  по вопросу

легкИЙ серебристЫЙ иней ( какой?) – м.р.

красивЫЕ узоры ( какие?) – по вопросу

робкИЙ длинноухИЙ зайчишка ( какой?) – м.р.

- Молодцы, ребята!  Мы вставили пропущенные орфограммы в прилагательных.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм

Обосновывать написание слов.

Прогнозировать наличие определённых орфограмм.

Анализировать разные способы проверки орфограмм.

П: осознание о произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: уметь  слушать и вступать в диалог.

П: смысловое чтение .

Динамическая пауза

Нагл.: видео

1 мин

Ребята, встаньте со своих мест. Повторяйте движения.

Повторять движения

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

 Решение частных задач

Пр.: анализ иллюстрации

Нагл.: рассматривание иллюстрации

Сл.: уч. диалог

Пр.: работа над текстом

Пр.: чтение текста

Сл.: уч. диалог

Пр.: списывание текста

Пр.: задания к тексту

Пр.: самопроверка

Нагл.: уч. презентация

Пр.: разбор имени прилагательного как часть речи

Работа по вариантам

Пр.: взаимопроверка

13 мин

Упражнение 153.

Возвращаемся к тексту. Рассмотрите внимательно картинку.

- Что вы можете рассказать, смотря на нее?

- Кто изображен на картине? ( лисица и заяц)

- Что вы можете сказать о животных?

- Какое время года?

- Какая погода на улице?

- Какие явления природы вы видите?

- Что можете сказать про небо?

- Какое время суток?

- А сейчас по цепочке каждый читает по предложению из текста и вставляет на место пропусков подходящее по смыслу словосочетание.

В лесу наступила темная зимняя ночь. По деревьям постукивает легкий серебристый иней. С веток осыпается мягкий снег. Над лесом синеет высокое небо. На нем рассыпаны яркие зимние звезды. Похрустывает трескучий мороз. Сквозь кусты пробирается хитрая рыжая лисица. Через поляну мчится робкий длинноухий зайчишка. Утром взойдет и заиграет над лесом веселое зимнее солнце. На скатерти снегов охотники увидят красивые узоры звериных следов.

- Кто прочтет еще раз полностью весь текст с заполненными пропусками? Остальные внимательно следят и проверяют.

- Давайте подумаем, как можно назвать этот текст? Придумаем название текста.

(Ночной лес зимой, Зимний лес ночью, Лес зимней ночью)

- Запишите в следующей строчке после упражнения название текста.

Спишите текст, заполняя пропуски с выделением орфограмм.

- Как будем выделять орфограммы? ( выделять окончание)

- Найдите последнее предложение в тексте.

 - Кто прочтет его?

 - Теперь посмотрите на доску. Найдите в последнем предложении слова, которые имеют такой состав

.  Разберите их по составу.

- Напомните алгоритм разбора слов по составу? ( окончание, основа, корень ,приставка и суффикс).

- Какие слова у вас получились? (охотники, красивые, звериных).

3 ученика выходят к доске и разбирают по одному слову.

- Посмотрите  на доску.

- Кто по – другому сделал разбор?

Сверьте с тем, как вы разобрали слова у себя в тетради, карандашом исправьте, если есть ошибки.

Молодцы, ребята.

- Давайте вспомним, как делать морфологический разбор имен прилагательных.

- Посмотрите на доску,  здесь вам представлен алгоритм морфологического разбора имени прилагательного.

- Сейчас 1 вариант: найдите в тексте 3 предложение. Вам нужно в этом предложении найти имя прилагательное и разобрать его как часть речи, т.е. по этому алгоритму сделать морфологический разбор, а 2 вариант: найдите в тексте 4 предложение и тоже найдите имя прилагательное и разберите его как часть речи, по данному алгоритму. Повторите, что нужно сделать каждому варианту.

1. Определить часть речи

2. Поставить в начальную форму

3. Определить род

4. Определить число

5. Определить падеж

6. Каким является членом в предложении. Пример: красивые узоры 1. Имя прилагательное.2. Красивый. 3. -. 4. Ед.ч. 5. В.п. 6. Определение.

Разбор пишите в столбик ниже текста.

 - Сейчас обменялись тетрадями с соседом по парте, взяли в руки простой карандаш и проверили разбор имени существительного или имени прилагательного, если есть ошибки, легонько зачеркните карандашом и напишите правильный ответ рядом.

- Молодцы, ребята. Сегодня мы  с вами проделали большую работу. Все молодцы!

Работать с текстом упражнения

Работать с иллюстрацией

Заполнять пропуски

Чтение текста

Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки

Размышлять над названием текста

Списывать текст

Выполнять задания к тексту

Сверять с эталоном

Выполнять морфологический разбор имени прилагательного по вариантам

Выполнять задания к тексту

Осуществлять взаимопроверку по эталону

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач;

Р: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения;

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

П: анализ объектов  с целью выделения признаков;

Р: рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками

Работа по рядам

Пр.: упражнение

3 мин

- Посмотрите на слайд.

 1 ряд: данные словосочетания поставьте в Д.п. (на какие вопросы отвечает? Кому чему?): красивое платье, Т.п. (кем? чем?): яркое солнце, П.п. ( о ком? о чем?):  умный ученик. Остальные слушают и проверяют.

2 ряд: подберите к данным именам существительным имена прилагательные такого же рода, что и существительные: снег (белый), яблоко (красное), книга ( интересная). Остальные слушают и проверяют.

3 ряд: поставьте словосочетания во мн.ч.: густое облако, новый календарь, яркая краска. Остальные слушают и проверяют.

Изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам

 

К: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

1 мин

Информация о домашнем задании

Записывать домашнее задание

П:структурирование знаний;

Итог урока. Рефлексия

1 мин

- Какая тема  урока сегодня была? Какую цель ставили? Добились ее?
У вас на партах лежат карточки с лестницей. Отметьте себя на одной из ступенек.

1-плохо понял тему, не интересно

2-было не всё понятно        

3-всё понял, многому научился, всё понравилось

Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня. Урок окончен. До свидания, ребята!

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.