Конспект урока по русскому языку, 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лукиных Надежда Николаевна

Тема: "Сочинение. Отзыв по картине "Девочка с персиками""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл devochka_s_persikami.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:         16.03.18                                                                                                         ФИО учителя: Семенова В.Н.

Школа: 84                                                                                                                ФИО студентки: Лукиных Н.Н.

Класс: 3 «Г»                                                                                                                

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Сочинение. Отзыв по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»

Цели деятельности учителя: познакомить  с жизнью и творчеством В.А.Серова; учить писать отзыв по картине; воспитывать любовь к искусству; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

Планируемые результаты:

предметные:

- осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

- владеть умением проверять написанное.

личностные:

- проявлять эстетические потребности, ценности и чувства, этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Тип урока: развитие речи

Оборудование: учебник В.П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 3 класс, 2 часть; репродукция картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь», презентация, компьютер, проектор.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Практич: Орфографическое чтение

1-2 мин

Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны. А ещё старательны.

- Откройте свои тетради, запишите число.

Двадцать восьмое февраля.

Настраиваются на хорошую работу.

Пишут каллиграфически.

К: умение организовывать себя.

Р: сохраняют уч. задачу.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словес.: ответы на вопросы.

4-5мин

- Какую часть речи мы изучаем?

- Расскажите об имени прил.

- Какую роль прилагательные выполняют в тексте?

Отвечают на вопросы.

Определять цели и пути их достижения

Целеполагание

Обмениваются мнениями: строят речевые высказывания

К: участвуют в учебном диалоге; формулируютвыводы.

III. Постановка учебной задачи

Наглядный.: демонстрация

Практический: слово об авторе

IV. Открытие нового знания

Практический: упражнение

Практический: слово об авторе

VI. Решение частных задач

Словес.: ответы на вопросы

Практический: анализ картины

Словес.: ответы на вопросы

Практический: 

Составление плана

5-7 мин

8-10 мин

1  мин

Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Какова цель таких уроков?

- Предметом нашего обсуждения на данном уроке развития речи будет картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».

Чему мы будем учиться на данном уроке?

(На доске:

Цели урока:

  • учиться рассматривать картину;
  • составлять текст.

Что мы должны сделать, чтобы достичь этой  цели?

(На доске появляются высказывания учащихся по мере из называния:)

Рассмотреть картину.

Составить план сочинения.

Обдумать каждую часть.

Написать сочинение

Проверить сочинение.

- Определим порядок нашей работы, т.е. составим план нашей работы.

А кто бы хотел поставить карточки в нужном порядке.

(Ученик переставляет карточки в нужной последовательности.)

- Отправляемся в картинную галерею нашего учебника, чтобы познакомиться с репродукцией В.А.Серова «Девочка с персиками».

- Ребята, что вы знаете о Валентине Александровиче Серове и его картинах?

(В.А.Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец – известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребёнком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с известным художником И.Е. Репиным. В.А. Серов писал портреты.)

- Вспомните, что такое портрет?

Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей. Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека, он размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, т.е. раскрывает образ героя.

- У каждой картины своя история. (В 1887 году, живя в имении своих друзей, Серов написал портрет 12-летней дочери известного русского мецената  С.И. Мамонтова – Веры Мамонтовой. Художник писал портрет более месяца. Первоначально работа называлась «Портрет В.М.», но Игорь Грабарь – известный художник, увидев эту работу на выставке воскликнул: «Девочка с персиками!!!» Это название принял и сам Серов.)

Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание.

IV. Беседа по содержанию картины.

- Обратимся к плану работы: рассмотрим  картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга.

- Что привлекло внимание художника, что стало предметом его описания в картине? (Девочка – Вера Мамонтова)

- Какой момент из жизни девочки запечатлён? (Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно.)

- Пофантазируйте, а что произойдёт через минуту? ( Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.)

- Расскажите, где художник изобразил девочку?(Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)

- Что она делает? (В тонких загорелых руках она держит золотистый персик.)

- Всмотритесь в лицо девочки. Опишите его. (У Веры мягкий овал лица с  тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец.)

Кто хочет дополнить ответ …?

- С чем можно сравнить румянец на щеках? (Нежный румянец девочки похож на персики, лежащие на столе.)

- Опишите, во что одета Вера? (На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)

- Что окружает девочку? (На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож.)

- Обратите внимание, с какой тщательностью выписаны художником персики. Почти физически ощутима их бархатистая кожица.

- Художник на картине не нарисовал солнце, но между тем мы понимаем, что изображен солнечный денек. Чем вы можете подтвердить это? (Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он  заливает всю фигуру девочки.)

Кто еще хочет ответить на этот вопрос?

-  Какого цвета краски использует художник? (Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)

Кто хочет дополнить ответ …?

Обобщение:

- Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Портрет не может нас оставить равнодушным.

Стоит только взглянуть на портрет, как становиться радостно на душе: чувствуется, как нравится художнику тот, кого он изображает. А сколько тепла и света. Талантливому художнику удалось создать в портрете образ красоты, образ счастливой поры – юности.

- Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы? (Необходимо составить план сочинения.)

- Определите тип нашего текста? (Описание.)

- Перечислите части сочинения. (Вступление, основная часть, заключение.)

- О чем мы напишем во вступлении? (О художнике и его картине.)

Как можно озаглавить эту часть? (Художник В.А. Серов и его картина.)

- Ознакомьтесь с содержанием Карточки 1. Поработайте в парах. Используя карточку, отберите слова, которые можно использовать во вступлении.

- Обсудим, что вы напишите во вступлении(Передо мной картина известного русского художника В.А. Серова «Девочка с персиками». Это портрет Веры Мамонтовой.)

О ком и чем вы будете писать в основной части? (Мы будем описывать сюжет картины.)

- Озаглавим основную часть. (Описание картины.)

Выделите микротемы в основной части:

  • Портрет девочки.
  • Комната, озаренная светом.

- Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть? (На переднем плане картины я вижу девочку.)

- О чем вы напишите, описывая Веру? Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить? (Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится)

- С какого предложения мы начнем вторую микротему. (Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)

- О чем вы будете писать в этой части сочинения? (о солнечном свете на картине, красках художника)

- Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки.

- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть. (Моё отношение к картине.)

А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.

- Итак, у нас получился план сочинения.

План

1. Художник В.А. Серов и его картина.

2. Описание картины:

  • Портрет девочки.
  • Комната, озаренная светом.

3. Моё отношение к картине.

- Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смог представить тот, кто с ней не знаком.

Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст? (Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забывайте пользоваться карточкой. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать.)

Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.

После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.

Читают тему урока,
предлагают формулировки учебной задачи:

- будем писать сочинение;

-составим план текста описания;

- познакомимся с автором картины;

-будем знаком. с им. прилагательными.

Отвечают на вопросы.

Воспринимают новую информацию.

Формулируют полные ответы на вопросы учителя

Выполняют физические упражнения.

Рассматривают репродукцию.

Формулируют полные ответы на вопросы учителя.

Высказывают своё мнение.

Работают в парах.

Читают текст, находят имена прилагательные, выписывают слово-
сочетания.

Читают текст, отвечают на вопросы к нему.

Читают отзывы.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: управление поведением партнёра.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: работа по предложенному плану

П: извлекают необходимую информацию.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: систематизация, обобщение и использование полученной информации.  

VIII. Рефлексия деятельности

Самопроверка

2-3 мин

Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Анализируют свою деятельность.

Л: Эмоц. сф-тьпотребности в самовыражении,

позитивной моральной 

самооценки иморальных 

чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме глагол

Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «Глагол».Планируемые  результаты:Предметные:знать, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно;уметь видеть глаголы в тексте;уме...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Имя прилагательное

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Способствовать ознакомлению с основными признаками имен прилагательных.Планируемые  ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Связь имени прил. с именем сущ.

Цели деятельности учителя: формирование представлений со смысловым значением имен прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предмет...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Прил. близкие и противоположные по значению

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила прав...