Конспект урока по русскому языку, 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Лукиных Надежда Николаевна

Тема: "Именительный и винительный падежи имени существительного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.p_i_v.p._im_sushchestvitelnogo.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 28.11.17                                                                                                                Учитель: Васильева Н. А.

Школа: 148                                                                                                                Методист: Галлиулина Н.К.

Класс: 4 «Ж»                                                                                                                Студентка: Лукиных Н.Н., 46 гр.

Кабинет: 224        

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Именительный и винительный падежи

Цели деятельности учителя: актуализировать знания об именительном и родительном падежах;  формирование умения распознавать именительный и винительный падежи неодушевлённых имён существительных в единственном числе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Познакомятся  с особенностями существительных в именительном и винительном падежах;
  • сформируют  умение различать именительный и винительный падежи у имен существительных.

Личностные:

  • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать познавательный интерес к предмету, повышать степень самостоятельности и инициативности учащихся;
  • формировать умение четко и правильно выражать свои мысли, вести диалог.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.


Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный, беседа

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Николаевна, и сегодня, я проведу у вас урок русского языка. Спину держим ровно. Молодцы! Мы начинаем урок.

Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа.

Приветствовать учителя

Коммуникативные (общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный, беседа

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

Посмотрите на доску и прочитайте предложения.

Корабль вошел в порт.

Капитан поднялся на корабль.

Скажите, что общего есть у этих предложений?

(корабль)

На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предложении?

Определите его падеж.

Определите, на какой вопрос отвечает слово корабль во втором предложении?

Определите падеж.

(На слайде вы видите названия падежей)

Воспринимать информацию

Выполнять задания учителя

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы); Коммуникативные (общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию.

III. Постановка учебной задачи

Словесный, беседа

Послушайте небольшие стихотворения.

1.  Я - Именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы КТО? и ЧТО?

Ни с кем не спутает никто.

2. А я – винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

КОГО позвать, во ЧТО играть,

Готов ребятам подсказать.

Cкажите, ребята, что же общего есть у этих падежей? Почему их путают?

(одинаковый вопрос что?)

Давайте сформулируем тему и цели урока.

Выполнять задания учителя

Формулировать тему и цели урока

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы); коммуникативные (общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию.

IV. Открытие нового знания

Словесный, беседа

Практический, работа над предложением

Динамическая пауза

Давайте вернемся к предложениям, которые мы разбирали в начале урока. Давайте с вами разберемся, как отличать имена существительные в именительном и винительном падежах.

С чего начнем мы наше исследование? (Разберем предложения по членам предложения)

Хорошо! Два человека выходят к доске и выполняют разбор.

Все вместе мы проверяем.

Итак, какой вывод сделаем? Каким членом предложения является слово корабль в первом предложении? Во втором? (главный, второстепенный)

В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения?(И.п.)

В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?(В.п.)

Посмотрите на слайд.

Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? (С помощью предлога)

Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже? (нет)

Сейчас, давайте откроем учебник на странице 105, упражнение 185.

Внимательно рассмотрите таблицу.

Сравните наше исследование с выводом в таблице.

Итак, сделайте вывод.

Прочитайте задание, данное под таблицей.

Для того чтобы ответить на этот вопрос что над нужно определить? (склонение имен существительных) Как определить склонение?

Какое склонение у первого слова? Второго? Третьего?

Молодцы. Так при каком склонении окончания в падежах одинаковые? (У неодушевленных сущ. 2-го склонения и у сущ. 3-го склонения) При каком склонении окончания разные?(Сущ. 1-го склонения и у одушевленных имен сущ.)

Теперь давайте немного отдохнем и подвигаемся. Встаем на физминутку.

Переходим к упражнению № 186. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? Определить падеж у выделенных слов. Что нам для этого нужно сделать? (задать вопрос, если выделенное слово является главным членом предложения, значит – И.п., если – второстепенным –В. П.) Итак, устно давайте определим падежи.

Прочитайте второй вопрос задания.

Сколько предложений в первом четверостишии? Как вы определили? Сколько грамматических основ? Давайте найдем орфограммы.  Выполните его письменно в тетради. Даю вам 2 минуты, чтобы запомнить стихотворение. Обратите внимание на запятые. Давайте вместе прочитаем четверостишия вслух. Прочитайте выразительно про себя. Закрываем учебники, пишем по памяти. Кто справился, откройте учебник проверьте себя. Оцените свою работу. Поднимите руки те, кто считает, что справился с упражнением на пять. Четыре?

 Выполнять задания учителя

Анализировать информацию

Участвовать в работе

Участвовать в обсуждении

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы); регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу);

V. Решение частных задач рабочего места: беседа, наблюдение

Давайте сыграем в игру, которая называется «Засели домик». В тетради разделите лист на две колонки, это будут наши «домики». Они будут обозначать Именительный и винительный падежи. Я буду диктовать вам слова или словосочетания в каком-либо падеже, а вы будете записывать их под нужным столбиком.

Приступим.

Подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая песня, уронил карандаш, новый альбом, попался в сеть, лесная опушка, за высокий забор.

Проверяем. Читаем по цепочке, начнем с именительного падежа.

Выполнять задания учителя

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы); регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу)

VI. Первичное закрепление во внешней части

Практический, упражнение

Переходим к упражнению 187. Прочитайте задание. Прочитайте и запишите первые два предложения в тетрадь. Что же в них интересного?

Определите падеж выделенных слов. Как определили? Молодцы.

Остальные предложения давайте разберем устно. Помимо падежа вам нужно определить еще и склонение выделенных слов. Давайте сделаем вывод: какие существительные в И.п. и В.п.  имеют разные окончания? (Сущ. 1-го склонения и одушевленных имен существительных)

Выполнять задания учителя

Участвовать в обсуждении

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы); регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу)

VIII. Рефлексия деятельности.

Информация о домашнем задании

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте сделаем вывод.

Какие знания вы приобрели за урок?

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

-Вы считаете, что научились распознавать именительный и винительный падежи имен существительных, но вам ещё  нужна помощь.

Проводить выставку, оценивать свою работу

Коммуникативные (общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....