Конспект на тему : « Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук». 2 класс
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkiy.odt25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: № 95                                                                                                        Методист: Солопова Т.В._________

Класс: 2-6                                                                                                                Учитель: Пискунова И.В._________

Кабинет: 102                                                                                                          Студентка: Друзяк К.А. 44гр

Дата: 15.12.17

Время: 2 урок

                                                                   Конспект урока.

                 Тема: « Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»

Цели: обеспечить условия для формирования умения распознавать и правильно писать слова – названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук. 

Планируемые результаты:

Личностные:

   - научатся развивать речевые умения, внимание и логическое мышление;

   - научатся строить простые рассуждения на основе подводящей информации.

   

 

Предметные:

  • формировать умение распознавать слова-названия предметов женского рода с основой на щипящий; 
  • показать связь конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник русский язык Н.А.Чуракова 2 класс 1-2ч.; учебная презентация; иллюстрации.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этам самоопределения к деятельности

Словесный: побуждающий диалог

1 мин

- Здравствуйте ребята, меня зовут Кристина Алексеевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача показать свою внимательность. Кто внимательнее слушает?

Тетрадь наклонно положу.

 Ручку правильно держу.

 За посадкою слежу.

 С чистотою я дружу.

 На “отлично” напишу.

Приветствовать

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К)

Умение слушать и понимать речь других (К)

Актуализация знаний и мотивации

Словесный: слово учителя,  ответы на вопросы

Постановка учебной задачи

Открытие нового знания

Словесный: слово учителя,  ответы на вопросы

Практический:  работа с текстом учебника

Наглядный: рассматривание иллюстрац

Первичное закрепление

Практический:  работа с текстом учебника

Словесный: слово учителя,  ответы на вопросы

Физ.минутка

Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя,  ответы на вопросы

3 мин

2 мин

5 мин

5 мин

- Кто внимательно слушал, тот ответит, какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки).

- Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).

- На какие две группы делятся звуки? ([ж], [ш] – всегда твердые, [ч’],[щ’] – всегда мягкие)

- Как думаете , нужен ли этим звукам мягкий знак?

- Вспомните, для чего нужен мягкий знак? (Для смягчения согласного звука Для разделения согласного и гласного звуков. )

- Давайте проверим наше предположение.

- Задание на внимание: вам нужно услышать шипящий звук на конце слова и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны.

Мышка, луч, камыш, гуашь, дочь, чудо, морж, жук, борщ, ложь, речь, щука, шашки, финиш

- Попробуйте определить род этих слов –названий предметов.

- Что объединяет эти слова? (шипящий на конце)

-Сформулируйте тему и цели урока

(Определять род у слов названий предметов, правописание мягкого знака с этими словами)

Работа по учебнику. Упражнение 117, с.152

- Откройте Обратный словарь на букву Ч?

- Прочитайте их про себя. Есть слова женского и мужского рода?

-Какие слова вам не понятны? Давайте выпишим 5 любых слов к себе в тетрадь.

- Откройте Обратный словарь на букву ь. Прочитайте слова на -чь.

- Какого рода все эти слова? (женского)

-Обратите внимание, что в словаре представлены не только слова-названия предметов, но и слова-названий действий: лечь, печь, течь, стричь, помочь.

- Кто догадался, почему в словаре два раза написаны эти слова печь и течь? (Слова названия предметов и действий)

-Почему другие слова написаны всего по одному разу?

-Выпишите пять любых слов-названий предметов на –чь.

- Какого рода все эти слова?

- Какой вывод вы можете сделать о работе мягкого знака?

 Вывод: Слова м.р. основа которых оканчивается на шипящий звук пишутся без ь, слова ж.р. с ь.

-Давайте ребята, чтобы нам было легче опрделять где стоит писать ь знак на конце после шипящих, а где нет, мы сделаем с вами алгоритм-помощник. 

-Смотрим на слово. Если это слово-слово название предмета с шипящим на конце, то определяем род. М.р. Не пишим ь знак на конце. Ж.р. Пишим.

-Потренируемся на 118 упрж.

Работа по учебнику стр. 153 упр. 118

- На какие две группы можно поделить слова – названия предметов? (М. рода и ж. Рода)

- При выполнении упражнения пользуйтесь алгоритмом.

(Проверка с подробным объяснением: плач – м. р., ь не пишем; печь – ж. р., ь пишем)

Физ.минутка

Отдохнем и повторим, произнесем еще раз наши шипящие звуки

Чи-чи-чи (3 хлопка)
Черные грачи (руки в стороны, махи руками)
Чок-чок-чок (3 хлопка)
Черный каблучок (руки на пояс, топанье)
Ща-ща-ща (3 хлопка)
Щиплем мы щавель на щи.

 Работа по учебнику стр. 153 упр. 119.

- Какой вывод вы можете сделать о работе Ь?

  • Какой вывод вы сделаете о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на – Ш и – ШЬ?

Работа по учебнику стр. 153 упр. 120.

-Выполните задание у себя в тетрадке, после мы с вами выолним проверку у доски все вместе

-Посмотрите ребята правильно ли я выполнила это упражнение?

Высказывать собственное мнение.

Высказывать свои версии решения проблемы.

Выполнять задания самостоятельно.

Высказывают собственное мнение.

Под руководством учителя проговаривают тему урока и ставят цели.

Отвечают на заданные вопросы.

Выявляют места затруднения.

Уметь определять тему и цель урока с помощью учителя (Р)

Уметь работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться о правилах общения и следовать им (К)

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Р)

Уметь слушать  мнения своего товарища

Принимать информацию в различной форме.

Итог урока

Рефлексия

5 мин

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Что нового мы узнали на уроке?

Какие цели мы ставили?

Молодцы! Мне было приятно с вами работать! Вы большие молодцы! Спасибо за интересное занятие! До новых встреч!

Выполнять

задание.

Отвечать на вопрос.

Осуществлять самоанализ.

Способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук, 2 класс

Технологическая карта урока. УМК "Перспективная начальная школа"...

Русский язык 2 класс Перспективная начальная школа «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»

Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языкупо теме: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»Класс: 2УМК: «Перспективная начальная школа»Да...

Русский язык 2 класс. "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". УМК "Перспективная начальная школа"

Представлена презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". Это первый урок из двух, предусмотренных про...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...