Конспект на тему :«Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке » . 1 класс
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1.odt42.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.3.17

Студент ЧПК №1:  Друзяк Кристина 34 группа

Урок: 1

Кабинет: 113

Предмет: обучение грамоте

Школа: 95

Класс:

Учитель: _____

Методист: Ратищева Мария Васильевна_____

Тема: «Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке » 

Цель урока: создать условия для формирования умения пользоваться алфавитом на практике; формировать представление учащихся об алфавите.

Планируемые результаты:

Личностные

  • проявляют интерес к новому учебному материалу;
  • воспитывают культуру учебного труда, коллективизм.

Предметные

  • учаться использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов в алфавитном порядке;
  • получают возможность научиться соблюдать известные орфоэпические нормы речи. 

Оборудование: учебник, раздаточный материал презентация, компьютер, проектор, экран. 

Тип урока: открытие нового знания

Этап урока.

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1

Мотивационный

Словесный: побуждающий диалог

1 мин

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Мы друг к другу повернулись

И приятно улыбнулись.

- Давайте улыбнемся друг другу. С каким настроением вы пришли на урок? Я рада вновь видеть ваши лица и ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих задач.

Приветствовать учителя, настраиваться на урок.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

2

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: слово учителя,  ответы на вопросы

Пракический: игра

2 мин

7 мин

- Вы видите  кроссворд. Чтобы решить его, вам предстоит выполнить мое задание. Я вам загадаю загадки, а ответы впишу в пустые клетки.

  • Огромная рыба, зубатая очень! И тигра проглотит, если захочет!
  • ·Это милая пора – солнце, зелень и жара
  • ·Ночь темна. Уж солнца нет.
    Чтобы ночь пришла без бед,
    Нужен людям маячок –
    Одноногий светлячок.  
  • ·Натянул халат до пят
    Полосатый.
    Угощает всех ребят
    Мякотью - пузатый.
  • ·Вот разбежался быстро кто-то И без мяча влетел в…
  • ·У реки расту под кручей и зовут меня плакучей.
  • ·Если вдруг заложен нос, о лекарствах встал вопрос, если голова больна, то повышена она.

- Ребята, если соединить все начальные буквы нашего кроссворда, то получится … (алфавит).

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сегодня мы с вами вновь будем говорить об алфавите, будем учиться располагать слова в алфавитном порядке.

А теперь давайте повторим сам алфавит. Игра «Кто хорошо знает алфавит?» К доске вызываются три-четыре ученика, которые хорошо знают алфавит. Они встают в круг и, передавая друг другу мячик, называют буквы по алфавиту в быстром темпе. Кто первым ошибётся, тот проигрывает и выходит, на его место встаёт другой ученик. Побеждает тот, кто дольше всего продержится в кругу.

Молодцы, теперь давайте применим наши знания на практике. Откройте свои рабочие тетради на странице 3, работаем самостоятельно с номером 1.

Размышлять, отвечать на вопросы

Определять цели и пути их достижения

Отвечать на вопросы

Р: принимают и сохраняют уч задачу

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы;  строят реч. высказывания.

3

Первичное закрепление

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Словесный: ответы на вопросы.

Практический:  работа в паре

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Словесный: ответы на вопросы

15 мин

Откройте учебник (с. 8). Начало нового урока отмечено голубой полоской на полях. Сегодня на уроке мы будем работать с иллюстрацией на с. 8-9. На с. 8, слева, появляется алфавитный столбик

Рассмотрите иллюстрацию: «Что же здесь произошло?» (Маша и Миша вошли в Библиотеку и увидели, что все книги разбросаны. Раньше они стояли на полках. На каждой полке есть таблички с буквами алфавита, по порядку.)

Прочитаем задание, которое дали Асырк и Торк: «Если вы не расставите книги по алфавиту, мы не пустим вас дальше!»

-Ребята, что вы знаете о книге? (У каждой книги есть название и автор).

– Расскажите о своих любимых книгах. О чем они? Кто автор?

– Кому захотелось прочитать книги, о которых вы сейчас услышали? Где их можно взять?

- Как располагаются книги на библиотечных полках? (На каждой полке живут книги, фамилии авторов которых начинаются на определённые буквы).

- Чтобы поставить книгу на свою полку, нужно посмотреть на первую букву фамилии автора данной книги.

- Прочитайте в учебнике задание к упражнению №2 на странице 8.

- Какой знак в учебнике вы видите, и что он означает? («Работа в парах»).

- Договоритесь между собой о том, кто и на какие полки будет расставлять книги. (Задание выполняется сначала устно, а затем письменно в тетрадях).

Один из учеников читает фамилии авторов книг, которые стоят на 1-й полке,

другой — фамилии авторов книг, которые стоят на 2-й полке.

-На какие буквы на твоих полках не встретились фамилии? (На А, И.)

-А у твоего соседа? (На Ц, Ш, Щ, Ю.)

Какие затруднения испытывали  в выполнении задания?  (незнание алфавита (последовательность букв в нём). Не работали по алгоритму списывания слов с учебника.

Работать с содержанием учебника

Рассуждать, отвечать на вопросы учителя

Работать с содержанием учебника

Рассуждать, отвечать на вопросы учителя

П: осуществляют по учебнику  поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

П: обобщают.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации;

Включение в систему знаний и умений.

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа в парах

Практический:

составление списка

Словесный: ответы на вопросы

Практический: чтение стихотворения

7 мин

Продолжаем работу над алфавитом. Рассмотрите алфавит 

Сколько в алфавите гласных (10), согласных (21).

- Что знаете о Ъ и Ь? (не обозначают звука).

-Назовите согласные, которые обозначают всегда твердые согласные звуки (ж, ш, ц).

- Назовите согласные, которые обозначают всегда мягкие согласные звуки (ч, щ, й).

– А зачем человеку нужен алфавит?(чтобы быстро найти в слове нужное слово, в библиотеке – книгу, в классном журнале – фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного). А еще где используется алфавит? (для составления словарей, различных справочников, каталогов).

А теперь поработаем снова в парах Расположите слова в алфавитном порядке: (еж, кошка, бабочка, медведь, апельсин, жук, ложка, гусь).

Ответ: апельсин, бабочка, гусь, еж, жук, кошка, ложка, медведь.

Физ. минутка

– У вашего класса, ребята, есть  классный журнал. Как вы думаете, в каком порядке записаны ваши фамилии? Почему?

(В алфавитном, чтобы быстро найти нужную фамилию). Назовите первую фамилию в  списке класса. А какая фамилия стоит в самом конце списка?

– Попробуйте сами расположить несколько фамилий учащихся нашего класса в алфавитном порядке. Для этого разделитесь на группы по 4 человека. На листке, который вы получите напишите несколько фамилий в алфавитном порядке.

-- Покажите улыбкой, что с заданием вы справились.

Я предлагаю прочитать стихотворение Б. Заходера, которое связано с темой нашего урока.

– Прочитайте название стихотворения. (Читает ученик.)

- Что означают слова «диета», «термит»?

Диета - определенный режим питания.

Термит - насекомое в жарких странах, вредитель древесины.

Предположите, о чём будет стихотворение.

(О насекомом, который живет в жарких странах, как он старается правильно питаться и т. д.)

- Прочитаем это стихотворение (читает учитель)

Диета термита  

Борис Заходер

Говорил

Термит

Термиту:

- Ел я все

По алфавиту.

Ел амбары и ангары,

Балки,

Бревна, будуары,

Вафли, вешалки,

Вагоны,

Гаражи и граммофоны,

Древесину

Дуба,

Ели,

Съел

Жестянку

(еле-еле)

Ел

И зелень,

И известку

Ел

Изделия из воску,

Ел

Картины и корзины,

Ленты,

Лодки,

Магазины,

Окна,

Пенки, потолки,

Рояли,

Стенки,

Телевизоры,

Ухваты,

Фильмы,

Фотоаппараты,

Храмы

(церкви),

Цирки,

Чашки,

Кушал

Шахматы и шашки,

Шпалы пробовал

И штампы,

Щетки

И электролампы,

Даже

Юбками питался,

Даже якорь

Съесть

Пытался

И ни разу

Не был сыт!

- Да-а-а,- сказал другой Термит.

От диеты толку мало.

Лучше лопай, что попало!

– Что вы узнали о термите? (высказывания детей)

- Кому хочется ещё раз прочитать стихотворение Бориса Заходера? Давайте еще раз прочитаем.

Чтение «цепочкой».

Учитель. Как это стихотворение связано с темой нашего урока?

(Слова расположены в алфавитном порядке).

- Прочитайте ещё раз стихотворение и подчеркните непонятные слова (Чтение про себя)

– Какие непонятные слова подчеркнули? (амбар, ангар итд).

Итог: что помогло быстро справиться с заданием?  В чём испытывали затруднения?

Предполагать

Выполнять двигательные упражнения

Рассуждать, отвечать на вопросы учителя

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

Итог урока

Словесный: ответы на вопросы

3 мин

Ребята, давайте теперь подведём итог. В начале урока мы поставили перед собой определённые цели. Давайте вспомним и посмотрим, чего достигли.

1.Какова тема урока?

2.Поднимите руку, кто оценил себя высоко

3.Выполнение каких заданий у вас вызвало затруднение?

4.Для чего был нужен этот урок

Запишите домашнее задание. На слайде

Отвечать на вопросы, подводить итог урока, анализировать

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по теме:Упражнение в написании слов и предложений с буквой С и другими ранее изученными буквами

Урок обучения грамоте в системе "Школа 2100". .Для   закрепления ранее изученного материала использованы занимательные упражнения, направленные на развитие познавательного интереса,  логического мышле...

«Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке.» Открытый урок по русскому языку в 1 классе

Технологическая карта и презентация урока Русского языка в 1 классе по программе Перспективная начальная школа (учебник Н.А Чураковой) на тему "Упражнения в расположении слов валфавитном порядке"....

Конспект урока по русскому языку на тему «Упражнения в расположение слов в алфавитном порядке»

Предмет: Русский языкКласс: 1 «в»Тема: «Упражнения в расположение слов в алфавитном порядке»Цель: Закрепить умения пользования алфавитом на практике.Планируемые результаты: Предметные: ·...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе (ПНШ) по теме: "Алфавит. Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке."

Цель урока: формировать умения пользоваться алфавитом, познакомить учащихся с новыми словарными словами, развивать логическое мышление, фонематический слух, речь, внимание.Данная презентация служит на...

Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке.

конспект по русскому языку "Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке." 1 класс, ПНШ...

Конспект урока русского языка на тему "Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке"

Урок русского языка на тему "Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке" (ПНШ)....

Урок по русскому языку : "Запись слов в алфавитном порядке".

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию урок закрепления и систематизации знаний учащихся по теме "Запись слов в алфавитном порядке". УМК "Школа России"....