Конспект урока русского языка на тему "Новый учебник «Русский язык». Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Чупина Наталья Александровна

Урок русского языка на тему "Новый учебник «Русский язык». Алфавит" (ПНШ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 22 февраля, четверг

Школа: МБОУ НОШ №95

Класс: 1 «6»

Урок: 2

Время: 9:00 – 9:45

Кабинет: 211

                      Учитель: Полякова Н.М.

                                             Студент: Чупина Наталья, 44 гр.

 КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Новый учебник «Русский язык». Алфавит».

Цель:  создание условий для ознакомления учащихся с новым учебником русского языка, с интригой и героями учебника.

Планируемые результаты:   

Личностные:

- проявлять положительное отношение к школе, учебной деятельности на уроке русского языка

- использовать в общении правила вежливости, формулировать собственное мнение;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Предметные:

- классифицировать буквы по их начертанию;

- уметь пользоваться алфавитом, определять положение  заданной буквы в алфавите: ближе к началу, к середине, ближе  к концу; - называть соседние буквы по отношению к заданной.

Тип урока: открытие новых знаний (комбинированный).

Оборудование: компьютер, презентация, учебник «Русский язык».

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент.

2мин.

Настройтесь на плодотворную работу, улыбнитесь друг другу!

Садитесь!

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

К: настраиваться на урок.

2.Мотивационный.

Словесн: беседа, языковой анализ.

 

Практич.: запись слов в тетрадь.

Словесн.: работа с цитатой..

2 мин.

Чистописание.

- Сегодня на минутке чистописания мы напишем в соединении первую и последнюю буквы алфавита (ая, яа). Для тренировки попробуем прописать в воздухе.

Словарная работа.

- На следующей строке запишем слова «алфавит» и «азбука». Запишите слова. Поставьте ударение, разделите на слоги.

1 вариант - звуковой анализ слова «азбука», 2 - вариант слова «алфавит»

-Прочитайте цитату, на слайде:

«Азбука – к мудрости ступенька».

-Как вы ее понимаете?

– Почему так говорят?

– Чему вы научились по «Азбуке»?

– Сегодня вы начинаете путешествовать по миру родного языка.

Писать соединения первой и последней буквы алфавита.

Записывать слова «алфавит» и «азбука».

Читать цитату, обсуждать ее понимание.

 Р: принимать и сохранять задачу.

К: высказывать своё мнение.

3. Постановка учебной задачи и её решение.

 Наглядный: рассматривание учебника.

Словесный: ответы на вопросы.

Словесный: беседа

Наглядный: рассматривание иллюстрации в учебнике.


Словесный: ответы на вопросы.

Словесн.: чтение и запоминание девиза.

Практическ.: работа с рабочей тетрадью.

Словесн.: диалог учителя и ответы детей.

30 мин.

--Посмотрите внимательно на учебник! Давайте с вами посмотрим, как здесь оформлено оглавление. А сейчас, самостоятельно рассмотрите этот учебник, в парах обсудите как в учебнике показаны новая тема, правило, слова, которые нужно запомнить.

– Как вы думаете, чему он вас научит? (Научит правильно говорить и писать; сделает нас грамотными.)

Поставьте цель на наш сегодняшний урок.

– Что такое язык и речь?

– Как устроено предложение?

– Как правильно пишутся слова?

– Почему тетрадь называется тетрадью?

– На эти и многие другие вопросы вы сможете найти ответы в учебнике «Русский язык».

– Вспомните правила обращения с книгой.

Правила обращения с книгой

 Брать книгу только чистыми руками.

 Книга любит одежду – обложку и закладку.

 Переворачивать странички за верхний правый угол.

 Не делать в книге пометок, не загибать страниц.

 Если книга порвалась – ее обязательно надо «вылечить».

– Почему надо беречь книги?

– На уроках обучения грамоте вы научились читать и писать. И теперь можете смело отправляться в путешествие, чтобы открыть для себя увлекательный мир русского языка. А эта книга станет вашим верным и надежным помощником.

Познакомьтесь, это Маша и Миша – брат и сестра. Однажды рано утром, когда дети еще спали, в окно дома кто-то тихонько постучал.

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 5).

– Кто это? Прочитайте. (Говорящий Ворон.)

– Прочитайте обращение Ворона к Маше и Мише. («Ночью напали на Лесную Библиотеку. Быстрее на помощь!») Маша и Миша тут же бросились на помощь. А вы, ребята, согласны последовать за ними и помочь обитателям Волшебного Леса?

Говорящий Ворон

Будет нас сопровождать

По лесам дремучим,

По рекам кипучим,

По местам интересным,

По дорогам заповедным

К тайнам великого могучего

Русского языка.

– Куда держат путь Маша и Миша? (В Волшебный Лес.)

– Что там случилось? Прочитайте. (Чтение III абзаца, с. 5.)

– Что бы это значило? Как вы думаете? (Предположения учащихся.)

– Волшебница Анишит Йокоповна (показ иллюстрации) заколдовала всех зверей и птиц и запретила им разговаривать.

Девизом нашей работы будут слова из песни:

Мы должны помочь в дороге

Всем, кто ждет подмоги.

У заколдованных животных дальняя родственница – Летучая Мышь. Она очень образованная и обещала нам помогать.

Теперь откройте рабочую тетрадь, на стр.48 «Азбука вежливости» №1 .

− Анишит Йокоповна уверена, что в мире не осталось вежливых детей. Маша и Миша решили убедить ее в обратном, 
но только расстроили Анишит Йокоповну. Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте текст.

− Как поздоровалась Маша?

– Что девочка сделала неправильно? (Маша не встала со скамейки в присутствии подошедшей Анишит Йокоповны. Она продолжила чтение книги, этим она показала пренебрежение к тому, кто к ней подошел.)

− А Миша? (Миша невежливо ответил: «Коли не шутишь». Качал ногой.)

Вежливые  люди  всегда  при  встрече  желают  друг  другу  самого главного − здоровья. Они говорят «Здравствуйте!», что значит: «Желаю вам здоровья».

− Почему в данной ситуации с Машей и Мишей этого оказалось недостаточно? (При встрече с взрослым человеком надо встать, проявить почтение и уважение.)

− Как бы поздоровались вы? (Ответы учащихся.)

− Маша и Миша поняли свою ошибку. Прочитайте, как они ответили на приветствие (с. 49).

-Правильно они поступили?

Знакомиться с учебником русского языка

Определять цели и пути их достижения.

Слушать внимательно учителя.

Вспоминать правила обращения с книгой.

Высказывать свою точку зрения.

Знакомиться с героями учебника.

Читать обращение ворона к героям книги.

Отвечать на поставленные вопросы по тексту учебника

Рассматривать иллюстрацию с заколдованными зверями.

Произносить девиз нашей работы.

Обращать внимание на Летучую мышь, которая служит помощником.

Работать в рабочей тетраде по теме: «Азбука вежливости».

Отвечать на вопросы по тексту.

Слушать внимательно учителя и высказывать свои мнения.

Обосновывать свой ответ, строчкой из текста.

Л:  обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию.

Р:  формулировать цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

К: высказывать своё мнение.

П: осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

П: осмыслять цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли.

Р: способность к мобилизации сил, к волевому усилию.

П: устанавливать причинно-следственные связи.

Физ.минутка.

2мин

А теперь давайте с вами отдохнем. Смотрите на меня и повторяйте все движения.

Выполнять двигательные упражнения.

4. Решение частных задач на основе анализа теста.

Наглядный: рассматривание иллюстрации.

Словесный: слово учителя, ответы учеников.

Практич.: работа с алфавитом, используя стихотворение.

Игровой метод: игра «Расколдуй слово».

Практическ.: расшифровка слов, работа с карточкой.

Практическ.: разложить карточки по алфавиту.

12 мин.

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 6).

– Кто это? (Асырк и Торк.)

– Прочитайте их имена справа налево. Какие слова получились? (Крыса, крот.)

– Какие требования они предъявляют? (Предъявить пропуск – знание алфавита.)

– Асырк и Торк не знают, что вы день за днем, шаг за шагом узнавали тайны профессора Алфавита, учились читать и писать. Посмотрите на алфавитный столбик (с. 6).

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

– Сколько всего букв?

– Сколько букв обозначают гласные звуки? Назовите их.

– Сколько букв обозначают согласные звуки? Назовите их.

– Назовите буквы, которые не обозначают звуков.

(работа с алфавитом)

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –

Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –

Все теперь мои друзья.

Пять сестренок опоздали –

Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали                

В азбучном порядке.               

 Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними незнаком.

– Какие буквы опоздали? Найдите их место. (Ё, Й, Ъ, Ы, Ь.)

А теперь, вам предстоит сыграть в игру «Расколдуйте слово».

Буквы обозначены числами по их месту в алфавите. А я проверю, кто быстрее справился!

1) 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20. (Алфавит.)

2) 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1. (Грамота.)

3) 12, 15, 10, 4, 1. (Книга.)

4) 19, 12, 1, 9, 12, 1. (Сказка.)

5) 2, 21, 12, 3, 1, 18, 30. (Букварь.)

-Молодцы! Вы справились!
Помните стихотворение С. Маршака «Багаж»? Что дама сдавала в багаж? (Дети называют, а учитель показывает предметные картинки – диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка, собачонка.)

– Разложите карточки по алфавиту. (Диван, картина, картонка, корзина, собачонка, саквояж, чемодан.)

-Оу, да вы просто супер ученики, которым любая сложность по плечу.

Рассматривать иллюстрацию из учебника.

Отвечать на поставленные вопросы по тексту.

Отгадывать загадку.

Отвечать на поставленные вопросы про алфавит.

Работать с алфавитом, по стихотворению.

Находить места для букв, которые опоздали.

Расшифровывать слова, используя буквы по их месту в алфавите.

Демонстрировать что получилось.

Вспоминать стихотворение С. Маршака «Багаж», раскладывать карточки по алфавиту.

Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу.


П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: вносить необходимые дополнения и коррективы в план.

П: выбирать  наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

П: структурировать знания.

К: высказывать своё мнение.

7. Рефлексия.

Итог урока.

5 мин.

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

– Наши знания алфавита помогли нам в пути?

Маша и Миша тоже почти освоили алфавит с нашей помощью.

Так что же такое алфавит? Давайте с вами обобщим.

– Назовите хором буквы в алфавитном порядке.

Рефлексия на слайде.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 4 классе по учебнику "Английский язык с удовольствием"

Конспект урока в 4 классе по учебнику «Английский язык с удовольствием»Цель: активизировать лексику по теме «Мебель»Задачи:Образовательные:- совершенствование произносительных навыков- развитие письме...

Конспект урока "Орфограмма в значимых частях слова" – русский язык 3 класс

Конспект урока "Орфограмма в значимых частях слова" – русский язык 3 класс - открытый урок...

Конспект урока в 4 классе по учебнику "Английский язык с удовольствием"

Данный конспект к третьему разделу учебника. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)

Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой.  Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения....

Конспект урока по теме "Систематизация знаний по русскому языку, математике, литературному чтению"

Конспект урока по теме "Систематизация знаний по русскому языку, математике, литературному чтению"...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке И. Е. Трубин. Проталинки.

Материал представляет методическую разработку урока по литературному чтению на родном (русском) языке.Урок посвящен творчеству павловского писателя,учителя Трубина Ивана Евлампиевича.Может стать матер...