Конспект урока русского языка "Гласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Катаргина Ольга Юрьевна

Конспект урока русского языка "Гласные звуки" 2 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_na_konkurs.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

                          Урок русского языка во втором классе «Гласные звуки» УМК «Школа России»

Класс: 2 г

Предмет: русский язык

Цель урока:  развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме 

Образовательная цель урока: повторение гласных звуков и специфики их образования, закрепление ранее изученного материала по фонетике и орфографии

Развивающая цель урока: развитие связной устной и письменной речи учащихся, совершенствование словесно-логического мышления, сосредоточенности внимания и оперативной памяти

Воспитательная цель урока: воспитание интереса к русскому языку как учебной  дисциплины в начальной школе и к познанию различных природных явлений
Тип урока:   повторение и закрепление изученного

Формы работы: индивидуальная,  фронтальная, парная

Технология: ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация,  карточки,  учебник «Русский язык», 2 кл./  В. П. Канакина, В.Г. Горецкий-  М.: Просвещение, 2017

Планируемые результаты

Предметные: формирование умения отличать гласные звуки от согласных, правильно обозначать их буквами на письме, осуществлять звуко-буквенный разбор слов, сравнивать необходимый языковой материал, делать выводы и обобщение по проделанной работе

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения отличать гласные звуки от согласных по нескольким признакам, совершенствовать знания по синтаксису, фонетике и орфографии

Регулятивные: формирование умения у учащихся осуществления целеполагания, планирования структурных частей урока, умения сравнивать полученные результаты с поставленной целью урока, умение оценивать свою деятельность на уроке, видеть свои успехи и трудности

Коммуникативные: формирование умения строить речевые высказывания в форме диалога и монолога, умение слушать и слышать друг друга, умение участвовать в учебном сотрудничестве с одноклассниками

Личностные: формирование позитивной самооценки,  развитие творческого воображения.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Мы начинаем урок русского языка. Проверьте, все ли у вас есть к уроку: учебник, тетрадь по русскому языку, пенал и дневник.

  1. Целеполагание

-Тему  урока вы определите сами. Для этого, назовите звуки, которые представлены на слайде. Исключите один из них и сформулируйте тему урока.

Ученик:На слайде представлены звуки [а][у][н][и][ы][о]. Из этих звуков можно исключить звук[н], потому что он согласный, а [а][у][и][ы][о]-гласные. Значит тема сегодняшнего урока-гласные звуки.

-Молодцы!Тему сформулировали, а теперь поставим цель урока.

                            Цель - повторить признаки … звуков; (гласных)

              Учиться отличать … звуки от согласных (гласные)

- Тему мы знаем, цель поставили. Давайте начнем над ней работать и проведем минутку чистописания.

3. Минутка чистописания

-Букву для минутки чистописания вы тоже определите самостоятельно. Для этого назовите буквы, которые изображены на слайде. Среди них есть буква, которую мы напишем на МЧ. Она всегда обозначает один звук. Какая это буква?

                                                        я    е   ю   о     ё  

Ученик: На слайде изображены буквы: я    е   ю   о     ё . Сегодня на МЧ мы будем писать букву о, потому что она всегда обозначает один звук , а е,ё,ю,я – могут обозначать два звука.

Оо

-Вы знаете, что и заглавная и строчная буквы о отличаются только размерами. Обратите внимание, что овал и вверху и внизу должны быть совершенно одинаковый.

- В какой последовательности мы напишем заглавную и строчную  буквы Оо?

Оо Ооо Оооо

Ученик: В каждой группе заглавная О пишется один раз, количество строчных букв при каждом повторе увеличивается на одну.

      Пишут самостоятельно в тетради.

- Давайте проверим, насколько правильно вы составили закономерность. Сколько строчных букв вы написали в четвертой группе? А в пятой?

4. Словарная работа

-А теперь переходим к словарной работе и познакомимся с новым словом из словарика.

На доске  д о а к т и о ы р

-В вашу задачу входит установить с каким словом из словарика мы познакомимся. Перед вами карточки с буквами. Вам надо убрать те карточки с буквами, обозначающие гласные звуки и  здесь не повторяются.

- Сдвигаем, какое слово у нас получилось?

Ученик: У нас получилось слово доктор.

                     Доктор

- Давайте выясним слово доктор. Сделаем это по схеме.

Доктор- е о е,   который е  и     ю е.

- В этой схеме пропущено 3 слова, но указано количество слогов и гл.буквы, которые имеются в этих словах.

- Теперь запишем это слово.

Записывают с комментарием. Ставят ударение, подчеркивают НБГ.

- А теперь произнесем слово доктор хором.   ДОКТОР

-Какой первый гласный  звук в слове доктор?

-Какой второй гласный звук?

-Теперь скажите, из чего состоит гл.звук? Из голоса или шума?

- При произнесении гл.звука воздух проходит через рот свободно или встречает преграду?

-Сколько в русском языке гласных звуков?

-Перечислите.

-Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки?

- Перечислите.

5. Физкультминутка

-Доктор  предлагает нам отдохнуть провести физкультминутку.  Вставайте на ножки.

Физкультминутка под песню Красной Шапочки

-Какой гласный звук в своей песенке Красная Шапочка чаще всего повторяет?

-А какие еще гласные звуки вы услышали?

6. Работа по теме урока

-Мы отдохнули, давайте продолжим работу и выполним первое упражнение. Прочитайте данные слова на слайде.

земля, Москва, река, доктор, юла

-А теперь внимательно послушайте задание. Из данного столбика исключите по 1 слову по самостоятельно-найденному признаку так, чтобы в нем осталось одно слово и назовите признак-исключение каждого слова. Какое слово исключим первым?

-Назовите слова в том порядке, в котором вы их запишите.

- Давайте запишем слова в порядке исключения.

Записывают самостоятельно.

Проверяем.

- А теперь ответим на несколько вопросов. Вопрос первый. Назовите две пары слов, в котором имеются одинаковые орфограммы, обозначенные одинаковыми буквами. (земля-река, Москва-доктор)

- Выполним второе упражнение.

-Посмотрите на данную таблицу и сформулируйте задание к упражнению.

Животные

Образная характеристика

дятел

лесной доктор

заяц

?

оса

?

Ученик: К слову дятел есть образная характеристика, а к словам оса, заяц нам надо подобрать образную характеристику.

-Какая образная характеристика дана к птице, которая называется дятел?

-Давайте подберем образную характеристику к слову заяц и выберем самую удачную.

-Давайте подберем образную характеристику к слову оса и выберем самую удачную.

- Что у нас получилось?

-Получаются предложения.

-Первым мы напишем предложение, в котором есть слово из двух слогов, но один из слогов образован одним гласным звуком. Какое это предложение?  Оса - полосатая рубашка. У доски записывает ученик.

- Назовите орфограмму, которая трижды встречается в предложении.

3 орфограммы – ПБГ, обозначенный буквой о 

- А теперь орфограмму, которая встречается один раз.

Ученик:1 орфограмма- парный согласный            

- Вторым мы запишем предложение, в первом слове которого имеется гласная буква, обозначающая два звука. Какое это будет предложение?

Заяц - серенький трусишка.

-Сколько знаков препинания будет в этом предложении? Какие? Запишите.

Записывают.

-В каком из написанных предложений большее количество гласных звуков?

7. Подведение итогов

-Наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итог. О чем мы сегодня говорили на уроке?

Ученик: Мы говорили о гласных звуках.

-Используя таблицу, которая дана на карточках, составьте рассказ о гласных звуках. (Приложение)

8. Рефлексия

      Доктор желает нам не болеть и принес  витаминки.  Если вам урок понравился, положите в баночку витаминку зеленого цвета, если урок чем-то не понравился и вам не все было понятно, положите витаминку синего цвета, а если урок совсем был не интересен и вы ничего не поняли, положите витаминку коричневого цвета.

9. Домашнее задание.

Правило стр.89, упр. 138.

                                                                                                     

                                                                                                              Приложение

Гласный звук состоит только из _________.

При произнесении гласного звука воздух проходит через рот  _______, без преград.

Гласный звук образует _______.

В русском языке шесть гласных звуков:

 [а], [ ], [ ], [ ], [ ], [ ];  

десять букв, обозначающих гласные звуки: а, ____________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Звук один, а буквы две"

Целенаправленная работа по формированию орфографической зоркости. Воспитание учебной самостоятельности, в том числе умения пользоваться учебной книгой, словарями - все это вы найдете в конспекте урок...

Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI век»...

Сценарный конспект урока русского языка "Звук [ш], буквы Ш,ш"

Конспект урока открытия нового знания по русскому языку в 1 классе ""Звук [ш], буквы Ш,ш"...

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)

Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред...