Конспект урока. Тема "Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шабанова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русского языка

Выполнила студентка 41 гр.

Ф.И. Шабанова Т.

Проверил: Согрина Е.Г.

Отметка:_______________

Дата: 26.02.18

Челябинск, 2018

Предмет: русский язык

Класс: 4 Д

Тема урока: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи»

Цель урока: ознакомление учащихся с личными местоимениями и ролью их в речи

Планируемые результаты:

• Предметные

- развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять и определять их число

- повышать уровень внимания, мышления и орфографическую зоркость.

• Личностные

- формировать почтительное отношение к родным, окружающим

- формирование умения оценивать свои результаты своей деятельности

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, проектор, презентация, карточки со стихами, конверт с местоимениями

Этап урока.

Метод и приемы.

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Самоопределение к деятельности

Практический: словарно-грамматический диктант

3 мин

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.


Давайте проведем небольшой словарный диктант:

Космонавт, директор, двенадцать, впереди, прекрасный, электростанция, сзади, правительство, сейчас, четыре, автомобиль, интересный, вдалеке.

Подчеркните непроверяемые орфограммы.

Выполнять задание.

Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы.

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;

П.:

-Воспринимать информацию.

2.

Актуализация знаний.
Мотивационный.

Словесный:
беседа.

Практический: редактирование текста

2 мин

Прочитайте текст

Вася сидел на речке, ловил пескарей. Вокруг Васи носились комары. К  Васи на удочку присела стрекоза. Стрекоза смотрела на Васю. Вдруг сорвалась стрекоза и полетела над Васей.

Определите стиль текста. (Художественный).

О ком говорится в тексте? (Вася и стрекоза).                                                                                                                  Часто  ли употребляются эти слова в тексте?                                                                                                             Как можно их заменить?                                                                                                                                                     Попробуйте изменить текст так, чтобы не было слов повторов.

    Я сидел на речке, ловил пескарей. Вокруг меня носились комары. Ко  мне на удочку присела стрекоза. Она смотрела на меня. Вдруг сорвалась стрекоза и полетела надо мною.

Какие слова вы использовали для изменения текста? (Я, меня, она, мною).

Кто знает, что это за слова? (Местоимения).  

Читать предложенный текст

Строить грамматическое рассуждение.

Отвечать на вопросы.

Изменять текст в соответствии с заданием

К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

1 мин

С чем же мы познакомимся сегодня на уроке? (С местоимениями).                                                                                А чему научимся? (находить местоимения в тексте).                                                                                                     Сегодня мы начинаем изучать тему «Личные местоимения».                                                              

Определять тему и цель урока.

П.: -осуществляют по учебнику поиск необходимой информации;

4.

Решение частных задач.



Практический: работа с карточками

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с карточкой

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с предложением

5 мин

Прочитайте отрывки из стихотворений  А.Л.  Барто по карточкам.  (Каждому ребенку дается карточка с текстом).

№1. Я лишний

Окапывали вишни.

Сергей сказал: - Я лишний.            

Пять деревьев, пять ребят  

– Я напрасно вышел в сад.                              

А как поспели вишни,                  

Сергей выходит в сад.                                  

– Ну, нет, теперь ты лишний!

– Ребята говорят!

Как говорит Сергей о себе?  (Я).                                                                                                                                          Какими словами называют ребята Сергея, обращаясь к нему? (Ты).                                                                                 Выпишите в тетрадь эти слова.                                                                                                                                                 Прочитайте еще одно стихотворение.

№2. Мы с Тамарой

Целый день

Трезвонит Таня:                                    

- Мы заведуем бинтами,                        

Мы  с Тамарой ходим парой, Санитары                                                   Мы с Тамарой.                                        

Если что-нибудь случится,

Приходите к нам лечиться.                  

Мы умеем класть компресс;                  

Мы с Тамарой                                

Красный Крест.

Какими словами называют себя девочки? (Мы).

Запишите в тетрадь это слово. Как называются эти слова?  (Местоимениями).

Каким членом предложения являются эти местоимения? (кто? мы - существительным)

Ребята, а какие ещё есть местоимения?  (Он, оно, они, вы)

Запишите под диктовку два предложения.

Я буду читать. Мы будем писать.

Назовите местоимения в этих двух предложениях. Что означает местоимение Я? (один), а Мы (несколько).

Какой можно сделать вывод? (местоимения изменяются по числам)

Работать по карточкам

Отвечать на вопросы. Строить грамматическое рассуждение.

Читать карточку

Отвечать на вопросы. Строить грамматическое рассуждение.

Анализировать предложение

К.: - участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П.: - обобщают.

Р.: - принимают и сохраняют уч задачу

5.

Первичное закрепление.

Практический: работа с предложениями

Словесный: учебный диалог

3 мин

На доске записаны предложения. Спешите их, заменяя выделенные существительные местоимениями.

Наши школьники горячо любят свою школу.

Школьники с любовью украшают школу.

Ребята посадили в ящик семена.

Семена уже проросли.

Рано пришла в школу ученица.

Ученица сегодня дежурная.

Какими местоимениями вы заменили эти существительные? (они, они, она)

Чем различаются эти местоимения?  (числом).

Выполнять задание.

Отвечать на вопросы

П.: - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

6.

Самостоятельная работа.

Практический: работа с конвертами

6 мин

Ребята, у вас на столах лежат конверт с местоимениями.

Вы сейчас должны высыпать эти местоимения и в парах разделить в два столбика на единственное и множественное число.

(1. я, ты, он, она, оно.)  (2. Мы, вы, они.)

Составьте и запишите  по одному предложению к каждому местоимению.

Читаем по цепочке составленные предложения и определяют местоимения.

Делить местоимения на единственное и множественное число

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Физминутка

2 мин

Видеофрагмент

Повторять движения.

7.

Включение в систему знаний. Повторение.

Работа с учебником

Словесный: учебный диалог

15 мин

Итак, давайте повторим, что такое личные местоимения.

Откройте учебник на стр. 52 и прочитайте правило в рамке. Кто прочитает вслух?

(Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – это личные местоимения. Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его.)

Откройте учебник на стр 53 и прочитайте предложения из упр 111.

  1. Вы знаете, а сочинять письмо  не так-то просто.
  2. Эй, товарищ, вы от куда? Вы раздавите верблюда!
  3. Где ты, летчик, побывал? Что ты, летчик, повидал?
  4. Синий-синий василек, ты любимый мой цветок!
  5. А много ль рассветов ты встретил в лесу?

Давайте определим роль каждого из местоимений, которые встретились нам в этом упражнении.

Скажите, на кого или на что, указывает местоимение в каждом предложении?

Скажите, в каких предложениях местоимения ты и вы указывают на одно определенное лицо? (2,3 предложения)

А в каких предложениях местоимения указывают на любое лицо? (1, 5 предложения)

А может ли местоимение указывать на неодушевлённый предмет? (4 предложение)

Запишите 5 предложение в тетрадь. Определите в нем главные члены предложения и то, какой частью речи выражено подлежащее.

Давайте обобщим.

Местоимения ты и вы могут указывать и на одно определенное лицо и на любое лицо. А как нужно обращаться к старшим и незнакомым людям? На «Вы». Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять в речи личное местоимение «вы».

Работать с правилом

Выполнять упражнения

Определять роль местоимений

Отвечать на вопросы

Обобщать изученное

Р: осмысляют уч. материал;действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

8.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).


Практич.:письменная рефлексия

3 мин

Подведём итоги.
Какую новую тему начали изучать?

Что же такое местоимения?

На что они указывают?

Что вам понравилось на уроке?

Для того, чтобы проверить на сколько хорошо вы поняли тему урока, я предлагаю вам заполнить анкету.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ______

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что..

Обобщать изученное

Заполнять анкету

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Роль местоимений в речи» 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку 4 класс«Роль местоимений в речи»УМК "Школа России"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4

laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....

Методическая разработка к уроку русского языка в 4 классе " Личные местоимения. Повторение.Роль местоимений в речи".

Методическая разработка по русскому языку для учащихся четвёртого коррекционного класса (дети с тяжёлыми нарушениями речи).В методической разработке показана пальчиковая гимнастика для развития мелкой...

Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Род местоимений 3-го лица единственного числа" УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: развитие умений определять род местоимений 3 лица в единственном числе. Планируемы результаты:Предметные: -уметь правильно употреблять местоимения 3-го лица в речи...

Конспект урока по русскому языку " Роль местоимений в речи"

Тип урока: урок - открытие новых знаний.Разрабатывая варианты урока, я пыталась реализовать такие свойства, как процессуальный характер, то есть зависимость каждого его этапа от других, а также свойст...

Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи

Разработка урока русского языка в 4 классе "Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи". УМК "Школа России", учебник русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого...