Конспект урока по русскому языку на тему: "Письменное изложение по самостоятельно составленному плану" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ветчинникова Ирина Владимировна

Конспект урока по русскому языку на тему: "Письменное изложение по самостоятельно составленному плану" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс:

Тема урока: письменное изложение по самостоятельно составленному плану.

Цели урока: развитие умений определять тему и главную мысль текста; развитие умений составлять план текста; развитие умений самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку.

Планируемые результаты:

  • Предметные - определять тему и основную мысль текста, составлять план рассказа и использовать его при составление текста.
  • Личностные - научатся осознавать свои возможно​сти в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: развивающий контроль.

Оборудование: презентация, наглядный материал.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод - рифмованное начало урока.

1-2 мин.

- Здравствуйте, ребята!

 Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

- Отступите 3 строчки от предыдущей темы урока и запишите число, «Классная работа».

Приветствовать учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

2. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод – беседа.

4-5 мин.

- Сегодня у нас урок развития речи, а предметом обсуждения будет рассказ В. Бочарникова на стр. 79.

-  Сегодня мы будем писать изложение. Все ли дома поработали с ним?

- Ребята, а что вообще такое изложение? ((изложение - письменный пересказ образцового текста).

 - Какова цель нашего урока? (научиться писать изложения, опираясь на текст).

Отвечать на вопросы учителя.

Формулировать тему и цель урока.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3. Постановка учебной задачи

Практический метод -работа над текстом.

4- 5 мин.

1) Работа по учебнику. Прогнозирование содержания текста.

- Обратимся к тексту. Что вы можете сказать о его содержании до чтения?

- Текст без названия, нет плана, есть иллюстрация. Что изображено на иллюстрации?

Отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

4. Открытие нового знания

Практический метод – работа над упражнением.

Словесный метод - фронтальная беседа

Словесный метод - беседа.

Практический метод – анализ текста.

Практический метод – выборочное чтение.

Практический метод – работа со словами и словосочетаниями.

7- 8 мин.

2) Работа над изложением. Работа с памяткой.

а) Знакомство с текстом. Беседа по содержанию.

- Вспомните памятку «Как подготовиться к изложению»

 - Прочитаем текст  для изложения.

- Понравился текст? Что особенно понравилось?

- Определите тип текста.  (Текст-повествование)

—  Назовите его тему. (Как учитель помог перезимовать уточке.)

—  Какова основная мысль текста? (Дикие животные должны жить в природе.)

-Озаглавьте текст.  (Уточка Утю)

- Что вы знаете об утках?

б) Обсуждение структуры текста. Орфографическая подготовка.

—  Сколько частей в тексте? (Четыре.)

—  Как найти границы частей? (Они соответствуют абзацам.) 

—  Прочитайте первую часть. Что в этой части главное? (У учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила раненая уточка. Он её лечил.)

—  Объясните значение словосочетаний приволок с речки, привыкли друг к другу.

—  Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Учитель и Утя привыкли друг к другу.)

- Назовите опорные слова в 1 части. (Николай Дмитриевич, ранена, в крыло, крылышко, зажило, Утя, учитель)

—  Прочитайте вторую часть. Что в этой части главное? (Пришла весна. Уточка стала проситься на волю.)

—  Что такое полынья?

—  Объясните значение словосочетаний уточка заволновалась, проситься на волю.

—  Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Уточка заволновалась.)

- Назовите опорные слова во 2 части. ( весна, появились, полыньи, заволновалась, взлетать, бегать, проситься).

—  Прочитайте третью часть. Что в этой части главное? (Николай Дмитриевич попрощался с уточкой и отпустил её на волю.)

—  Объясните значение словосочетаний вынес на волю, пришла разлука, махнул руками снизу вверх, сильно кинул.

—  Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Пришла разлука.)

- Назовите опорные слова в 3 части. ( позвал, посадил, ладонь, погладил, чувствовал, разлука, вынес, махнул, кинул).

—  Прочитайте четвёртую часть. Что в этой части главное? (Уточка радуется весне и воле.)

—  Объясните значение выражения твоя весна пришла.

—  Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Живи теперь на воле.)

- Назовите опорные слова в 4 части. (плавала, нырнет, вынырнет, пришла, воля.)

Рассказывать памятку для написания изложения.

Выполняют последовательность памятки.

Текст будет называться: «Уточка Утю».

Составлять план текста.

Выборочное чтение.

Называть опорные слова в 1 части.

Читать текст.

Объясняют значение слов и словосочетаний

Называть опорные слова во 2 части.

Объяснять значение словосочетаний

Называть опорные слова в 3 части.

Называть опорные слова в 4 части.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Познавательны: применять свои знания

5. Первичное закрепление во внешней речи 

Практический метод-пересказ текста по плану.

Физминутка

5- 7 мин.

в) Повторное чтение текста.

- Продолжаем работу по памятке. Прочитайте текст ещё раз. Обратите внимание на структуру текста, оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний, правописание слов.

г) Пересказ текста по плану.  (сначала 1 часть, потом 2, 3 и 4, затем все 4 части)

Видео

Пересказ текста по плану.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

6. Самостоятельная работа с самопроверкойПрактический метод - написание изложения.

10 - 13 мин.

- При написании обратите внимание на слова, записанные на доске, на слова для справок. Если нужна помощь, поднимите руку. 

- Ещё раз внимательно прочитайте текст, мысленно его перескажите, закройте книгу и начинайте писать изложение. После записи изложения не забудьте проверить свою работу.

Писать изложение.

 Познавательны: применять свои знания.

7. Включение в систему знаний

Практический метод –запись.

2 - 3 мин.

Сдают тетради учителю.

Открывают учебник, проверяют свое написание самостоятельно, без тетради.

 Домашнее задание: с. 64, упр. 134.

Читать текст.

Записывать домашнее задание.

Познавательны: применять свои знания.

8. Рефлексия деятельности

Аналитический-цветотехника.

1-2 мин.

- Оцените свою работу на уроке при помощи карандашей.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Регулятивные: анализировать собственную работу.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русский язык

                                                                                                                                                          Выполнила студентка 45 гр.

                                                                                                                                 Сальникова Ирина

   Проверил: ______________

                                                                                                                                         Отметка: ___________

                                                                                                                              Дата: 16. 03. 18.

Челябинск, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух"

Данный урок проводится в 3 классе с целью  продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст;писать изложения по составленному плану...

Конспект урока по русскому языку по теме "Обучающее изложение "Первая газета"

Цель: развитие умений устной и письменной речи (умение пересказывать текст, оформлять его в соответствии с правилами орфографии и пунктуации)...

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение"

Предмет: русский язык.Класс: 3 «а»Тема урока: Обучающее изложение.Цели урока: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:·...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Обучающее изложение"

Класс: 3 «б»Тема урока: Обучающее изложениеЦель урока: Развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты: Предметные: научатся писать слова с...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обучающее изложение».

Тип урока: открытие нового знанияЦель: уточнить представление учащихся о роли имен существительных, имен прилагательных и глаголов в речи; формировать умение выделять части в повествовательном тексте....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс...

Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс...