Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание глаголов с суффиксом –ся (-сь) (Закрепление).
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Наталия Гостева

Конспект урока по русскому языку по программе Занкова. Учебник Полякова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_glagoly_na_sya_s.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО «СОПК»)

Конспект урока русского языка

На тему: Правописание глаголов с суффиксом –ся (-сь) (Закрепление).

Выполнила студентка 30 группы:

Гостева Наталия Олеговна

МОУ «Гимназия №31» г. Саратов

Класс 4

Учитель Русина Т.В.________________________

Методист Наумова Наталия Владимировна___________________

Дата проведения__04.04.2018___

Оценка______________

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Приветствие и знакомство. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, мальчики и девочки. Меня зовут Наталия Олеговна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Буду рада поработать вместе с вами.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели
. 

Садитесь, пожалуйста.

Приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над глаголом. Вспомним, что уже знаем о нем, а также узнаем новое об этой части речи. Зачем необходимы знания о глаголе?
- Прочитайте предложение. Скажите, о каком времени года идет речь?
Лед на реках начинает трескаться и ломаться.

-
Посмотрите, как великие русские художники Левитан и Ромадин показали в своих картинах «Март» раннюю весну (показываю  репродукцию картины «Март»).
- Докажите, что это весна. Какая репродукция нам подходит больше для урока? Почему?

- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и с красной строки спишите предложение, разберите по членам предложения и частям речи. Что заметили?
- Образуйте от данных слов однокоренные глаголы в неопределенной форме (записать):

Беседа-беседовать

Доверие-доверять

Изображение-изображать

Командир-командировать

Забота-заботиться
- А сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы понимаете признаки глаголов и умеете приводить примеры.

-Что такое глагол?

- Какие постоянные признаки есть у глагола?

- Назовите непостоянные признаки глагола.
- Каким членом предложения является обычно глагол?

-
 Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?

- Посмотрите ещё раз на глаголы которые мы образовывали от существительных. Что вы можете о них сказать?
- На что еще могут оканчиваться глаголы неопределенной формы?

- Посмотрите на эти глаголы ещё раз и скажите мне, какой из глаголов лишний? Почему?
- Кто скажет, какие глаголы мы будем сегодня повторять и глубже рассматривать?
- Так как мы с вами уже знакомы с этой темой, то давайте повторим правило( о поднятой руке) Когда же употребляется суффикс –сь , а когда –ся?

Глагол занимает второе место после существительного, это самая «живая» часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни. Мы изучаем глагол для того, чтобы быть грамотными, образованными людьми, чтобы наша речь была богатой.

Ранняя весна, так как …(высказываются)


Однородные сказуемые, выраженные глаголом.

- Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Например…
- Вид: совершенный или несовершенный. Например…
Спряжение I или II – это изменение  глаголов по лицам и по числам.
- Число, время, лицо, род.
- Сказуемым.

- У глаголов неопределенной формы нельзя определить число, время, он отвечает на вопрос « что делать?»

- Это глаголы неопределенной формы, так как отвечают на вопрос «Что делать?» и имеют суффикс-ть.
 
- На-ти, -чь, например: идти, течь.
- Заботиться. Заканчивается на суффикс – ся.

- Мы сегодня на уроке будем рассматривать глаголы, оканчивающиеся на –ся,- сь .
- (Говорят правило из учебника) Суффикс –ся употребляется после буквы, обозначающей согласный звук: катается. Суффикс – сь употребляется после буквы, обозначающей гласный звук: катались.

4. Работа над изученным раннее материалом.

- Откройте ученики на странице 79. Посмотрите на задание 145. Прочитайте, что нужно делать. (Выполняют в тетрадях и у доски.)

- Посмотрите на задание под цифрой два. Давайте выделим основу в данных словах. (Напомнить, что формообразующий глагол –ть в основу не входит, а суффикс –ся (сь) входит.)

- Мыть – мыться; торопить – торопиться; поднимать – подниматься; возвращать – возвращаться; отправлять – отправляться; наклонять – наклоняться; бросать – бросаться; веселить – веселиться; радовать- радоваться; удивлять – удивляться; собирать- собираться; укладывать – укладываться.

- Выделяют основу:
веселить - веселиться

4. Физминутка

- Молодцы ребята. Думаю, вы немного устали, поэтому давайте с вами встанем, и немного разомнёмся. Сейчас вы должны повторять за мной слова и движения: Игра Африка.

Разминаются на физминутке и повторяют за учителем движения.

5. Закрепление и применение раннее изученного материала.

- Посмотрите на упражнение 146. Что нужно сделать?

- Давайте выполним это задание, и скажем, какая же ещё часть слова не вошла в основу. Выпишите слова с суффиксом -ся и выделите в них основу.

- Посмотрите на упражнение 147. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Выполняем в тетрадях и у доски.

Читают задание. Выполняют в тетрадях, и выходят к доске.

- становятся, остаётся, трескается, ломается, разливаются.

- Окончание не входит в основу слова.

- 1. Радуешь(ся), чистишь(ся), стучишь(ся), удивляешь(ся), смотришь(ся).

Ты радуешься хорошей погоде? А ты удивляешься многообразию мира? Ты часто смотришься в зеркало?
- 2. Блестишь (2 л.,2 спр., наст.вр.), пляшешь (2 л., 1 спр., наст.вр.), гремишь (2 л., 2 спр., наст.вр.), ответишь (2 л., 2 спр., буд.вр.), бормочешь (2 л.,1 спр., наст.вр.), сидишь (2 л., 2спр., наст.вр.), скачешь (2 л., 1 спр., наст.вр.), шалишь (2л., 2 спр., наст.вр.).

6. Итог урока, рефлексия

- Ну хорошо. Вы большие молодцы. Скажите пожалуйста, чем мы сегодня занимались на уроке? А что научились делать? Есть ли что-то, с чем возникли трудности в ходе урока?

Дз: упражнение 148 (с предварительной инструкцией по выполнению.
- Урок окончен. Все спасибо и досвидания.

Отвечают на вопросы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание глаголов в прошедшем времени», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление и систематизация знаний обучающихся о глаголах в прошедшем времени; развитие умения правильного написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.Планируе...