Конспект урока по русскому языку " Повторение и обобщение сведений о частях речи и предложении" Пасхальный урок
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сметова Ольга Валентиновна

Конспект урока по русскому языку " Повторение и обобщение сведений о частях речи и предложении" Пасхальный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx17.82 КБ
Файл prilozhenie.docx17.03 КБ
Файл kartochka_3.docx12.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 
Повторение общих сведений о частях речи и предложении

Цель: повторить всё изученное о частях речи и членах предложения, вспомнить освоенные виды разбора слов и предложений, развивать внимание, орфографическую зоркость, логическое мышление, речь, воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты обучения:

Предметные умения:

-умение по изученным признакам находить части речи;

-умение определять главные члены предложения;

-умение анализировать части речи.

Личностные УУД:

-становление интереса к изучению русского языка, уважения к нему;

- осознание необходимости вдумчивого отношения к своей речи, контроля за её качеством;

-элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Регулятивные УУД:

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;

- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике (памятки), рабочей тетради;

- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные УУД:

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-понимать информацию, представленную в схематичном виде, интерпретировать её, переводить в словесную форму;

- подбирать языковые примеры к схемам; иллюстрировать примерами действие различных правил, закономерностей.

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

2. Универсальные логические действия:

-осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-делать выводы, обобщения;

-подводить факты языка под понятия.

Коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- умение предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников.

- умение договариваться, находить общее решение практической задачи;

- умение аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;

- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения работы.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться каждое утро.

Доброе утро – зверям и птицам!

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера!

Какое у вас настроение?

Дети показывают сигнальные карточки.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте чего-нибудь хорошего друг другу.

II. Мотивация к учебной деятельности/

- Посмотрите пожалуйста на экран, к какому празднику относятся эти иллюстрации?

ПАСХА.

 А что это за праздник? На минутке чистописания я предлагаю Вам прописать букву «П»

 Работа в паре.

А) Разделить на группы и обосновать своё деление:

Сказуемое, имя сущ., имя прил., глагол ,предлог, союз, подлежащее

III. Постановка учебной задачи. Планирование учебной деятельности.

– Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке?

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.(………)

– Тема урока «Повторение общих сведений о частях речи и членах предложения».

– Поставьте цели урока, исходя из темы.

– Итак, сегодня вы будете находить части речи в предложении, определять главные члены предложения; развивать свою речь

– А для чего это вам нужно?

(Для того, чтобы понимать слова, текст, т.к. зная их трудно понять текст, тем более без знания частей речи ты не сможешь дальше учиться, без них невозможно)

IV. Актуализация знаний по теме.

Вчера на мой телефон приходили поздравления от разных друзей, родственников и знакомых, но 3 сообщения остались для меня загадкой. Давайте попробуем отгадать от кого они…

1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. Догадались, кто я?

-А давайте назовём существительные, связанные с этим праздником.

-А почему яйцо считается символом этого праздника?

А теперь, Я предлагаю Вам задания, связанное с именем существительным..

 Нужно заполнить таблицу на каждое имя существительное, встретившееся в стихотворении :

н.ф., род, число, падеж, член предложения


Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.

2. Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?

- Назовите теперь прилагательные, которые связаны с Пасхой.
- А может быть кто – нибудь сможет мне сказать, какой цвет яиц считается самым Пасхальным? (Красный)

А теперь Вам нужно подумать, какие прилагательные можно вставить в это стихотворение  и определить у них у них род, число  и падеж

На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц.
В этот праздник светлый, чистый
Не увидишь хмурых лиц.

Нужно заполнить таблицу на каждое имя существительное, встретившееся в сказке по образцу:

3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?

- Ну теперь давайте назовём глаголы, связанные с праздником Пасхи.

Из отрывка выбери глаголы и распредели их по временам.

В лужах солнышко искрится,
Верба пухом зацвела,
«Живы, жить!» — щебечут птицы
И поют колокола.

На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц.
В этот праздник светлый, чистый
Не увидишь хмурых лиц.

Проверка.

Молодцы.

 Праздник Пасхи связан с каким временем года?(Весна) Вот сейчас я попрошу Вас составить предложение по теме Весна.

  - весна, долгожданная, пришла

- солнышко, земля, пригревает, ласковое

- на, почки, набухают, деревья

В каждом предложении подчеркни грамматическую основу, 1 вариант работает со 2-м предложением, 2 вариант с 3-им. Определить у каждого слова его форму.

Синквейн.

Пасха

Светлый, человечный.

Отмечают, празднуют, встречают.

Победа жизни над смертью.

Торжество.



Предварительный просмотр:

Приложение.

Сказуемое

имя существительное

имя прилагательное

глагол

предлог

союз

подлежащее


Задание № 1.

Заполни таблицу на каждое имя существительное, встретившееся в стихотворении :

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.

Имя Существительное

Н.Ф.

число

род

падеж

Член предложения


Задание № 2.

Заполни таблицу на каждое имя прилагательное, встретившееся в стихотворении :

На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц.
В этот праздник светлый, чистый
Не увидишь хмурых лиц.

Имя прилагательное

число

род

падеж


Задание № 3.

Из отрывка выбери глаголы и распредели их по временам.

В лужах солнышко искрится,
Верба пухом зацвела,
«Живы, жить!» — щебечут птицы
И поют колокола.

На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц.
В этот праздник светлый, чистый
Не увидишь хмурых лиц.

Настоящее время

Будущее время

Прошедшее время


 Задание № 4.

Составь предложения.

 -весна, долгожданная, пришла

- солнышко, земля, пригревает, ласковое

- на, почки, набухают, деревья

Задание № 4.

Составь предложения.

 -весна, долгожданная, пришла

- солнышко, земля, пригревает, ласковое

- на, почки, набухают, деревья

Задание № 4.

Составь предложения.

 -весна, долгожданная, пришла

- солнышко, земля, пригревает, ласковое

- на, почки, набухают, деревья

 Задание № 4.

Составь предложения.

 -весна, долгожданная, пришла

- солнышко, земля, пригревает, ласковое

- на, почки, набухают, деревья

Задание № 4.

Составь предложения.

 -весна, долгожданная, пришла

- солнышко, земля, пригревает, ласковое

- на, почки, набухают, деревья

Задание № 4.

Составь предложения.

 -весна, долгожданная, пришла

- солнышко, земля, пригревает, ласковое

- на, почки, набухают, деревья

 Задание № 4.

Составь предложения.

 -весна, долгожданная, пришла

- солнышко, земля, пригревает, ласковое

- на, почки, набухают, деревья

Задание № 4.

Составь предложения.

 -весна, долгожданная, пришла

- солнышко, земля, пригревает, ласковое

- на, почки, набухают, деревья

Задание № 4.

Составь предложения.

 -весна, долгожданная, пришла

- солнышко, земля, пригревает, ласковое

- на, почки, набухают, деревья



Предварительный просмотр:

Карточка 3

Составь два предложения с данными словами. В первом предложении выделенное

слово сделай подлежащим, во втором - сказуемым.

1) Пила, на столе, лежала.

2) Пила, воду, лошадь.

Запиши предложения. Подчеркни главные члены. В скобках к выделенным словам напиши вопрос, на который они отвечают, и какой частью речи являются. Подчёркнутые слова разбери как ч.р.

Карточка 3

Составь два предложения с данными словами. В первом предложении выделенное

слово сделай подлежащим, во втором - сказуемым.

1) Пила, на столе, лежала.

2) Пила, воду, лошадь.

Запиши предложения. Подчеркни главные члены. В скобках к выделенным словам напиши вопрос, на который они отвечают, и какой частью речи являются. Подчёркнутые слова разбери как ч.р.

Карточка 3

Составь два предложения с данными словами. В первом предложении выделенное

слово сделай подлежащим, во втором - сказуемым.

1) Пила, на столе, лежала.

2) Пила, воду, лошадь.

Запиши предложения. Подчеркни главные члены. В скобках к выделенным словам напиши вопрос, на который они отвечают, и какой частью речи являются. Подчёркнутые слова разбери как ч.р.

Карточка 3

Составь два предложения с данными словами. В первом предложении выделенное

слово сделай подлежащим, во втором - сказуемым.

1) Пила, на столе, лежала.

2) Пила, воду, лошадь.

Запиши предложения. Подчеркни главные члены. В скобках к выделенным словам напиши вопрос, на который они отвечают, и какой частью речи являются. Подчёркнутые слова разбери как ч.р.

Карточка 3

Составь два предложения с данными словами. В первом предложении выделенное

слово сделай подлежащим, во втором - сказуемым.

1) Пила, на столе, лежала.

2) Пила, воду, лошадь.

Запиши предложения. Подчеркни главные члены. В скобках к выделенным словам напиши вопрос, на который они отвечают, и какой частью речи являются. Подчёркнутые слова разбери как ч.р.

Карточка 3

Составь два предложения с данными словами. В первом предложении выделенное

слово сделай подлежащим, во втором - сказуемым.

1) Пила, на столе, лежала.

2) Пила, воду, лошадь.

Запиши предложения. Подчеркни главные члены. В скобках к выделенным словам напиши вопрос, на который они отвечают, и какой частью речи являются. Подчёркнутые слова разбери как ч.р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Глагол как часть речи"

Урок в разделе "Глаогол" по учебнику Климановой, Бабушкиной для 2 класса по УМК "Перспектива" ФГОС НОО. Конспект урока составлен с учётом требований ФГОС, в частности : с использованием электронных об...

Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о частях речи"(4 класс)

Данный урок позволяет обобщить знания о частях речи. На уроке создаются условия для самостоятельного повторения материала. Используется технология КСО....

Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс. УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку на тему: « Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку....

Конспект урока по русскому языку на тему: Анализ глагола как части речи. 3 класс

В конспекте урока показана работа со словарными словами. Составление с этими словами предложений. Дальнейшая работа с предложениями: нахождение глаголов, их разбор как часть речи....