Конспект урока русского языка "Слова - помощники" 1 класс ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Данилова Светлана Евгеньевна

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Слова-помощники45.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Слова-помощники»

Тип  урока:  урок  усвоения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

Образовательные ресурсы:

Учебники: 

  1. Чуракова Н.А. Русский язык. 1класс: Учебник, – М.: Академкнига/Учебник.
  2. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник.
  3. Электронный учебник - ?

Задачи урока:

формировать

  • представление о работе слов-помощников (осуществлять связь слов в предложении по смыслу), находить их в предложении на слух и при самостоятельном чтении,  графически обозначать в предложении; составлять схемы предложений, придумывать и записывать предложения по схемам, состоящим из четырех слов;
  • умение правильно писать слова-помощники со словами-названиями предметов;
  • культуру устного ответа, умение вежливо приветствовать знакомых при встрече.

Закреплять:

регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, применять способ самопроверки при записи предложения;

познавательные УУД: понимать и использовать знаки, модели, символы, приведенные в тетради, учебнике, моделировать предложения. Составлять  предложения, их схемы, используя предлоги и модели предлогов.

коммуникативные УУД:  общаться при работе в паре, используя правила вежливости и работы в классе, формулировать связное предложение при ответе.

личностные УУД: интерес к новому учебному материалу, к мнениям одноклассников по изучаемому вопросу.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Вводная часть урока

– Начинаем урок русского языка. Поприветствуем наших гостей улыбками, садимся на места.

Записываем в тетради в линейку по образцу:

17 марта

Классная работа

– Вспомните, пожалуйста, куда отправились Маша и Миша?

– Что там произошло?

– Как мы уже им помогли?

– Продолжим им помогать?

– Откройте оглавление учебника. Какую главу мы изучаем?

– Как она обозначается? Что мы  уже знаем о мире слов?

– С какими словами мы уже познакомились?  Какими моделями обозначаются эти слова?

– Мы продолжим работу по этой главе, или начнём новую?

– Найдите страницу, по которой мы будем сегодня работать.

– Мы познакомимся ещё с одной группой слов.

Настрой на урок.

– Дети отправились в Волшебный лес.

–  Анишит Йокоп заколдовала животных, а мы решили им помочь.

– Мы вернули им названия, признаки и способность действовать.

– Мы изучаем главу «Маша и Миша знакомятся с миром слов».  Она  обозначается значком «бабочка».

– Мы познакомились со словами-названиями предметов, словами-названиями действий и словами-названиями признаков. (Называют модели для обозначения слов).

 – Будет 4-й урок по этой главе. (4 бабочки)

– Страница18

  1. Актуализация знаний. (Интрига)

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.18.

– «Как вы думаете, где живут разные животные? – спросила Анишит Йокоп.

(Просим детей рассказать, где живет каждое из животных, изображенных на иллюстрации)

Волшебница Анишит Йокоп приготовила для вас первое задание. Из слов, записанных на доске, составьте предложение.

Живёт    дереве     аист

Белка живет(где?) в дупле.

Медведь живет (где?) в берлоге.

Сова живет (где?) на дереве.

Змея живет (где?) в камнях.

Щука живет (где?) в реке.

Аист живёт дереве.

– Предложение не получается.

Не хватает слов-помощника

  1.  Сообщение темы урока. Целеполагание

Тема нашего урока «Слова-помощники».

– Какие слова-помощники вы знаете?

– Всё ли мы знаем о словах-помощниках?

Какую цель поставим на урок?

 Дети называют знакомые

слова-помощники.

– Больше узнать о

словах-помощниках. Научиться правильно писать предложения со словами-помощниками

  1. Работа с предложением на доске

Выполним задание Анишит Йокоп. Чтобы получилось предложение, какое слово-помощник поставим?

– Составьте предложение

 – Составьте схему предложения, используя карточки.

               

Не хватает слова на

 Аист живет на дереве.

Дети составляют схему предложения

  1. Работа по учебнику

–Устно составьте по картинке в учебнике предложения, где живут разные животные.

– Какие слова необходимы в предложениях? Для чего?

– Прочитайте предложение в упр. 7. Рассмотрите схему предложения. Назовите слово-помощник.

Прочитайте и сравните следующие предложения:

Белка живет в дупле.

Белка живет под дуплом.

Белка живет за дуплом.

Белка живет над дуплом.

– Какими словами они различаются?

– Какое предложение содержит верное высказывание?

Какое слово помогло сделать высказывание связным, понятным по смыслу?

– Почему такие слова назвали словами- помощниками?

– Какой моделью обозначается

слово-помощник?  

– Слова-помощники нужны в этих предложениях, чтобы слова в предложении были связаны по смыслу.

– Слово-помощник в

– Предложения различаются словами в, под, за, над.

– Верное предложение Белка живёт в дупле.

- Помогло слово-помощник в.

– Эти слова помогают составить верное высказывание. Эти маленькие слова помогают неглавному слову-названию предмета правильно сказать о месте проживания животного.

  1. Работа в парах

– Поработаем в паре.

– Прочитайте задание в учебнике для работы в паре. – Не забудьте о правилах работы в паре.

– Используя слова-помощники из конверта, выполните задание

Дети составляют предложения, используя слова – помощники.

Мама налила молока в миску.

Кот пьёт молоко из миски.

Шмель летает над миской.

  1. Физминутка

  1. Работа по учебнику

Запишем последнее предложение и подчеркнем слова в нем.

Шмель летает над миской.

Асырк и Торк предлагают вам подумать, работая в паре, и ответить на вопросы (прочитайте задание в учебнике с.19)

– Слова - помощники помогают

словам-названиям предметов или словам-названиям действий?

– Слова-помощники помогают главным или неглавным словам-названиям предметов?

– Давайте прочитаем правило Летучей мыши и проверим свои предположения.

Ученик читает из учебника: Какому слову в этих трёх предложениях

слова-помощники из, в, над помогли уточнить высказывания?

Дети  обсуждают в парах.  – Мы думаем, эти слова помогли слову миска.

Мы думаем, что слова-помощники помогают словам- названиям предметов.

– Мы думаем, что слова-помощники помогают неглавным словам-названиям предметов.

Дети читают правило на с.19

 9.1. Самостоятельная работа в рабочей  тетради.  Проверка

Оценка выполненной работы.

9.2. Закрепление. Работа в тетради для сам. работ. Проверка в парах

Обратимся к учебнику. Что еще предстоит сделать?

– Выполним в тетради упражнение 7 из учебника на с. 20 и проверим, как научились составлять предложения, используя слова-помощники.

Письменная работа в тетради.

– Как написали слова-помощники?

– Расскажите, как проверить, что слова-помощники правильно написаны отдельно.

При затруднении можно пользоваться подсказкой Маши на с. 20 учебника.

Выполнение задания 1 и 2 на с.12. (Работают самостоятельно. Проводится самопроверка.)  

– Поработаем в тетради и проверим себя.

– Разберем первое предложение, а остальные выполните по вариантам: 1 ряд – 2 и 3 предложения, 2 ряд – 4 и 5,

3 ряд – 6 и 7 .

Самостоятельная работа в тетради.

Слова-помощники написали отдельно.

– Между словом-помощником и словом-названием предмета  можно поставить слово-название признака или вопрос.

Выполняют задания в тетради. Обмениваются тетрадями и проверяют у соседа по парте

10. Подведение  итогов урока. Рефлексия

Обратимся к плану урока. Все запланированное выполнили? Что нового узнали на уроке? Все ли было понятно? Что вызвало затруднения?

 Другой вариант: – Молодцы, ребята. А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке: кто доволен своей работой, кому всё было понятно, берёт солнышко, кому что-то было непонятно, берёт тучку.

– Всем спасибо за урок.

Дети подводят итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...