Методическая разработка урока по теме "Дательный падеж имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Скорнякова Мария Михайловна

Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века", разработанный по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                          Урок русского языка в 4 классе

Учитель: Скорнякова Мария Михайловна

Тема:  Дательный падеж имён существительных

Цель:  ознакомить с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу

Задачи:

Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имён существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость

Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать. обобщать и делать выводы, воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к познанию

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам

Оборудование: цветик-семицветик, слайд «Осенние зарисовки», у каждого ребёнка информационный продукт и набор исследователя с заданиями, корзинка                

 Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Начинается урок. Я улыбнулась вам и вы улыбнулись друг другу и подумайте. как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы здоровы.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте про них. Вдохните в себя бодрость осеннего утра. Я желаю вам хорошего настроения и добра. Хочется начать урок с тёплых добрых слов.

2. Орфографическая минутка.

(Записываются слова с проговариванием орфограмм)

берёзка                        солнышко                      друг…

Пусть рядом с вами окажется ваш друг. Запишите его имя.

3. Актуализация знаний.

Что общего у этих слов? (имена существительные) Докажите.

Что мы уже знаем об имени существительном?

Дети называют морфологические признаки имени существительного, опираясь на слова из орфографической минутки, которые  появляются на лепестках (собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число); в результате чего постепенно появляется цветик-семицветик

Вот этот необычный цветок поможет нам в исследовательской работе, к которой мы приступили на прошлом уроке.

Вот девиз исследователя. Прочитайте его.

        Чтобы видеть всё вокруг,        Ты берёзке улыбнись,

        Надо быть внимательным.        Солнышку обрадуйся.

        Окружающий нас мир         Руку другу протяни.

        Очень привлекательный.        Вот и замечательно!

4. Постановка учебной задачи

Сравните выделенные слова с теми, которые вы записали        

        берёзка                солнышко                     друг   …

        берёзке                солнышку                     другу  …

(изменилась форма слова, окончание, падеж)

Какой же падеж из лепестка цветика-семицветика станет объектом исследования на уроке сегодня? (Дательный падеж)

5. Самостоятельная исследовательская деятельность (по алгоритму)

В ходе работы все результаты исследования дети записывают в информационный продукт по личным наблюдениям (у каждого ребёнка на столе набор с заданиями)

Информационный продукт

Падеж

Вспомогательное   слово

Вопрос

Предлоги

Роль в предложении

И.п

есть

Кто?   Что?

--------------------------

Главный член

Р.п

нет

Кого? Чего7 (Где? Куда? Откуда7)

от, до, из, без, из, для, около, подле, вокруг, после, из-за, через

Второстепенный член

Д.п

даю

Кому? Чему? (Где? Куда?)

к, по, вслед, благодаря

Второстепенный член

Зафиксируйте информацию о дательном падеже, которой вы уже владеете. (Дети высказывают своё мнение.)

Наш цветик-семицветик может исполнять желания. Значит можно его загадать. Отрываем лепесток.

Я хочу узнать…                        (что-то новое, интересное)

Чтобы это желание исполнилось, продолжаем исследование.

Вспомним девиз исследователя. К чему он нас призывает?

Природа вдохновляет на работу писателей, художников и исследователей. Заканчивается пора золотой осени. Надолго останутся в памяти яркие пейзажи. ( Слайд «Осенние зарисовки»).  Осень – щедрая пора.

(Работа с карточкой №1 из набора исследователя)

По дорожкам, по тропинкам

Чудо – осень пробегала.

Всем зверькам и всем деревьям

Она подарки раздавала.

Выполняют разбор первого предложения: синтаксический разбор, разбор по членам предложения и частям речи

Во втором предложении найдите имена существительные. Назовите имена существительные, стоящие в дательном падеже.                                                                                           Как определили?   (Подарила кому? чему?)

Недаром говорится:

Если б я названия

Падежам давал.

Я б тогда дарительным,

Дательный назвал.

Выскажите своё мнение. (Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, которому что-то дают)

Самостоятельная работа

Угадайте кому? и чему? осень принесла эти подарки.

(в корзиночке карточки со словами)

бусы (рябине, калине), золотой наряд (берёзе, клёну и т.д.), плоды (человеку, животным)

Определяют падеж имён существительных.

Кроме этого, осень дарит человеку праздник красок, здоровье, хорошее настроение. Покажите из набора листочек, соответствующий вашему настроению: оранжевый – хорошее, зелёный – не очень.

Физминутка

Неповторимы осенние картины. Вот некоторые фрагменты из них.

(Карточка №2)

идём по ковру

подошли к осинке

любуемся благодаря осени

смотрим вслед журавлям

Определите падеж имён существительных, подчеркните предлоги (зафиксируйте в информационном продукте)

6. Закрепление знаний

Творческая работа

Распространите эти словосочетания, чтобы получились предложения.

Да, велика роль его Величества Слова. Слова творят чудеса. С помощью них можно рисовать картины.  А помогут нам в этом имена существительные. Словесное рисование «С чем сравнивают осенние листочки»

(Карточка №3 в форме кленового листа)

Работа в парах и группах

Отправляемся на прогулку. Для этого соберём пазлы. Нужно составить словосочетания с существительными в дательном падеже (Слова находятся в конвертах)

1 группа –  гуляли по аллее, подошли к карусели, подлетели к дереву

2 группа – подошли к клетке, полз по лиане, прыгали по веткам

3 группа – плывут по воде, подошли к берегу, смотрели вслед лебедям

Где же побывала каждая группа? (обсуждение)                                                                                                                    (1 группа – в парке,  2 группа – в зоопарке,  3 группа – на озере)

Использование приобретённых знаний в предложенной ситуации.

Много парков и озёр в нашем городе. А вот какие достопримечательности ещё есть в нашем городе узнаем из текста.                                                                                                         (Карточка №4)

Поставь в нужном падеже. Определи падеж имён существительных.

Какая морфема отвечает за связь слов в предложении? Изменить окончания имён существительных.

Запись текста. Проверка.

Что показалось наиболее интересным?

Домашнее задание: найти сведения о памятнике  Коту Казанскому. (энциклопедия)

7. Выводы

Какую информацию вы зафиксировали в информационном продукте ?

8. Самоконтроль. Тест.

9. Подведение итога.

Исполнилось ли ваше желание? Что нового и интересного узнали?

10. Рефлексия.

На столах у детей два кленовых листа. Прикрепить к дереву (на доске).

Оранжевый – доволен своей работой.

Зелёный – не всё получилось.

Получилось яркое осеннее дерево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век. Урок на тему: "Падеж имен существительных"

Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век. «Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык»)Тема урока: Падеж имен существительныхЦели: 1. Обучающие (дидактические...

технологическая карта к уроку по теме "Падеж имен существительных"

Представлена технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Начальная школа XXI века" по теме "Падеж имен существительных"....

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением  приемов технологии ТРИЗ...

Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"

Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...