УМК "Школа России" конспект урока. Тема: "Падежные окончания имён существительных в творительном падеже" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Баркина Раиса Александровна

Падежные окончания имён существительных в творительном падеже.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 05.12.2017                                                                                         Учитель: Ефстифеева Н.А.

Школа: 152                                                                                         Методист ЧПК №1: Кондратьева И.И.

Класс: 4 «б»                                                                                        Студентка 45 группы: Гуляева Раиса.

Кабинет: 209

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Падежные окончания имён существительных в творительном падеже»

Цели деятельности учителя:

- формировать навыки правописания падежных окончаний имен прилагательных в Т.п.;

- закреплять и уточнять знания учащихся по теме;

- развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи;

Планируемые результаты:

Предметные:

- научатся определять падеж имён существительных, правильно писать падежные окончания имён прилагательных;

Личностные:

-проявлять интерес к русскому языку;

- осознавать ответственнось за свои решения;

Тип урока: урок применения знаний и умений;

Оборудование: Учебное пособие для учащихся В. П. Канакина «Русский язык» 4 класс, 1 часть (Программа «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал; АРМ.

Этапы урока

(методы, приемы)

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, присаживайтесь, меня зовут Раиса Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу.

К: настраивать на урок, знакомятся с учителем.

Минутка чистописания

2 мин.

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

-ой, -ою, -ей, -ею, -ом, -ем, -ём, -ю.

Запишите в тетради, правильно соединяя буквы.

Отрабатывать нижнее и верхнее соединения букв.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

II. Актуализация знаний и мотивация

словесный:

обобщающий рассказ на грам. тему

1 мин.

3 мин.

Ребята, какую часть слова вы здесь видите?

(окончание имён существительных в Т.п.)

На какие группы их можно разделить?

(окончания 1-ого склонения, 2-ого склонения, 3-его склонения)

Работа в парах.

А по каким признакам можно определить творительный падеж имени существительного, вы расскажите друг другу в парах, используя карточки-вопросы, которые лежат у вас на партах.

(У детей на партах карточки-вопросы «Что я знаю о Творительном падеже»)

Что я знаю о Творительном падеже:

1. На какие вопросы отвечает? (Кем? Чем? Где? Куда?)

2. С какими предлогами употребляется? (с, за, под, над, между)

3. Какие окончания у 1,2,3 склонений?

(1:-ой,-ою, -ей, -ею; 2: -ом, -ем, -ём; 3: -ю)

4. Роль в предложении? (второстепенный член)

5. Как проверить написание безударного окончания имени существительного в Т.п.?

(Подобать сущ. того же склонения и в том же падеже с ударным окончанием.)

6. Когда пишется О и Е в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и Ц?

(под ударением – о, без ударения - е)

Отвечать на вопросы учителя, высказывать своё мнение.

Работать в парах.

Составлять рассказ на грамматическую тему.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика.

III. Постановка учебной задачи.

-беседа

-наглядный

2 мин.

Сейчас мы с вами вспомнили всё о Творительном падеже.

Давайте вспомним, какую часть слова мы увидели на минутке чистописания?

Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Падежные окончания имён существительных в творительном падеже

Какие цели мы с вами поставим?

-формировать навыки правописания окончаний имен сущ. в Т.п.

Отвечать на вопросы учителя, высказывать своё мнение.

Предполагать цели урока.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возр. нормами.

IV. Повторение пройденного материала

5 мин.

Выполним письменно упражнение №223 на странице 119 по цепочке.

Прочитайте, ставя имена существительные в форму творительного падежа с предлогом или без предлога.

Обозначьте ударение, выделите окончание и укажите склонение.

Выполнять устную работу по цепочке.

П: выполнять действие по заданному образцу и правилу;

V. Физминутка

1 мин.

У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре. Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)

Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз. два. три. четыре (Повороты тулов.) Три. четыре, раз. два.

Повторять движения за учителем.

Р: мобилизировать силы и энергию.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

13 мин.

Откроем страницу 120 учебника и выполним №224.

Первые 3 человека, кто выполнит задание, сдают тетрадь на оценку. Прочитайте задание. Какие правила мы будем использовать? Некоторые ученики у доски, остальные в тетради.

Как можно проверить безударные окончания сущ. Тв. п.?

Почему в слове «солнцем» окончание  –ем?

Образовывать форму Тв. п., правильно писать падежные окончания.

К: выражать свои мысли с достаточной понотой и точностью.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

6 мин.

Тест:

1. На какие вопросы отвечают имена существительные в Т.п. ?

A)  О ком? О чём?

Б)  Кем? Чем?

B)  Кого? Что?

 2.  С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

A)  в, на, за, под, через, про, сквозь

Б)  с, за, под, перед, над, между

B)  с, от, до, из, без, у, для, около

  3. Какие окончания у имён существительных в творительном падеже 2-го склонения?

A)  -ОМ, - ЕМ

Б) - Ю

B)  -ОЙ, - ЕЙ

 4. Какие окончания у имён существительных в творительном падеже 3-го склонения?

A)  -ОМ, -ЕМ

Б) -Ю

B) -ОМ, -ЕМ

 5.  Какие окончания у имён существительных 1 -го склонения в творительном падеже?

A) -ОМ, - ЕМ

Б) -Ю

B)  -ОЙ, - ЕЙ

6. Какая гласная пишется у существительных творительного падежа после шипящих и ц?

А) О

Б) Е

Обобщить изученный материал.

К: выражать свои мысли с достаточной понотой и точностью.

VIII. Включение в систему знаний.

Беседа.

Инструктаж.

3 мин.

- Какую цель ставили на уроке? Достигли мы её?

- Какие окончания мы пишем в Творительном падеже?

- Сколько падежей в русском языке? (6)

Подводить итоги урока.

Получать домашнее задание.

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

IX. Рефлексия деятельности

3 мин.

Что на уроке было трудно? Что на уроке было легко?

Чему я научился на уроке? Что было интересно?

Анализировать свою работу на уроке.

Р: анализировать собств. работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"

презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК  "Школа России" выполнена на основе  "Поурочные разработки по русскому языку" 4 класс Т.Н. Ситников...

презентация " Упражнения в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже" к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК "Школа России"

презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс Канакина В.П. Горецкий В.Г. УМК "Школа России" выполнена на основе пособия "Поурочные разработки по русскому языку 4 класс" Т.Н. Ситникова и др....

Безударные окончания имён существительных в творительном падеже. 4 класс

Данная презентация способствует самостоятельной работе учащихся на уроке, в ходе которой они делают выводы...

Технологическая карта урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Цель урока: через формирование  УУД познакомить с правилами написания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже 1,2,3 склонений.Задачи урока: познакомить с окончаниями имён ...

Разработка урока по русскому языку 4 класс " Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Урок изучения нового материала. Он знакомет учащихся с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже, способствует развитию умения применять правило при написа...

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже; конспект урока.

Конспект урока по русскому языку 4 классаУрок 61. Правописание окончанийимён существительных в творительном падежеЦели: познакомить с окончаниями имён существительных в творительном падеже; разви...

Урок русского языка "Безударные окончания имён существительных в творительном падеже", 4 класс

Цель: познакомить с окончаниями имен существительных в творительном падеже....