Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи
план-конспект урока по русскому языку на тему

Наставшева Елена Ивановна

Роль личных местоимений в речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  русского языка в 3 классе

Тема «Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи».

 Цель:  подвести под понятие «Морфологический разбор местоимений»

 Задачи:

1.Учить выделять грамматические признаки местоимения как части речи, употреблять личные местоимения в речи.

2.Формировать умение употреблять личные местоимения в речи.

3. Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.

УУД

Познавательные:   анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать   и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль

Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные: 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения,  формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: учебник, слайдовая презентация, кластер, звезды для самооценки (красные, желтые, синие), 12 звезд, 4 конверта с признаками, плакат самооценки.

Ход урока.

Этап урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

I. Организационный момент (3 мин.).

 

 

На доске -плакат.

На доске

- Вот звёздное небо!

-Что видно на нём?
- Звёзды там светят далёким огнём!
- Только ли звёзды на небе сияют?
- Нет! Среди них созвездие Знаний блуждает!

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие к созвездию Знаний и увидим, как оно выглядит.

- Давайте  прочитаем, о чем вы должны помнить, работая на уроке.

У вас у каждого по три звезды, которыми вы сами себя будете оценивать:

Красная – вы все сделали правильно,

Желтая – допустили 1 ошибку,

Синяя – допустили несколько ошибок.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Звучит музыка.

Я читаю слова.

Эмоциональный настрой:

( на доске)

-Мы уже многое знаем.

-В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.

-Мы имеем право на ошибку.

Работа в тетради.

Личностные УУД

 воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные УУД  Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.  

 ( 5 мин.)

Звезда 1

Задание 1.

Звезды:

Род, число, лицо, существительное, личное, местоимение, начальная форма,

одушевленное или неодушевленное

- К нам в гости пришел Звездочет и принес звездочки с заданиями.

-  Звездочет вместе с вами будет путешествовать к созвездию Знаний.

Послушайте первое задание.

  1. Найдите местоимения в тексте.
  2. Что такое местоимение?
  3. Что вы можете рассказать о местоимении мы?  

Звездочет поймал несколько звезд, упавших с неба и принес к нам.  

Прочитайте,  что  на них написано.

- Как можно назвать слова, записанные на звездах?

- Выберите среди них только те признаки, которые относятся к местоимениям.

- Проверьте, все ли признаки выбрали.

- Поднимите красную звезду, вы все сделали правильно.

- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

 

Достать звездочку и прочитать задание.

Мы, у нас

правило

Местоимения, личные,

Мы – 1 лицо, мн.ч.

 

Переворачивать звезды.

Читают записи на звездах.

Признаки частей речи.

Род, число, лицо, местоимение, личное, начальная форма.

Род, число, лицо, местоимение, личное, начальная форма.

Самооценка

Разбор местоимения как части речи.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД 1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах.

Регулятивные УУД

Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

III.Открытие новых знаний. Постановка проблемы.

(6  мин.).

 

Звезда 2

Конверт

Порядок разбора.

Разбор в группах на листах

Проверка

Самооценка

Собираю созвездие.

 на доске.

Звезда 3.

Созвездие

Работа в парах

в тетради.

Проверка

Самооценка

- Послушайте следующее задание.

 2. Разберите в группах местоимение

у нас.

- У каждой группы на столе конверт с признаками местоимений. Откройте его, расположите эти признаки по порядку, чтобы разобрать местоимение как часть речи.

- Произведите разбор на листах фломастером.

- Защита у доски.

Проверка.

- Почему не определили род?

- В каком лице можно определить род?

- Командиры, проверьте, так ли ваша группа выполнила задание.

- Задание было одно?

- А как вы его выполнили?

 -Почему так получилось?

- Прочитайте алгоритм разбора местоимения на с. 67.

- У вас на столе кластер, сейчас мы его будем  заполнять.

- Обратите внимание на образец записи.

- Какие слова сокращены? Как?

 - Уважаемый Звездочет принес ещё одну звезду.  Послушайте  задание.

- Разберите местоимение как часть речи по алгоритму.

- Работаете  в парах.

- Записываете в тетради.

- Самопроверка.

- Самооценка

Достаю звезду.

Распределяют в группах.

Разбор - у нас.

Проверка

Самооценка

По- разному

Мы  не знаем порядка  разбора местоимения.

Чтение алгоритма на с. 67.

Составляют кластер, а учитель – созвездие.

Читаю задание.

1 ряд - вам,

2 ряд – нам,

3 ряд – тебе.

Проверяют

Самооценка

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Извлекать   и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД 1.Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться о совместной деятельности, работать в группах

4. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2.Высказывать предположения на основе наблюдений.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Физминутка Звезда 4. (2 мин.)            Звездочет приглашает вас на физминутку     

 слайд 6    Созвездие                                  Представьте, что вы звездочки. Вы летите в космосе, между другими звездами.

Повторяйте движения за мной.

V. Углубление и обобщение изученного.

(10 мин.)

Словарная работа.

Шкатулка.

тетрадь

Этимология

Словарь Сергея Ивановича Ожегова.

тетрадь

Работа в парах.

Звезда  5

Созвездие

Списывание текста.

Звезда  6

Созвездие

Разбор самостоятельно

Самопроверка.

Самооценка 

- Звездочет  пришел к нам в гости не с пустыми руками. У него в шкатулочке удивительный предмет.

- А какой, вы узнаете, отгадав его загадку.

- Запишите слово фонарь, подчеркните орфограммы.

- Какие орфограммы вы подчеркнули?

- Фонарь – (греч. турецк).

род коробки со стеклами для держанья огня, света.

- Прочитаем определение в словаре С.И. Ожегова.

- Фонарь - осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки, трубки,  в которой помещается источник света.

- Составьте словосочетания со словом фонарь. Лучшие мы запишем в тетрадь.

- Это ручные и шахтерские фонари,

- А есть уличные фонари.

 - Вам известны Царь-колокол, Царь-пушка,

 а есть ещё «Царь-фонарь», который находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Фонарь этот, высотой более двух метров, весом 160 кг, несли обычно перед крестным ходом на Пасху восемь человек.

4.  У Звездочета  есть  любимое произведение.

1) Прочитайте текст вслух, определите жанр.

- Найдите речевые ошибки,

- Как  устранить эту ошибку.

- Откройте учебник, найдите упр. 299, стр. 68.

- Замените  существительные местоимениями, чтобы получился красивый текст.

2) Чтение  исправленного текста:

Сильный ветер качнул Уличный Фонарь, и он увидел высоко-высоко в чёрном небе Звезду.

«Какая она маленькая, - подумал Фонарь. – А так высоко забралась. Ей, наверное, страшно..».

Но как раз Звезде не было страшно, потому что она не собиралась прыгать вниз.

- Почему вы не  заменили существительное Звезде?

3) Звездочет предлагает списать 1  варианту – 1 абзац, 2 варианту – 3 абзац.

- Найдите и подчеркните личные местоимения.

4) Разберите  местоимений как часть речи:

1 вариант – местоимение м.р.

2 вариант – местоимение ж.р.

- Самопроверка.

- Самооценка

Горит, но не огонь.

Светит, но не звезда.

Освещает путь в темноте, но не маяк.

                          (фонарь)

Записывают слово – фонарь и подчеркивают орфограммы.

Ответы

Читает ученик в словаре.

Яркий фонарь, потухший фонарь, ручной фонарь, уличный фонарь, посветил фонарем (записывают 2-3 сочетания).

 

 

Сказка.

Повтор имён существительных Фонарь и Звезда

Заменить  существительные местоимениями.

Заменяют  существительные местоимениями.

В предыдущем предложении существительное Звезда уже заменено местоимением.

1 вариант – 1 абзац.

2 вариант – 3 абзац.

Находят местоимения.

Разбор местоимений самостоятельно:

1 вариант – он

2 вариант – она

- Самопроверка.

- Самооценка

Познавательные УУД

 Адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль.

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества в парах;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI. Итог урока.

- Вот мы и завершили путешествие.

- На что похоже созвездие Знаний?

- Перед тем, как Звездочет отправится к себе, давайте повторим:

- Какая тема урока была сегодня?  

 -  Повторим алгоритм разбора местоимения как части речи.

- Ребята, а Звездочет хочет проверить, хорошо ли вы знаете личные местоимения. Он приготовил вам загадки.

1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (я)

2. Какие два местоимения мешают движению? (ямы)

3. Сколько личных  местоимений  в слове семья?(7)

4. Первый слог – личное местоимение, второй – звуки, которые издает лягушка. Вместе – овощ. (тыква)

«На пятерку»

Повтор алгоритма по созвездию.

Отгадывают загадки.

VII. Рефлексия.

(3 мин.)

Рефлексия

- А сейчас оцените свою работу на уроке.

- Доскажите фразу до конца и прикрепите свою звезду на наше небо.

– Я научился разбирать местоимение как часть речи …

- Спасибо за работу.

Отлично (красная звезда)

Хорошо (желтая звезда)

Нормально (синяя звезда)

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VII.  Домашнее задание. (1 мин)

На доске

Упр.300, с.  68,  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА в 3 классе по программе "Школа 2100". Тема: «Разбор местоимения как части речи».

Это конспект урока "Введение нового знания".  Я очень люблю проводить такие уроки, так как именно на них ученики самостоятельно выдвигают тему, цели урока, строят проект и пробуют реализовать его...

Урок русского языка по УМК "Школа -2100" по теме "Разбор местоимения как части речи"

Конспект  и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Разбор местоимения как части речи" предназначен для учителей, работающих по УМК "Школа - 2100"....

Тема урока: Разбор местоимения как часть речи.

Урок обобщения и систематизации умений. Урок составлен по  учебнику   русского языка  Бунеевой Р.Н., Бунеева Е.В., Прониной О.В.. Русский язык, часть 2.- М. «Баласс», 2012 год...

Роль личных местоимений в речи. Развитие речи. Обучающее сочинение "О себе".

Презентация к уроку русского языка в 3 классе: "Роль личных местоимений в речи. Рр. Обучающее сочинение "О себе"...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...

Местоимение. Роль личных местоимений в речи.

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе. Тема урока "Местоимение. Роль личных местоимений в речи."...