«Методическая разработка проведения Урока письма».( в 4 классе)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Журавлева Ирина Николаевна
1. Учить учащихся писать письма, познакомить со структурой письма. 2. Развитие умения правильного написания письма, интереса к эпистолярному жанру, обогащение словарного запаса учащихся. 3. Воспитывать культуру речи, уважительное отношение к старшему поколению, гордость за свой народ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 27

353530

Краснодарский край

Темрюкский район

станица Старотитаровская

ул. Садовая № 151

8(861-48) 90-5-71

«Методическая разработка проведения Урока письма».

                                  ( в 4 классе)

 Учитель: Журавлёва Ирина Николаевна

353530

Краснодарский край

Темрюкский район

станица Старотитаровская

Урок – конкурс. Сочинение «Письмо ветерану».

Цели:

  1. Учить учащихся писать письма, познакомить со структурой письма.
  2. Развитие умения правильного написания письма, интереса к эпистолярному жанру, обогащение словарного запаса учащихся.
  3. Воспитывать культуру речи, уважительное отношение к старшему поколению, гордость за свой народ.

Оборудование: бумага для письма, конверты, таблица со схемой текстов      

                           писем, выставка рисунков учащихся на тему: «Победа деда-  

                           моя Победа».

Ход урока:

                                                                                                                                     

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

        Ребята, каждый год в нашей стране  9 мая празднуется очередная годовщина  Великой  Победы в страшной и долгой Великой Отечественной войне.

         Сегодня к нам в гости на урок пришла почётная жительница нашей станицы, учитель географии  с сорокалетним стажем работы в школе, основатель Старотитаровского музея, очевидец  периода оккупации станицы ( 1942-1943г.г.) Погиба Ольга Яковлевна.

III. Выступление Погибы Ольги Яковлевны.

         В августе 1941 года мы с мамой провожали папу Цокуренко   Якова Яковлевича на войну, мне было 7 лет. У нынешнего здания музея (тогда здесь было правление) собралось очень много провожавших людей и уходивших на войну. Рядом стояли подводы, запряжённые лошадьми. Уходившие на войну мужчины садились на подводы, и уезжали в военкомат  города Темрюка. Женщины, дети и старики плакали. Больше я папу не видела. В 1942 году получили похоронку.

         Когда в станицу зашли немцы, мне было 9 лет. Во дворе у нас стояла немецкая кухня. Мы вчетвером (бабушка, дедушка, мама и я) жили в старой хате, а немцы разместились в недостроенном доме.

         Корову немцы увели, кур всех выловили и использовали для еды. Перед приходом немцев дедушка выкопал яму и спрятал в неё картошку, а в другую яму спрятали два ватных одеяла. Зимой яма с картошкой «просела»     (провалилась) и немцы всю картошку забрали. Кушать было нечего, испытывали сильный голод. Хлеба не было. Мама ходила в «Россыпи» (плавни) и у рыбаков выменивала рыбу, благодаря только этому и выжили.

        Запомнилось страшное, когда немцы натравляли собаку на мальчика. Он упал в колею от колёс машин, а собака, натравленная немцами, лаяла на него, терзала зубами, рвала его одежду. Рядом стояли немцы и хохотали. Мама начала кричать и просить их, немцы отозвали собаку, а мальчик после этого стал заикаться.

        При немцах у нас сгорела старая хата, сгорели все вещи: одежда, обувь, семь цыплят, спрятанных на чердаке от немцев. Одежды не осталось, ходила я в дедушкином старом пальто и в его сапогах. Наступил настоящий голод. И благодаря сохранившимся одеялам, (их продали в станице Холмской), мама вместе с соседкой купила козу. Оттуда за три дня пригнали её домой. Коза нас выручила и спасла от голодной смерти.

       Ещё очень хорошо помню, когда мы с мамой ходили к тёте Кате (родная сестра мамы), она жила по ул.Коммунистической, а в колхозной бригаде располагалось немецкое Гестапо. Мы всегда боялись почему-то даже проходить мимо, а смотреть вообще страшно было. И в один из дней, проходя мимо увидели трёх молодых женщин. Две из них сидели на лавочке, одна из них держала грудного ребёнка на руках, третья стояла, прислонившись к столбу, обхватив его руками.

         После когда переносили останки расстрелянных и убитых людей в балке на краю станицы, (сейчас там установлен памятник растреленным мирным жителям) моя мама среди убитых опознала этих трёх женщин, которых мы видели возле Гестапо.

         Перед отступлением немцы взорвали школу, клубы, отмечали у кого колодцы с питьевой водой, тоже собирались взорвать. Мама спрятала колодец, забросав его сухими ветками. В спешке отступления немцы не нашли колодец и не взорвали его.

         Когда немцы отступали, мы сидели в окопе. Через время  к нам подошёл боец и сказал, что немцев уже нет. Нам трудно было в это поверить, а сколько радости было, словами не передать. Девушки – морячки увидев меня, (в какой я была одета одежде) подарили маме какую-то одежду морячек. Мама перешила её и у меня появилась «нарядная» одежда.

         Вскоре в ноябре открылась школа в хате (угол ул. Садовой и пер. Ильича). Парт не было. Приносили с собой скамеечки. Была единственная парта, сделал её сам ученик Савва Бетин и пригласил меня сесть рядом с ним. Учебников не было, тетрадей тоже. Писали в старых книгах между строчками.

    Выстояли советские люди, перенесли все тяготы, и лишения военного

времени. Беззаветная любовью к родной земле и чувство ответственности за все грядущие поколения помогли советскому народу выстоять в этой самой страшной войне.

IV. Презентация.

         А сейчас, ребята, посмотрите на экран.  Я вам расскажу ещё об одном замечательном человеке. Учитель начальных классов, ветеран труда, очевидец оккупации станицы (1942-1943г.г.), мой учитель-наставник и друг Портная Лидия Ивановна. Сейчас она живёт у сына в городе Майкопе, а в нашей родной станице она прожила 67 лет и оставила о себе приятные воспоминания.

( Со слов Портной Лидии Ивановны).

         Я, Портная Лидия Ивановна (Гаркуша), родилась в городе Керчи, Крымской области в 1932 году. В мае 1941года закончила первый класс. А в июне 22 числа началась Великая Отечественная война с Германией. Всех школьников до 14 лет из города Керчи  эвакуировали на Урал. По просьбе родителей меня эвакуировали к родным мамы на Кубань в станицу Старотитаровскую. Но и здесь пришлось встретиться с фашизмом. Немцы пришли в тёплый солнечный сентябрьский день, когда люди занимались своими хозяйственными делами.

         Первые зашли румыны. Три дня стоял стон и плач над станицей. Грабили. Начали с живности. Солдаты шастали по дворам и угоняли скот: свиней, барашек, гусей, кур. Всё уносили и бесновались, готовя это на кострах, ликовали. Три дня стоял стон: коровы мычали, барашки блеяли, гуси гоготали, куры кудахтали ( их несли по 5-10 штук в каждой руке за ноги вниз головами), свиньи визжали, а собаки выли. После этого кошмара прибыли немецкие войска. Началось выселение из лучших хат и домов. Дома занимали офицеры, а хозяева ютились в подвалах и сараях. Затем начались аресты. Коммунистов, активистов и всех подозрительных для них людей забирали и расстреливали.

          Мне дважды надавали прикладами по рукам.                                                  

          Первый раз зашёл немец с автоматом во двор к бабушке и требовал молока. Мы с бабушкой были дома одни и стояли у двери дома. Конечно, в молоке ему отказали. Но он быстро с нами справился. Врезал нам с бабушкой прикладом по рукам, зашёл в дом и в русской печи нашёл литровую кружку молока, которую спрятали для меня. Выпил всё. А бабушка говорит: «Ну, пей, чтоб тебя разорвало!» Он вытерся и на русском языке говорит: «Вот видишь, выпил, и не разорвало». У нас вообще душа в пятки ушла. Но обошлось, ушёл.

          Второй раз я была во дворе одна. Мимо двора шёл в боевом снаряжении немец. Приказал мне нести котелок. Я отказалась. После этого последовал удар прикладом по рукам. Я взяла котелок и понесла. Надо было идти два квартала по улице Береговой до конца станицы. Там стояла немецкая автоколонна, которая собиралась ехать в сторону Краснодара. Как только подошли к машине, я быстро бросила котелок в машину и бегом обратно. А меня уже начала искать тётя. (Соседи сказали, что меня увёл немец). Я целый день пролежала с компрессами на руках. Тряслась от страха и всё время вздрагивала.

          При отступлении по улице Береговой и в округе немцы взрывали все колодцы с питьевой водой. У бабушки колодец остался не взорванным, так как вокруг него лежал кабель, протянутый вдоль всего огорода, соединяющий линию фронта. Вся округа брала воду из бабушкиного колодца.

          Взорвали клубы. (Их было три, т.к. было три колхоза), среднюю школу в центре станицы, мельницу. Заложили в них мины с часовым механизмом.

          И вот наступил октябрь 1943 года. Рассвет. Всходит солнышко, тепло. Мы с дядей во дворе (дядя инвалид) слышим гул машин. Спрятались и наблюдаем. И вдруг, и вдруг – русская речь! Мы с дядей вышли из укрытия. Нас заметили. Солдаты начали нам кричать, махать руками. Говорят: «Есть жители в станице, вот девочка и мужчина!» А я им уже кричу: «Наши! Наши!» Эту радость мой детский мозг запомнил на всю жизнь.

          С родителями я встретилась спустя четыре года, после освобождения Крыма, так как они были в немецком концлагере и угнаны в Германию. Но Советские войска освободили наших родных.

         Честь и слава нашим доблестным воинам, крепкого здоровья тем, кто жив!

V. Слово  учителя.

         Ребята, вы  прослушали два выступления очевидцев  страшной  жестокой войны.                                                                                                                    

- А каково было солдатам на фронте?

- Эти мужественные люди отстояли Великую Победу над фашистской Германией, пройдя через огонь и воду, испытывая неимоверные трудности и тяготы военного времени. Да, много погибло людей в этой страшной войне, около 25 миллионов человеческих жизней она унесла только в нашей стране. Честь и слава погибшим воинам! ( Минута молчания).

- Среди нас живут ветераны Великой Отечественной войны. Только осталось их совсем немного.

VI. Объявление темы урока.

- И сегодня на уроке мы напишем «Письмо ветерану»- к очередной годовщине празднования Великой Победы.

VII. Работа по теме.

1. Приветствие.

С чего начинается письмо? ( с приветствия)

С каким приветствием можно обратиться к ветерану? (ответы детей вносятся в таблицу).

2. Вступительное слово.

Начинается со слов благодарности.

3. Основная мысль письма.

Высказываются свои мысли о том, что вас побудило написать письмо:

- прочитанная книга о ВОВ;

- просмотренная передача по ТВ;

- рассказ человека прошедшего и пережившего войну;

- услышанный рассказ сегодня на уроке.

4. Пожелания.

Что можно пожелать ветерану?

5. Заключительное слово.

Какие слова говорят на прощание?

 

На доске план письма в таблице.

План.

Возможные варианты:

1.Приветствие.

1. Дорогой ветеран!

2. Здравствуй Солдат Победы!

3. Уважаемый ветеран Великой Отечественной войны!

Пишет вам ученик (ца) 4класса МБОУ СОШ №27

2.Вступительное

слово.

1. Примите слова благодарности…

2. Я вам благодарен за то, что…

3. Благодарю вас за то, что…

3.Основная мысль.

 Что помогло вам пройти  через ужасы страшной войны и победить?

1. Ваше мужество не позволило вам отступать, и вы победили всех врагов.

2. Беззаветная любовь к родной земле.

3. Чувство ответственности за все грядущие поколения.  

4.Пожелания.

1. Чтобы ваше сердце всегда оставалось молодым.

2. Семья для вас была крепкой опорой.

3. Долгой жизни и здоровья.

5.Заключительное

слово.

1. До свидания.

2. До встречи.

3. Низко кланяюсь.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Написание сочинения «Письмо ветерану».

IX. Итог урока.

Ребята, кому из вас нравится получать письма? ( Ответы учащихся)

Пишите письма! Ведь искусство написания писем ценилось нашими предками, как бесценный дар. Сейчас во время телефонов, сотовой связи и электронной почты составление писем для дружеской переписки или общения с родными перестало подчиняться жёстким требованиям. Но как приятно получить весточку от родных или близких тебе людей. Письмом вы оказываете внимание и любовь.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку "Seasons" 3 класс

Урок разработан с использованием интерактивной доски и лицензионных электронных образовательных ресурсов....

Методическая разработка фрагмента урока для 2 класса с использованием "Finger Toys" по теме "Животные"

Данный материал поможет узнать основные термины по теме "Животные" , а технология "Finger Toys" выступает как инновационный подход в обучении английскому языку, что позволит учащимся с интересом отнес...

Методическая разработка фрагмента урока для 2 класса с использованием "Finger Toys" по теме "Животные"

Данная методическая разработка позволит играюче приподать материал детям по теме "Животные". С помощью технологии  " Finger Toys" дети легче усваивают информацию и с интересом изучают иностранный...

Методическая разработка интегрированного урока математики 1 класс. Повторение

Данный урок был разработан в рамках участия в конкурсе "Открытие года". Урок представляет собой интегрировнное занятие по математике, окружающему миру и технологии....

Методическая разработка первого урока в 1 классе.

Методическая разработка первого урока в 1 классе. Тема:  «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» Цель: ввести первоначально детей в школьную жизнь и учебную деятельность, вызвать...

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.  Обучение написанию  сочинения    "Хочу рассказать о родном крае"....

Учебно-методический комплекс к уроку письма, 1 класс. Тема: "Строчная буква ю"

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с алгоритмом написания буквы "ю", с образцом соединения с новой буквой; развивать и совершенствовать фонематический слух; закрепить графически написание...