Конспект по русскому языку "Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Морева Ирина Алексеевна

Тема: «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»

Цель: Познакомить обучающихся с прилагательными мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы в дательном падеже.

Задачи:

Образовательная: Научить правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы в дательном падеже.

Развивающая: Развивать у обучающихся умения распознавать имена прилагательные дательного падежа, развивать орфографическую зоркость, творческую мыслительную деятельность, мышление, память, внимание, аккуратность.

Воспитательная: Воспитывать интерес к данной теме урока, интерес к овладению навыками грамотного письма, доброжелательные и товарищеские отношения между обучающимися.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениеСаратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО «СОПК»)

Конспект урока русского языка

На тему: Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.

Выполнила студентка 30 группы:

Морева Ирина Алексеевна

МОУ «Гимназия №31» г. Саратов

Класс 4

Учитель  Галушкина С. Н.________________________

Методист Наумова Наталья Владимировна___________________

Дата проведения__07.03.2018___

Оценка______________

Тема: «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»

Цель: Познакомить обучающихся с прилагательными мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы в дательном падеже.

Задачи:

Образовательная: Научить правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы в дательном падеже.

Развивающая: Развивать у обучающихся умения распознавать имена прилагательные дательного падежа, развивать орфографическую зоркость, творческую мыслительную деятельность, мышление, память, внимание, аккуратность.

Воспитательная: Воспитывать интерес к данной теме урока, интерес к овладению навыками грамотного письма, доброжелательные и товарищеские отношения между обучающимися.

Оборудование: презентация, учебник по русскому языку 4 класс.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Приветствие и знакомство

 - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас русского языка. Надеюсь, наше занятие будет успешным.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

 - Садимся все на свои места.

Приветствуют учителя, внимательно слушают.

2. Актуализация знаний

 - Сегодня мы продолжим постигать неизвестные для нас чудеса русского языка. Проведем наблюдение и сделаем открытие в написании окончаний имен прилагательных. При этом вам надо быть очень внимательными.

 

 - Открыли тетради, записали число, классная работа.

 - Посмотрите на слова, записанные на доске. (Ночной, вечернее, осенний, зелёный, холодное) Что вы можете сказать об этих словах?

 - На какие группы можно разделить данные прилагательные?

 - Напомните мне, как же вы смогли определить твердый и мягкий согласный на конце основы?

 - Теперь подберём к данным именам прилагательным имена существительные и запишем в Д. п.                      Но сначала вспомним, какой вопрос мы задаём к имени прилагательному в м. и ср. р., чтобы определить Д. п.?

 - Так что же у нас получилось?

 - Что вы заметили?

 - Как вы думаете, от чего это зависит?

 - Какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в Д. п.?

 - О чем это может нам сказать? Внимательно посмотрите на данные словосочетания и попробуйте мне ответить.

 - Правильно темой сегодняшнего урока будет «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»  Мы будем учиться правильно писать и различать окончания имён прилагательных м. и ср. р. в Д. п.

Внимательно слушают учителя.

Выполняют указания учителя.

Это имена прилагательные.

По родам: м.р. (ночной, осенний, зелёный),         ср. р. (вечернее, холодное).

По основам: на твердый согласный (ночной, зелёный, холодное), на мягкий согласный (вечернее, осенний).  

На слух.

Какому?

Ночному ветру, вечернему озеру, осеннему листопаду, зелёному мху, холодному дождю.

Изменение окончаний в именах прилагательных.

От того, на твердый или мягкий согласный заканчивается основа прилагательного.

Окончания -ому и –ему

Твердый согласный на конце основы прилагательных с окончанием – ому.

Мягкий согласный на конце основы прилагательных с окончанием – ему.

3. Усвоение новых знаний.

 - А теперь откроем учебник на стр. 53. Посмотрим на упражнение 100. Прочитайте задания под номером 1 и 2. Что нам нужно сделать?

 - Откроем упражнения 93 и 97. Посмотрим на упражнения. Прежде, чем мы начнём искать нужные словосочетания, скажите мне, на какие вопросы отвечает В. п. в имени прилагательном?

 - Теперь, задавая вопросы, найдем эти словосочетания. Выделим окончания. Что у нас получилось?

 - Внимательно посмотрите на окончания. Давайте их сравним.

 - От чего зависит разница в окончании прилагательных в В. п.?

Найти предложения в упр. 93 и 97, где есть словосочетания существительных и прилагательных в ед. ч. в В. п, выписать, записать вопросы. Выделить окончания прилагательных и сравнить их, ответить на вопрос.

Какой? Какая? Какое?

В (какое?) широкое окно, на (какое?) ближнее пастбище, (какой?) большой участок, (какую?) географическую карту.

В ср. р. окончание – ое, - ее, в м. р. окончание – ой, в ж.р. окончание – ую.

От вопроса.

4. Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись (Наклоны вперёд и назад)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать (Рывки руками перед грудью)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова (Вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка (Дети садятся за парты)

 Выполняют упражнения, повторяя за учителем.

5. Закрепление.

 - Обратите внимание на упражнение 101 на стр. 54. Прочитайте задания под цифрой 1 и 2. Вспомните – на какие вопросы отвечает прилагательное в Р. п.?

 - Какие окончания образуются у имён прилагательных в м. и ср. р. в Р. п.?

 - Различаются ли окончания в Р. и Д. п.? Почему?

 - Возвращаясь к прошлой теме, скажите, в каких случаях в Р. п. основа у прилагательных будет твердая или мягкая? Определите основы прилагательных в Р. п.

 

- Теперь посмотрите на упражнение 102. Ознакомьтесь с заданиями под номером 1 и 2. Скажите, что предлагается сделать?

 - Выделите окончания, для того, чтобы правильно указать падеж.

Какого? Какой?

Окончания - его, - ого

Да, потому что в Д. п. окончания – ому, - ему.

В том случае, когда основа будет мягкая, окончание – его, когда основа будет твердая, окончание – ого.

Домашнего животного (мягк. основа), серого волка (тверд. основа), позднего вечера (мягк. основа), высокого дерева (тверд. основа), соседнего двора (мягк. основа), гибкого ствола (тверд. основа), громкого голоса (тверд. основа), весеннего грома (мягк. основа), нижнего этажа (мягк. основа), длинного коридора (тверд. основа).

Составить предложения, поставив прилагательные в Р. и Д. п.

Следуют указаниям учителя.

11. Итог урока, рефлексия.

 - Ребята, сегодня мы с вами научились правильно писать и различать окончания имён прилагательных в м. и ср. р. в Д. п.

Какую тему мы сегодня изучали? Что делали? Что вы узнали?

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с экрана на доске:

 - сегодня я узнал…

 - было интересно…

 - было трудно…

 - я выполнял задания…

 - я понял, что…

 - теперь я могу…

 - я научился…

 - у меня получилось …

Отвечают на вопросы учителя, выбирают фразу на экране, чтобы выразить свои впечатления от урока.  

12. Домашнее задание.

Записывают домашнее задание под диктовку учителя в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе (программа Л.В. Занкова) по теме:" Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы".

   Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется при помощи речи, важно изучать развитие речевой деятельности. Через речь проявляются и формируются интеллектуальные ...

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»

1.Тип урока:Урок открытия новых знаний2Класс:43Тема:«Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»4Образовательная программа, автор:УМК «РО система Занкова...

Конспект урока по русскому языку на тему "Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким окончанием на конце основы." 4 класс

1.Мотивация к учебной деятельности-Ребята, здравствуйте. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Яна Александровна. Открываем тетради, записываем дату, классную работу.2. Актуализация ...

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж"

Короч лучше док скачайте, так рил проще хдЯ даже презенташку добавил  Мне хочется еще чего-нибудь написать ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°)...

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж" (УМК Школа России, 4 класс)

Тема: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж»Цели деятельности учителя: формирование умения определять  окончания имён прилаг...