Открытый урок. Обобщение по теме "Местоимение" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Валентина Геннадьевна Макарова

Урок закрепления, повторения по теме "Местоимение".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок - повторения20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение по теме «Местоимение»

Тип урока: урок-обобщение

Продолжительность:45 мин.

Цель урока:1. Обобщить знания по теме «Местоимение».

                    2.Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речи и мышление через формулировку вывода.  

                    3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету.        

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;

- закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода;

- совершенствовать навык правописания местоимений с предлогами.

2. Метапредметные: создать условия для самостоятельного осмысления учащимися знаний о местоимениях.

регулятивные- — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;

коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Личностные УУД – формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

                                - создать ситуацию для осознания необходимости применять полученные знания в повседневной жизни.

Методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

Информационные методы - использование мультимедийной презентации.

Материал к уроку: учебник В. П. Канакиной «Русский язык» 4 класс 2 часть,  раздаточный материал.

Методы обучения на уроке: проблемное обучение, здоровьесберегающая технология – физкультминутка, словесно-наглядный метод.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для Вас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали Все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда,

Мы урок начнём, друзья.

II. Самоопределение к деятельности.

Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!

А что за старые друзья вы, я  надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

 Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него как не крутись,

В речи нам не обойтись!

- Ребята, вы узнали, о чём  идёт речь?

Дети: - Это местоимения!

- Верно, это наши друзья местоимения.

- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

- Итак, тема нашего урока сегодня «Повторение по теме «Местоимение». (Слайд № 2)

- С помощью слов-помощников расскажите мне, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Слайд № 3 )

Ответы детей: - Я повторю, что такое местоимение (определение)…

Я повторю, что местоимение имеет лицо и число.

Я повторю, что местоимение может заменить имя существительное…

А я повторю, как пишется местоимение с предлогами…

- Хорошо, ребята, много оказывается нам с вами надо повторить и вспомнить о местоимении.

- А как вы продолжите предложение «Мне пригодится…»? Для чего нам в обычной жизни нужны местоимения?

Ответы детей: - Мне пригодится знание местоимений для того, чтобы я был грамотным, когда вырасту.

- Мне пригодится знание местоимений, чтобы моя речь была интересной, разной.

- Какие вы у меня молодцы, ребята. Действительно, местоимения нам в жизни пригодятся.

- Идём дальше.

- Открываем тетради, запишите число и классная работа.

III.Актуализация знаний.

- Прежде чем мы начнём выполнять различные задания от местоимений, кто мне скажет, а что такое местоимение?

Д.- Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

- Правильно, ребята.

- Ну, а теперь местоимения открывают свои врата и приглашают к себе в гости, где приготовили для вас много заданий и сюрпризов.

- И продолжим мы урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили - скажите?

- Прочитайте, что же здесь написано?

(Дети читают, что написано на Слайд 4)

Семья, тыква, телефон, ворона, выбор, мыло.

- Так что же вы заметили? Докажите.

  • Я предлагаю вам найти  местоимения в словахи записать себе в тетрадь.   Проверка (Слайд5)
  • На какие две группы можно разделить местоимения.

Запишите эти местоимения по числам. Проверка и оценка (Слайд6)

- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.

  • А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?

Чистописание.

  • А сейчас мы с Вами  определим, над письмом какой буквы мы будем работать на минутке чистописания. Обратимся к выписанным местоимениям. ( Эта буква имеет согласный звук, непарный, твёрдый, звонкий. Что это за буква? Назовите местоимение, в котором есть эта буква.)
  • _______________________________________. (Какую закономерность вы заметили? У себя в тетради продолжите эту закономерность. Оцените свою работу )

-Возвращаемся к местоимениям. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.

- Давайте посмотрим, какое следующее задание приготовили вам местоимения…

2. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ

(Слайд 7)

- Что записано на  слайде?

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

М...тро, м...роз, м...талл, меб...ль, м...л...ко, м...рковь.

(Дети работают в тетради. Взаимопроверка (Слайд 8) и взаимооценка)

- Вот и следующее задание подготовили для вас местоимения…

1 ряд –подчеркните местоимения, которые можно заменить местоимением ОН;

2 ряд- подчеркните местоимения, которые можно заменить местоимением ОНА;

3 ряд - подчеркните местоимения, которые можно заменить местоимением ОНО.

(Проверьте, ребята правильность выполнения задания. )

- Что мы с вами повторили выполнив это задание?

Дети: - Можно заменять имена существительные местоимениями, подходящими по роду.

- Правильно.

3. ДОМИКИ

- Посмотрите, ребята, местоимения выстроили для себя новый дом, а как заселиться в него не знают.

- Ваша задача сейчас будет поработать в паре. Надо расселить правильно по своим квартирам местоимения. (Слайд №9)

1 лицо

2лицо

3 лиц

ед.ч.

мн.ч.

 Я, он, мне, вы, они, ты, вас, она, мы, оно,тобой, к нему.

 (Дальше дети обмениваются своими «домиками» между парами и идёт проверка по слайду №10. )

- Что мы с вами повторили выполняя это задание?

Дети: - Повторили, какое местоимение к какому лицу и числу относится.

4. ФИЗМИНУТКА

- А теперь давайте немного отдохнём.

- Молодцы. Присаживайтесь. Отдохнули, размялись.

5. Скажите, а что вы знаете о местоимениях 3-лица.

Дети: - Изменяются по числам.

Дети: - Когда появляется рядом с местоимением 3-го лица предлог, то надо начинать писать его с согласной «Н».

- Сейчас вы поработаете редакторами. Кто такой редактор

Дети: - Человек, занимающийся исправлением ошибок в тексте, который собираются выпустить в печать.

-Молодцы верно.

- Где я могу посмотреть объяснение слова?

Да, действительно, Ожегов объясняет: «РЕДАКТОР – человек, который редактирует что-нибудь. Специалист по редактированию. А редактирование – это проверять и исправлять текст при подготовке к печати.»

  • Вот текст, который надо отредактировать. (Слайд №11)

Спишите, заменяя выделенные существительные местоимениями.

Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо  маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это.

- Запишите. Работаем. (Дети работают над текстом.)

- Сами проверьте правильность написания текста. (Слайд № 12)

(Учитель выводит текст на экран, по которому дети сами себя проверяют.)

- Оцените себя.

- Молодцы, ребята! Я думаю, что местоимения рады, что у вас получились такие красивые и правильные предложения.

- Какие знания помогли вам редактировать этот текст?

Дети:

- Правильное написание местоимения с предлогом.

Дети:

- Правильное написание местоимения в нужном падеже, подходящим по смыслу предложения.

- Верно, ребята. А вот и следующее для вас задание.

  • У местоимений, которыми вы заменили существительные определите падеж и лицо.( Проверка и оценка).

6.Самостоятельная работа. (работа на листочках)

1 уровень.

 Вставьте местоимения в нужном падеже, определи число.

Подошёл к (он) ___________, возвратился с (она) _________,

посмотрел на (они) _________, позвонил (она) ____________,

отвечал (они) ______________ .

2 уровень.

Укажи лицо, число и падеж.

Мне - __________________.

От нас - ________________ .

Тобой - _________________ .

К нам - __________________ .

О них - __________________ .

3 уровень.

Исправьте ошибки.

Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг блиско от её раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глидел на его молчя.

Рефлексия:

- Итак, ребята. Давайте вспомним, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Дети: - повторение по теме «Местоимение».

- Что же мы с вами повторили, вспомнили сегодня на уроке о местоимениях?  

Дети: - Повторили части речи. Смогли выделить среди других частей речи местоимения.

Дети: - Повторили умение заменять имена существительные местоимениями.

- Хорошо. А ещё?

Дети: - Повторили правильное написание местоимений с предлогами. И изменение местоимений в нужную падежную форму по смыслу предложения.

- Для чего это нужно нам?

Дети: - В жизни эти знания нам пригодятся.

- А теперь сосчитайте общее количество баллов за урок. По критерию отметки за урок поставьте себе отметку за урок.

Проверка баллов у учащихся.

- Встаньте те, кто получил за урок от 15 до 17 баллов?

- Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.

- А теперь встаньте те, кто набрал за урок от 12 до 14баллов?

- Хорошо. Вы тоже сегодня поработали хорошо. Садитесь.

- Встаньте те, ребята, кто набрал за весь урок 11 и ниже баллов.

- Тоже не плохо.

  • Продолжи фразу (Слайд 13)

Сегодня на уроке я …

Мне было интересно …

 Теперь я могу ….

Я понял, что …

Я выполнил задания …

- Я очень рада за вас всех. Вы сегодня все молодцы. Хорошо работали, ну, а если у кого-то что-то не вышло – не отчаивайтесь, мы обязательно доработаем все ваши недочёты.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Слайд14)

  • Я сегодня хочу задать вам домашнее задание по выбору:

1. Стр.65 №137,словарь;

2.  Стр.64 №136, словарь.

- Спасибо за работу на уроке! (Слайд15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок чтения в 4 классе . Обобщение по теме Родина

обобщение  знаний учащихся по пройденной теме; развитие  познавательных  способностей ,  интеллекта, творческих способностей  и кругозораЗадачи: - учить коммент...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок "Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка в 3 классе по теме имя существительное...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...