Проектная работа на тему " Числительные во фразеологизмах"
проект по русскому языку (3 класс) на тему

Фаттахова Татьяна Николаевна

    В настоящее время написано множество работ по фразеологии, разработаны общие и частные вопросы, определены ее объект, предмет и задачи, но вопросы фразеологии привлекают языковедов и остаются актуальными и сегодня.

    Проектная работа выполнена по русскому языку и подойдёт для использования на уроках русского языка в 1-4 классах 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Числительные во фразеологизмах1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию на тему “Употребление числительных во фразеологизмах” подготовила ............Ксения., МБОУ СОШ №44 г.Сургут, 2018г

Слайд 2

2 «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство» В.Г.Белинский

Слайд 3

3 В настоящее время написано множество работ по фразеологии, разработаны общие и частные вопросы, определены ее объект, предмет и задачи, но вопросы фразеологии привлекают языковедов и остаются актуальными и сегодня.

Слайд 4

4 Во фразеологизмах, так же как и в пословицах и поговорках, часто употребляются числительные один, два и семь.

Слайд 5

5 Цель проекта: Выявить особенность употребления числительных во фразеологизмах Задачи: Узнать, какие числительные чаще всего употребляются во фразеологизмах В чём особенность данных числительных

Слайд 6

6 Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?(какой?). По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда: Количественные числительные (пять, двадцать три, шестьдесят); Порядковые числительные ( пятый, сто двадцать третий)

Слайд 7

7 В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное. Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные. Выделение числительного как части речи начинается с XIV в., в XVII в. такая часть речи уже бесспорно есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с XVIII в. числительное окончательно оформляется как часть речи.

Слайд 8

8 Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, выступающее в качестве единой лексической единицы, и заменить которую можно одним словом. Входящие в состав фразеологизмов слова, как правило, частично или полностью утрачивают своё собственное лексическое значение. Поэтому лексическое значение всего фразеологического оборота является сочетанием значений входящих в него слов.

Слайд 9

9 Свойства фразеологизмов воспроизводимость устойчивость сверхсловность

Слайд 10

10 Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

Слайд 11

11 До 40–х годов 20 века в работах отечественных языковедов А.А. Потебней, И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова и других можно было найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии: Концепция фразеологических единиц как устойчивого словосочетания, смысл которого не выводим из значений составляющих его слов, впервые была сформулирована швейцарским лингвистом Шарлем Балли в работе Précis de stylistique, где он противопоставил их другому типу словосочетаний — фразеологическим группам (фр. séries phraséologiques) с вариативным сочетанием компонентов.

Слайд 12

12 Академик В. В. Виноградов выделил три основных вида фразеологизмов: фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства и фразеологические сочетания. Н. М. Шанский выделяет также дополнительный вид — фразеологические выражения. С именем Виноградова связано возникновение фразеологии как лингвистической дисциплины в русской науке. В настоящее время фразеология продолжает своё развитие. До сих пор среди фразеологов нет полного единства в определении фразеологизма в современном языкознании.

Слайд 13

13 Фразеологизмы обладают лексическим значением и характеризуются лексической не делимостью. Они означают понятие, явление, качество, состояние, признак, поэтому нередко фразеологизмы синонимичны словам: на каждом шагу – повсюду прикусить язык – замолчать правая рука – помощница

Слайд 14

14 Примеры фразеологизмов в русском языке, где одним из компонентов образного выражения является числительное Все до одного – (все) без исключения, полностью; Есть в два горла – очень много есть; В три ручья (плакать) – плакать, безудержно, горько, обильно проливая слёзы; Семь пятниц на неделе – о том, кто часто меняет свои решения; Анализ школьного фразеологического словаря русского языка под редакцией В.П.Жукова (1980г.) показал, что из 2000 фразеологизмов 110 фразеологизмов содержат в своём составе имена числительные. Самое употребительное числительное – один( количественное) – 32%, первый (порядковое) – 10%; Немало случаев употребления числительного два – 17%; Числительное три и семь – 7%.

Слайд 15

15

Слайд 16

16 Числительное утрачивает свое прямое, в данном случае числовое, значение и приобретает смысл неопределенного количества. Иногда неопреде-лённо малого, иногда неопределённо большого и значительного. А чаще всего количественное значение вообще отсутствует или переосмыслено. Например: используя фразеологизм «опять двадцать пять» , мы выражаем недовольство по поводу чего-либо много раз повторяющегося и надоевшего, а вовсе не пытаемся утверждать, что этих повторений было именно 25.

Слайд 17

17 Первый - означает «главный, лучший» По первое число Первое слово Первый сорт

Слайд 18

18 Один как перст – одинокий. Одного поля ягода – похожи. 1 – означает 1. ничтожно малое количество 2. одиночество, незначительность, беспомощность; 3. одинаковость, похожесть 4. единство. Одной веревочкой связан(ы) – объединен чем-то общим, неразрывным.

Слайд 19

19 2 - означает мгновенность, быстрота, близость в расстоянии; 2. малое количество; 3. разделение В два счёта – очень быстро. На два фронта – действовать в двух разных направлениях. В двух шагах от... – очень близко.

Слайд 20

20 3 – несет значение высокого качества или высокой степени экспрессивности действия. В три погибели (гнуться) – гнуться очень низко. В три шеи (гнать) – грубо, с побоями и руганью гнать. В три ручья (плакать) – плакать, безудержно, горько, обильно проливая слезы.

Слайд 21

21 7 означает – неисчислимо большое множество. Семь пятниц на неделе – о том, кто часто меняет свои решения. Семь пядей во лбу – очень умный, способный. Работать до седьмого пота – очень много трудиться.

Слайд 22

22 По частоте употребления имена числительные занимают восьмое место. Самыми употребительными являются количественные числительные первого десятка. Это закрепилось и отразилось в большом количестве фразеологизмов, в составе которых мы можем наблюдать количественные числительные первого десятка.

Слайд 23

23 В результате исследования, доказано, что в научном отношении изучение фразеологии важно для познания самого языка. Поэтому мы должны уделять немаловажное внимание изучению такого раздела языкознания как фразеология. Нужно научиться правильно использовать эти устойчивые сочетания слов, правильно их понимать. Употребление фразеологизмов делает нашу речь образной, выразительной и эмоциональной.

Слайд 24

24 Список использованных информационных источников Интернет – ресурсы Фразеологические словари русского языка Русский язык теория (В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова) 5-9 кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная работа по теме "ОБЕРЕГИ и СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ"

проектная работв учащихся 4 класса рассказывает о различных оберегах и солярных знаках, сопровождающих нас в жизни, раскрывает их суть и предназначение (с презентацией)...

Проектная работа по теме "Путешествие по карте. Удивительные названия. Город Выкса".

Проектная работа в секции "Краеведение": «Мой край, моя история». 5 место в городской научно-практической конференции «Планета эрудитов». СодержаниеВведениеВыксаВыксунские заводыЛюди, просл...

Проектная работа на тему: "Интересная профессия - мультипликатор"

ГБОУ СОШ № 601Тема проектаИнтересная профессия – мультипликатор.Возможно ли самому снять мультфильм?Автор проекта Угарова  СандраРуководитель проекта Гомонова Н.В.Консультант мама Прибылова...

Проектная работа по теме: « Подарим мамам радость!»

Цель проекта: сделать приятное мамам и бабушкам, поздравить с Днём Матери. Задачи: развивать артистизм детей, воспитывать желание сделать приятное ближним....

Проектная работа на тему «Составление сказки». Бадикова Миляуша. 3 класс.

Внедряем новые технологии обучения и воспитания  через проектно-исследовательскую деятельность,составляем и защищаем проектные работы.Проектная деятельность позволяет создать специальные ситуации...

Исследовательско-проектная работа по теме "Природа - инженер-строитель"

Исследовательско-проектная работа по теме " Природа - инженер-строитель"...

Проектная работа по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную сос...