Открытый урок УМК Перспектива Обозначение на письме твердых и мягких звуков
материал по русскому языку (1 класс) на тему

Турусова Александра Рифовна

Урок по УМК "Перспектива" по теме Обозначение на письме твердых и мягких звуков, содержит много практических и метапредметных заданий, с помощью которых ученики быстро осваивают материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок. Программа «Перспектива».

Твердые и мягкие согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.

- Проверьте готовность к уроку. Учебник, тетрадь, цветные карандаши (красный, синий, зелёный).

- Откройте тетради и запишите дату. Классная работа.

Словарь: портфель, тетрадь, мальчик, молоко.

Поработаем со словарем: поставим ударение, посчитаем слоги, подчеркнём безударные гласные.

Ребята, зачем ставить ударение в словах?

Как проверить безударную гласную?

Что нужно сделать?  

Сейчас по расписанию у нас ….

Я ё ю и е  ь

Молодцы!

Ученики здороваются. Приветствуют гостей.

Открывают тетради.

Записывают дату (… апреля)

Словарь.

Словарь: портфель, тетрадь, мальчик, молоко.

Ответы детей

Ответы детей

Чистописание

Ребята прописывают буквы в тетрадях.

Сейчас у нас будет работа в группах.

Поработаем с таблицами.

Ребята, на какие две группы делятся звуки?

Всё, что мы знаем о звуках, вы отразите в таблице.

Соберите из табличек схему, составьте схему.

Ребята работают с таблицей.

А какие буквы не обозначают звуков? (ъ и ь)

Молодцы!

Ь и ъ знаки

Ребята, какой сейчас месяц?

Правильно!

На дворе звенит капель,

Это месяц наш апрель.

Апрель - это месяц какого времени года?

Правильно, это второй месяц весны. - Я записала несколько весенних слов. Прочитайте их.

КАПЛЯ

АПРЕЛЬ

СОСУЛЬКА

- Что можете отметить в них общего?

- Дайте характеристику звуку [л'].

- Одинаковым ли способом обозначим мягкость согласного звука [ л'] в этих словах на письме? (разными)

- Так о чём же мы сегодня на уроке будем говорить?

Сформулируйте тему урока.

Апрель

Весны

Ребята читают

звук [л']

Согласный, звонкий, непарный по звонкости-глухости, парный по мягкости-твердости,

Разными

Различные способы обозначения мягкости согласных на письме.

Работа по теме урока:

Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки, в этом нам помогут волшебники.

Есть известный Волшебник – Ь.

Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, то оно делается совершенно неузнаваемым.

Волшебник Мягкий знак:

- Я умею превращать одни слова в другие.

Вот смотрите! Слово ЕЛ он превращает в название дерева.

А теперь смотрите, как шест превращается в число шесть.

Ребята, в чем волшебство? (ь знак обозначает на письме мягкость согласных)

(ь знак обозначает на письме мягкость согласных)

Правильно, ребята. А теперь мы с вами тоже попробуем превратить одни слова в другие.

1 ученик у доски, остальные в тетрадях записываем.

Ест – есть, шест – шесть, пенки – пеньки, уголки – угольки, банка – банька.

Молодцы!

Один ученик у доски. Остальные записывают в тетрадь.

Физминутка: Слайд №7

Потрудились-отдохнём

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

Ребята выполняют физминутку.

Работа по учебнику.

Упражнение №150

Прочитайте.

Выпишите слова, в которых мягкость согласного обозначена ь знаком.

подчеркните синим цветом твёрдые согласные, а зелёным мягкие согласные.

Ребята выполняют работу в тетрадях.

А теперь посмотрите на доску.

Сколько букв и звуков в слове АПРЕЛЬ? Объясните. Произнесите согласные в этом слове. Какие из них твёрдые, а какие мягкие?

Какая особенность в произношении мягких согласных звуков? (губы растягиваются в улыбке)

Что происходит с согласными звуками, рядом с которыми стоит Ь.

Какой вывод мы с вами сделаем?

Вывод: мягкость согласного звука обозначается на письме мягким знаком (Ь). 

Слайд №9

Обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, ю, я, и. 

Я тоже могу показывать фокусы, говорит второй Волшебник Гласный. Посмотрите, как растение превращается в закрывающееся отверстие, например, в танке. (ЛУК – ЛЮК)

слово РОВ (дотрагиваются волшебной полочкой) превращается в громкий плач! (РОВ – РЁВ)

В чём секрет такого волшебства?

Не только ь, но и гласные буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных.

Что вы можете рассказать о йотированных гласных? 

В начале слова или после гласной, буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука. А после согласной один звук, и при этом согласная смягчается

Работа на доске.

- Прочитайте слова. Нам надо эти слова поделить на две группы. Как вы думаете, на какие?

Лед, соль, вишня, пальто, уголь, клюква, деревня, полька.

На две группы. В одну группу слова, в которых мягкость обозначена буквами иеёюя, а в другую группу слова, в которых мягкость согласных обозначена с помощью ь.)

Работа выполняется письменно. Выборочно ученики у доски по одному слову.

На партах рисунки:(лист, улитка, крыша), (кот, окно, нитки), (мел, арбуз, часы)

(должны получиться слова: люк, конь, мяч.)

Учитель. Вам нужно поймать первые звуки в словах и собрать новое слово, а потом записать.

Первый рисунок – лист.

Улитка, какой первый звук?

А в слове крыша?

Кто собрал слово?

Как вы обозначили мягкость на письме?

Какое второе слово?

Как вы обозначили мягкость на письме?

Звук [л'].

Звук У

Звук К

Слово люк. (Некоторые дети могут сказать лук, следует обратить их внимание, что первый звук мягкий [л'].)

С помощью буквы Ю

Слово КОНЬ

С помощью мягкого знака.

Щ, Ч, Й – всегда мягкие согласные

Ребята, смотрите, а под этой шляпой скрылись буквы Щ, Ч, Й

Они говорят, что они заколдованные, им волшебство не нужно.

- Что же это за колдовство?

А какие согласные не поддаются фокусникам и остаются всегда твёрдыми?

Молодцы, ребята!

Звуки щ, ч, й всегда мягкие, их смягчать не надо

Ж, Ш, Ц

Друзья, я знаю это точно:
Должна быть в каждом деле

[Т О Ч' К А]

- Мой знакомый ученик записал слово так. Кто прочитает вслух?

ТОЧЬКА

Что вы заметили?

- С чем вы не согласны?

(звук [Ч'] всегда мягкий, то дополнительная мягкость ему не нужна)

Хотя и, в стихотворении говорится, что должна быть точка в каждом деле, но сегодня на уроке мы точку ещё не ставим.

Ребята пока наши волшебники нам рассказывали о фокусах русского языка, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. Запишите предложения , исправьте все ошибки.

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились.

Итак, я предлагаю сделать вам по нашему уроку вывод, как же обозначается на письме мягкость согласных.

Мягкий знак

Мягкий знак, мягкий знак 
Без него нельзя никак, 
Без него не написать
30, 20,10, 5.
Вместо есть напишем ест,
Вместо 
шесть получим шест.
Станут 
пенками пеньки
Уголками – угольки,
Банька 
в банку превратится.
Вот что может получиться, 
Если будем забывать 
Мягкий знак в словах писать.

Итог урока

Итак, положите перед собой 3 карандаша синий, красный зеленый

Если на уроке вам все было понятно поднимите зеленый карандаш

Если остались вопросы, то синий карандаш

Если вам было трудно на уроке, и вы нечего не поняли поднимите красный карандаш.

Спасибо за урок. Все молодцы!



Предварительный просмотр:

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/07/list-berezyi-1.png https://st.depositphotos.com/1001009/3111/i/950/depositphotos_31115967-stock-photo-snail-with-a-green-shell.jpghttp://syromono.info/images/rooftop-clipart-home-roof-15.jpg

https://avatarko.ru/img/kartinka/8/kot_7257.jpg  http://blvcccvrd.com/images/window-cartoon-6.jpg  https://thumbs.dreamstime.com/z/carretel-da-linha-39520672.jpg



Предварительный просмотр:

ЗВУКИ

Гласные

Согласные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока "Произношение и обозначение на письме согласных звуков"

Расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно строить и применять новые  знания.Формировать новые способы действий,  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; уста...

Открытый урок по обучению грамоте и письму 1 класс (ПНШ)

Открытый урок по обучению грамоте и письму 1 класс (ПНШ)...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по предмету: «Графика и письмо»

тема урока "Рисование гроздь рябины "...

Урок по русскому языку во 2 классе по теме: «Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков».

Тема урока: «Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков».Учитель: Корабельникова Светлана Викторовна.Класс: 2.УМК: «Планета знаний»....

Технологическая карта открытого урока русского языка (обучение грамоте. Письмо) 1 класс 2018г.

Технологическая карта открытого урока русского языка (обучение грамоте. Письмо) 1 класс 2018г....