конспект урока русского языка на тему Части речи Школа России 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Закрепление по теме «Части речи»
Цели: - закрепить знания об особенностях существительных, прилагательных, глаголов
Задачи: 1. Формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.
2. Развивать орфографическую зоркость.
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, чувство взаимопомощи.
Ход урока
- Организационный момент (псих настрой музыка)
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь
Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Викторовна!
У нас сегодня необычный урок, а урок - путешествие, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете.
Школа, дом трава, земля
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что диван, велосипед.
Бываю разного рода я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я существительное, (табличка печать)
Художницу нашу знает весь свет
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие? (табличка печать)
Я, страшное дело, какой деловой,
В любое дела ухожу с головой,
Задачи решаю, на скрипке играю,
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы я тени отдыхаю.
- Как зовут нашего третьего гостя? Глагол (табличка печать)
На дороге кот сидит.
За дорогой столб стоит.
По тропинке побегу,
До дороги добегу.
Там подземный переход.
От дороги кот идёт.
У дороги – поворот.
Шел к дороге пешеход
Мы в дороге будем сутки.
Нам с дорогой повезло,
В дождь её не развезло.
Нам в рассказе о дороге,
Очень помогли… (предлоги) (табличка печать
2,Постановка темы и цели урока
О чем мы будем говорить?
Правильно о частях речи. Итак мы отправляемся в путешествие, Наш город называется Части речи,
. Вы будете словами -жителями сказочного города Части Речи. Но для того чтобы наше путешествие прошло организованно нам необходимо соблюдать правила работы в группе выбрать капитана, правильно подать знаки о готовности группы условным знаком готовности будут вытянутые руки к центру стола. На столах у вас лежат листы путешественников; на них есть задания и за выполнение каждого задания вы будете получать ключ-разгадку. В конце урока мы узнаем название страны, в которой находится этот город, так же восстановим улицы . В каждой группе есть капитан , который будет представлять результаты выполненных заданий. Каждая часть речи имеет свой цвет: улица имени существительного (Красного), улица имени глагола (Синий), улица имени прилагательного(желтого), переулке предлогов (зеленого)
. (Шкатулка или шарики с ключами) (слайд с музыкой)
- Итак, мы отправимся в город Части речи. Узнаем, какие в нем живут жители, чем они занимаются. По ходу нашего путешествия мы повторим изученные части речи, закрепим умение различать слова разных частей речи, и в конце нашего путешествия мы узнаем в какой стране находится этот город. А что находится вокруг нашего города вы узнаете, отгадав загадку.
Здесь - куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать?
(Море)
(Слайд с загадкой о море)
Подберите однокоренные слова и вклейте эти слова в свои листы путешествиника. найдите корень.
Море, морских, моряк, морские. Какая общая часть у этих слов?
Какая общая часть у этих слов?
(слайд4)
Итак мы с вами справились с заданием какой корень в этих словах (Мор) Это первая часть названия Страны МОР
(Вывесить на доску табличку мор)
Вошли слова в город, а там улиц и домов видимо невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят. Зашли слова на одну улицу, а тут, откуда ни возьмись стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО? Такие? ЧТО? Вас сюда привело?
-Одни растерялись, другие ответили.
- Как вы думаете, какие слова могли ответить стражникам на их вопросы?
- Что обозначают эти слова?
- Как они называются?
- Что ещё вы знаете о существительных?
Как называется эта улица?
(слайд 6)
Слова на этой улице жили в разных домах, у каждого слова был свой дом. Помогите словам найти свой дом.
Определи род имен существительных
Огонь, улица, переулок, местность, район, озеро, аллея село, солнце.
Мужской род (он мой) | Женский род (она моя) | Средний род (оно мое) |
. Проверьте правильность выполнения задания( проверка слайд) еще одно задание выполнено, и мы получаем вторую часть названия страны (фо)
Вывесить на доску ФО
- Ну вот, наши существительные нашли себе место жительства.
А что же другие слова, которых не пустили стражники?
Хотите узнать и них?
Пошли они дальше. Идут - идут по дороге видят другую улицу. А на ней другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, стирают, танцуют. И стражники тут как тут.
- Что тут делаете?- строго спрашивают.
-Мы пропускаем только тех, кто что - то умеет. Нам лентяи не нужны!
- О какой части речи мы будем говорить?
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Что они обозначают?
- Как зовут жителей этой улицы?
Слова на этой улице жили в разных домах, у каждого слова был свой дом. Помогите словам найти свой дом.
К каждому существительному подбери подходящие по смыслу глаголы и запиши.
Ветер - ..., ... . Снег - ..., ... . Зима - ..., ... ..., ... . Листва - ..., ... . Птицы - ..., ... ..(слайд10)
Проверьте правильность выполнения задания( проверка слайд) еще одно задание выполнено и мы получаем третью часть названия страны (ло). Вывесить на доску ЛО
Физминутка. Слайд 11
И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не запустили. Пошли они дальше. Смотрят, улица красивая. Заглянули они в окошки домов: комнаты нарядные такие: шарами и цветами украшены. Синие, красные, зеленые шары висят. Музыка играет. И ходят там слова разные: одни веселые, другие грустные, третьи умные и добрые. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь и тут стражники стоят. Не пускают.
- Какой у вас документ? Какие товары везёте? - спрашивают.
- О какой части речи мы будем говорить?
- Что они обозначают?
- На какие вопросы отвечают?
- Как зовут жителей этой улицы?
- Для чего прилагательные в нашей речи?
Задание. Работа в п.л
Подбери к существительному прилагательное подходящее по смыслу
_________ медведь, _________ день, ____________урок, ___________новость,___________семья.
солнечный, хорошая , крепкая. белый, интересный,
проверка слайд
Проверьте правильность выполнения задания( проверка слайд) еще одно задание выполнено и мы получаем четвертую часть названия страны (ги) Вывесить на доску ГИ
Остались совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький переулок, на нём домик, окошки светятся. И стражников никаких нет. Заглянули они в окошко – а там такие же, как они, маленькие сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели такие же слова, как они сами. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!»
– А вы кто? – спросили наши слова.
– А мы слуги этого города – предлоги. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Если бы не наша служба, то несладко пришлось бы остальным словам в предложении. Вот видите – мы вяжем? Это мы слова в предложении связываем.
– Мы тоже хотим служить этому городу – сказали наши слова и остались жить в этом городе. ответьте на вопросы используя предлоги
- Где ты учишься? ________
- С кем ты ходишь в школу? __________
- О ком ты прочитал книгу? ___________
Проверьте правильность выполнения задания( проверка слайд) еще одно задание выполнено, и мы получаем четвертую часть названия страны (я) Вывесить на доску Я
– А какие ещё предлоги вы знаете? Слайд
- Все слова в городе Части речи нашли своё место. Стали они жить дружно, потому, что все части речи нужны и важны в предложении. Страна, в которой живут части речи, называется Морфология. Морфология — это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
- Итог урока.
- Как называется раздел грамматики, который изучает части речи?
Читают с доки название страны (Морфология)
- Какие части речи повторили? Сейчас мы соберем город поставим все улицы на места
Имена существительные капитаны приклеивают домик, прилагательные и т.д
Украсьте наш город. Сегодня мы отлично справились с зданиями т, что хорошо усвоили тему, помещают свой цветы и птичек на улицах города. Посадка по местам благодарнось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока русского языка "Правила переноса слов" 1 класс УМК "Школа России"
Материал позволяет формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенк...
Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глагола" (2 класс, Школа России)
Неопределённая форма глагола...
Конспект урока русского языка "Число имен прилагательных" 3 класс УМК "Школа России"
Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка "Число имен прилагательных"....
Конспект урока русского языка + презентация "Согласные звуки (1 класс УМК "Школа России")
Конспект урока русского языка + презентация...
Конспект урока русского языка "Алфавит или азбука" (1 класс УМК"Школа России")
Конспект урока русского языка...