конспект урока русского языка на тему Части речи Школа России 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Черникова Елена Викторовна

Урок  путеществие в страну Морфология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Закрепление по теме «Части речи»

Цели: - закрепить знания об особенностях существительных, прилагательных, глаголов

Задачи: 1. Формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, чувство взаимопомощи.

Ход урока

  1. Организационный момент (псих настрой музыка)

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь

Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Викторовна!

У нас сегодня необычный урок, а урок - путешествие, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете.

Школа, дом трава, земля

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что диван, велосипед.

Бываю  разного рода я рода:

Тротуар, окно, природа.

Изменяюсь по числам, по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я существительное, (табличка печать)

Художницу нашу знает весь свет

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие? (табличка печать)

Я, страшное дело, какой деловой,

В любое дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы я тени отдыхаю.

- Как зовут нашего третьего гостя? Глагол (табличка печать)

На дороге кот сидит.

За дорогой столб стоит.

По тропинке побегу,

До дороги добегу.  

Там подземный переход.

От дороги кот идёт.

У дороги – поворот.

Шел к дороге пешеход

Мы в дороге будем сутки.

Нам с дорогой повезло,

В дождь её не развезло.

Нам в рассказе о дороге,

Очень помогли… (предлоги) (табличка печать

2,Постановка темы и цели урока

О чем мы будем говорить?

 Правильно о частях речи. Итак  мы отправляемся в путешествие, Наш город называется Части речи,

. Вы будете словами -жителями сказочного города Части Речи. Но для того чтобы наше путешествие прошло организованно нам необходимо  соблюдать правила работы в группе выбрать капитана,  правильно подать знаки о готовности  группы  условным знаком  готовности будут вытянутые руки к центру стола. На столах у вас лежат листы путешественников; на них есть задания и за выполнение каждого задания вы будете получать ключ-разгадку. В конце урока мы узнаем название страны,  в которой  находится этот город, так же восстановим улицы  . В каждой группе есть капитан , который будет представлять результаты выполненных заданий. Каждая часть речи имеет свой цвет: улица имени существительного (Красного), улица имени глагола (Синий), улица имени прилагательного(желтого), переулке предлогов (зеленого)

.  (Шкатулка или шарики с ключами) (слайд с музыкой)

-  Итак, мы отправимся в город Части речи. Узнаем, какие в нем живут жители, чем они занимаются.  По ходу нашего путешествия мы повторим изученные части речи, закрепим умение различать слова разных частей речи, и в конце нашего путешествия мы узнаем  в какой    стране   находится этот город. А что находится вокруг нашего города вы узнаете, отгадав загадку.

 Здесь - куда не кинем взор -

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь.

Все смогли его узнать?

 (Море)

(Слайд с загадкой о море)

Подберите однокоренные слова и вклейте эти слова в свои  листы путешествиника. найдите корень.

Море, морских, моряк, морские. Какая общая часть у этих слов?

Какая  общая часть у этих слов?

(слайд4)

Итак  мы с вами справились с заданием какой корень в этих словах  (Мор) Это первая часть  названия Страны МОР

  (Вывесить  на доску  табличку мор)

Вошли слова  в город, а там улиц и домов видимо невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят. Зашли  слова на одну улицу, а тут, откуда ни возьмись стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО? Такие? ЧТО? Вас сюда привело?

-Одни растерялись, другие ответили.

- Как вы думаете, какие слова могли ответить стражникам на их вопросы?

- Что обозначают эти слова?

- Как они называются?

- Что ещё вы знаете о существительных?

Как называется эта улица?

 (слайд 6)

Слова на этой улице  жили в разных домах, у каждого слова был свой дом. Помогите словам найти свой  дом.

Определи  род имен существительных

Огонь, улица,  переулок, местность, район, озеро, аллея село, солнце.

Мужской род (он мой)

Женский род (она моя)

Средний род (оно мое)

. Проверьте  правильность  выполнения задания( проверка  слайд) еще одно задание  выполнено,   и мы получаем вторую часть названия страны (фо)

 Вывесить на доску ФО

- Ну вот, наши существительные нашли себе место жительства.

А что же другие слова, которых не пустили стражники?

 Хотите узнать и них?

Пошли они дальше. Идут - идут по дороге видят другую улицу. А на  ней  другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, стирают, танцуют. И стражники тут как тут.

- Что тут делаете?- строго спрашивают.

-Мы пропускаем только тех, кто что - то умеет. Нам лентяи не нужны!

- О какой части речи мы будем говорить?

 - На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что они обозначают?

- Как зовут жителей этой улицы?

Слова на этой улице  жили в разных домах, у каждого слова был свой дом. Помогите словам найти свой  дом.

  К каждому существительному подбери подходящие по смыслу глаголы и запиши.

Ветер - ..., ... . Снег - ..., ... . Зима - ..., ... ..., ... . Листва - ..., ... . Птицы - ..., ... ..(слайд10)

Проверьте  правильность  выполнения задания( проверка  слайд) еще одно задание выполнено и мы получаем третью часть названия страны (ло).  Вывесить на доску ЛО

Физминутка. Слайд 11

И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не запустили. Пошли они дальше. Смотрят, улица  красивая.  Заглянули они в окошки домов: комнаты нарядные такие: шарами и цветами украшены. Синие, красные, зеленые шары висят. Музыка играет. И ходят там слова разные: одни веселые, другие грустные, третьи умные и добрые. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь и тут стражники стоят. Не пускают.

- Какой у вас документ? Какие товары везёте? - спрашивают.

- О какой части речи мы будем говорить?

- Что они обозначают?

- На какие вопросы отвечают?

- Как зовут жителей этой улицы?

- Для чего прилагательные в нашей речи?

Задание. Работа в п.л

 Подбери к существительному прилагательное подходящее по смыслу

_________ медведь, _________ день,  ____________урок, ___________новость,___________семья.

солнечный, хорошая , крепкая. белый, интересный,

проверка слайд

Проверьте  правильность  выполнения задания( проверка  слайд)   еще одно задание  выполнено   и мы получаем четвертую  часть названия страны (ги) Вывесить на доску   ГИ

Остались совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький  переулок, на нём домик, окошки светятся. И стражников  никаких нет. Заглянули они в окошко – а там такие же, как они, маленькие сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели такие же слова, как они сами. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!»

 А вы кто? – спросили наши слова.

 А мы слуги этого города – предлоги. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Если бы не наша служба, то несладко пришлось бы остальным словам в предложении. Вот видите – мы вяжем? Это мы слова в предложении связываем.

 Мы тоже хотим служить этому городу – сказали наши слова и остались жить в этом городе. ответьте на вопросы используя предлоги

  1. Где ты учишься? ________
  2. С кем ты ходишь в школу? __________
  3. О ком ты прочитал книгу? ___________

Проверьте  правильность  выполнения задания( проверка  слайд) еще одно задание выполнено, и мы получаем четвертую часть названия страны (я) Вывесить на доску Я 

А какие ещё предлоги вы знаете? Слайд  

- Все слова в городе Части речи нашли своё место. Стали они жить дружно, потому, что все части речи нужны и важны в предложении. Страна, в которой живут части речи,  называется Морфология.  Морфология — это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.  

  1. Итог урока.

- Как называется раздел грамматики, который изучает части речи?

 Читают с доки название страны (Морфология)

- Какие части речи повторили? Сейчас мы соберем  город поставим все улицы на места

Имена существительные капитаны  приклеивают домик, прилагательные и т.д

Украсьте  наш город. Сегодня мы отлично  справились с зданиями т, что хорошо усвоили тему, помещают свой цветы и  птичек   на улицах города. Посадка по местам  благодарнось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока русского языка "Правила переноса слов" 1 класс УМК "Школа России"

Материал  позволяет формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенк...

Конспект урока русского языка "Число имен прилагательных" 3 класс УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка "Число имен прилагательных"....