Изменение имен существительных по падежам (склонение) (Открытый урок)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Клименчук Светлана Сергеевна

Формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Изменение имен существительных по падежам (склонение)

Целевые установки (планируемые результаты)

Предметные умения

УУД

формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении

Определять падеж имени существительного, правильно ставить вопрос к имени существительному, писать орфограммы в новых  словарных словах, писать слова с известными орфограммами.

Личностные: устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала.

Регулятивные: ставить учебные задачи, проверять результат выполненного задания.

 Познавательные: получить первоначальные знания о склонении имен существительных (изменении по падежам).

Коммуникативные:  сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, формулировать монологическое  высказывание.

Тип урока

Открытие новых знаний

Ресурсы

Учебник Соловейчик М.С. «Русский язык», 3кл., ч.1, наглядный и раздаточный материал, презентация.

п/п

Этап урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

Методы и формы работы на уроке

1.

Мотивирование к учебной деятельности

(Приветствие,  создание эмоционального настроя)

Мы сегодня отправляемся в море знаний. Если мы отправляемся в море, какой транспорт нам необходим? (ответы детей) СЛАЙД 1

Капитаном корабля буду я. Но капитан не может управлять кораблём без лоцмана. Кто такой лоцман? (ответы детей) СЛАЙД 2 

Сегодня вы будете лоцманами. От вас зависит, насколько удачным будет наше путешествие. Отравляемся в плаванье. СЛАЙД 3 

Мотивация к учебно-познавательной деятельности

Нам необходим корабль.

Лоцман – это человек, хорошо знакомый с известной местностью и морским делом

Личностные:(смыслообразование): мотивация учебной деятельности.

Познавательные: знакомство с понятием «лоцман».

Фронтальный опрос

Гимнастика для глаз

Прежде чем начнем писать, сделаем гимнастику для наших глазок.  СЛАЙД 4

Анимированный  с изображением рыбок.

Рыбки весело резвятся

В чистой светленькой воде,

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке.

«В пучине морской» (видео)

Фронтальная работа

2.

Актуализация знаний (повторение  материала)

Повторение понятия «падежи», «именительный падеж

А теперь открываем тетрадки, от предыдущей работы отступаем 2 строчки и записываем  число (Девятое ноября),  на следующей строчке «Классная работа».

-Пока вы делали записи в   тетради, к нашему кораблю пристал  бочонок, а в нём - вопросы. Лоцманы помогите, на них ответить.

«Бочонок знаний» (вопросы записаны на листочках)

-У кого оказался спасательный круг, тот выходит к доске.

-Как изменяются имена существительные? (по числам, вопросам)

-Как называют учёные такое изменение  имён существительных?  (по падежам)

-С каким падежом мы уже познакомились? (именительным)

 -Какие вопросы имеет именительный падеж? (Кто? Что?)

Хорошо вы справились с этим заданием!

Записывают число, «Классная работа»

4 обучающихся по очереди (как встанут у доски) вытаскивают вопросы из  бочонка. Читают по одному и отвечают на вопрос. В случае затруднения отвечают остальные ученики.

Личностные: доброжелательность.

Познавательные (логические): обобщение

Регулятивные: выполнять учебные действия на основе материальных объектов.

Коммуникативные: формировать своё мнение и позицию договариваться о распределении ролей.

Дифференцированный  подход (работа с обучающимися с низким уровнем мотивации к обучению)

3.

Постановка цели урока

Упорядочение и название  падежей

Ребята, обратите внимание на доску. Давайте прочитаем эти предложения.

Стоит машина.

Подошел к  машине.

Сел в машину.

Что объединяет все эти предложения?

Одинаково звучит оно?

Машина какая часть речи?

В каком из этих предложений вам легко будет определить падеж имени существительного?

- Что же делать с остальными существительными, которые отвечают на другие вопросы?

-Кто из лоцманов  догадался, над чем мы сегодня будем работать? Чему будем учиться?

Правильно, мы сегодня с вами познакомимся с остальными  падежами и их вопросами и тогда, наверняка, сможем решить нашу задачу с предложениями.

- От старого моряка мне досталась одна карта-письмо, в котором написано, как найти одно из сокровищ знаний – названия падежей. Внимательно послушайте   его и постарайтесь запомнить изменение имени существительного (приглашаю к чтению письма заранее подготовленного ученика)

ПИСЬМО

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя. И решили назвать Именительным. Родился – стал Родительным. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был большим озорником, и его  за проделки винили. И он стал Винительным. Подрос,  стал творить  добрые дела и называться стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.

 

-О ком или о чём  идёт речь? (о падежах)

-Какие названия падежей вы запомнили?

-Уточним, все ли падежи мы назвали.

-Откройте судовой журнал на странице 79. Ведь сегодня мы на корабле, а значит учебник – это судовой журнал.

Учитель открывает на доске прикреплённые  таблички-названия падежей в хаотичном порядке.

-На море случился шторм, и падежи перепутались. Давайте расставим падежи в нужном порядке. Кто справится  с работой лоцмана в море знаний?

Все согласны? Давайте проверим.

СЛАЙД 5 с падежами в правильном порядке.

-Что поможет нам определить падеж имени существительного? (вопросы и предлоги)

- Кто заметил, у какого падежа нет предлогов? (именительного)

Запишите вопросы и предлоги в таблички-памятки, которые находятся у вас на партах.

 -А теперь уточним падеж →вопросы →предлоги. Говорим хором.

Одновременно с проговариванием дополняется СЛАЙД 5.

Выдвижение гипотезы, постановка цели

Слово машина.

Нет, изменяется окончание.

Имя существительное.

Стоит машина. И.п.

Определяют и затрудняются.

Мы познакомимся с остальными падежами имён существительных и научимся их определять.

Опережающее обучение

Читает заранее подготовленный ученик

Слушают сказку, пытаются запомнить названия падежей.

О падежах

Перечисляют

Открывают учебник, уточняют порядок падежей.

Выходят к доске, устанавливают правильный порядок.

Представление знаний.

Вопросы и предлоги.

У именительного.

Дети заполняют индивидуальную табличку вопросами и предлогами (в ней уже записаны падежи).

Обучающиеся проверяют, проговаривают хором вопросы.

Личностные: уважительное отношение к чужому мнению.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные (целеполагание): формулировать и удерживать учебную задачу.

Личностные: уважительное отношение к чужому мнению

Познавательные (логические): сравнение.

Регулятивные: выполнять действия в материальной форме.

Коммуникативные:  проявление активности во взаимодействии.

Дифференцированный подход

Фронтальный опрос

Опора на мотивированных детей

Фронтальный опрос

Работа по учебнику

(поисковая деятельность)

Дифференцированный подход (дети с низкой мотивацией)

Фронтальный опрос

Самостоятельная и индивидуальная работа

Коллективная работа

4.

Восприятие (открытие детьми нового способа действия, правила, понятия)

Создание проблемной ситуации

-В море знаний мы нашли  еще одно сокровище – вопросы и предлоги. А теперь, уважаемые лоцманы, нужно правильно ими воспользоваться.

-А для этого нам поможет инструкция в судовом журнале с. 80.

-Ознакомьтесь с ней.

-Уточним шаги, по которым будем определять падежи имён существительных.

СЛАЙД 6 –алгоритм

- Используем наши сокровища знаний. Выполним задание. Смотрим все внимательно на доску. Все вместе опираясь на алгоритм выполняем  задание.

Мечтаю о путешествиях. Что делаю? Мечтаю, мечтаю о чем? О путешествиях.  О путешествиях Пр.п.

- А теперь прошу выходить по очереди ребят, у которых на парте якорь с номером. В таком порядке и выходите.

Задание записано на доске:

плывём по морю Д.п.

вижу капитана В.п.

нет капитана Р.п.

-Как быть, если  существительное отвечает на один и тот же вопрос? Всегда ли это родительный и винительный падеж? Как определить?

- Выясним, верны ли наши предположения в судовом журнале с. 80. Обрати внимание!

Планирование деятельности

Дети работают по учебнику, дают пошаговую инструкцию.

Таблица-памятка

Вызванные ученики выполняют у доски, остальные – в тетрадях.

Задавать два вопроса

Познавательные:  построение рассуждения

Регулятивные (контроль): осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание

Работа по учебнику (поисковая работа)

Фронтальный опрос (дети  с низким уровнем мотивации)

Опора на мотивированных детей

Проблемное обучение

Работа по учебнику.

Работа с детьми с низким уровнем мотивации.

5.

Осмысление

(первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)

Продолжение работы. А теперь самостоятельно каждый в своей тетрадке выполняет задание опираясь на алгоритм действу так и обрати внимание!

причалил к берегу

одевать ботинки

стоял на палубе

 - Узнаем, удалось ли вам, товарищи лоцманы, без капитана

справиться с работой. Обменяйтесь тетрадями и проверьте.

Дети выполняют работу в тетрадях самостоятельно.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации из учебника, знакомство с понятием  «прогары»

Регулятивные (прогнозирование): предвидеть уровень усвоения знаний

Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль

Самостоятельная работа

Взаимопроверка

Фронтальный опрос

Физминутка 

СЛАЙД 7 Встали все на палубе и разомнемся немного!

Упражнение  называется «Четыре стихии». Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля»- вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух»- вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу «огонь» - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

Повторяют движения.

Коллективная работа

6.

Закрепление.

Смотрите, ребята, СЛАЙД 8 мимо корабля пролетела чайка и сдула все падежные вопросы.  Помогите капитану  собрать их  по группам.  У вас на партах такие же вопросы, работаем в парах.  Пара, которая справится первой выходит к доске и составляет пары, остальные проверяют.

Пока дети выполняют задание раздаю якорь и спасательный круг.

Молодцы, ребята!

У детей лежат карточки с  падежными вопросами. Складывают вопросы парами.

Проверка: Выходят к доске и составляют правильно пары вопросов. Остальные дети сравнивают.

Личностные: умение сотрудничать.

Познавательные:  классификация по заданным критериям.

Регулятивные

(контроль): сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество.

Работа в парах

7.

Итог (Рефлексия учебной деятельности на уроке)

- Чему мы сегодня научились в море знаний?

А теперь вернемся к нашим предложениям, можем ли мы теперь определить падеж этих существительных?

Приглашаю учеников по очереди определить падеж имени существительного.

Научились определять падеж имени существительного. Узнали новые падежи и  вопросы к ним.

Промежуточная рефлексия

Дети по очереди выходят к доске и определяют падеж.

Личностные: эмоционально-нравственная отзывчивость.

Познавательные (общеучебные): рефлексия способов и условий действий.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коллективная работа

Фронтальный опрос

 

-Как вы думаете, справились ли вы с работой лоцмана? У вас на партах лежит якорь и спасательный круг, если вы, считаете, что вам легко было работать –  поднимите в руке якорь, если работа вызвала затруднение – спасательный круг.

-Вы сегодня молодцы. В нашем плавании мы не только нашли сокровища, но и сумели правильно ими распорядиться.

 СЛАЙД 9

Домашнее задание с.79 выучить падежи, упр.205 (учебник)

Дети поднимают руки с соответствующими предметами.

Проведение самооценки

Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.  Познавательные (общеучебные): контролировать и оценивать результат деятельности

Коллективная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

Цели урока:•        Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

Цели урока:•        Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам"

В основу урока положена дидактическая система Яновицкой Е.В." Как учить и учиться на уроке так, чтобы учиться хотелось, и удавалось учиться в условиях коллективного обучения в современной общеобразова...

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

Урок по русскому языку для 3 класса на тему:"Изменение имен существительных по падежам (склонение)"

Урок интересен своими разнообразными видами деятельности на уроке. И отвечает всем параметрам ФГОС....

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Изменение имен существительных по падежам (склонение)"

Цель урока: дать первоначальное представление о склонении имен существительных. Задачи: Образовательные: - ввести термин "падеж" и "склонение"; - познакомить с названиями падежей, шестью парами падежн...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по падежам. Склонение."

Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по падежам. Склонение."...